Урок алгебры и начала анализа по теме "Методы решения показательных уравнений". 11-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: Освоение методов решения показательных уравнений.

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение решать задачи методами характерными для решения показательных уравнений;
  • Развивающие: формировать умения классифицировать показательные уравнения и определять методы их решения.
  • Воспитательные:воспитывать умение работать в группе

Форма урока: урок-практикум.

Используемые технологии: дифференцированного обучения, ИКТ.

Формы работы:  индивидуальная, групповая.

Оборудование: персональный компьютер у каждого ученика (или на 1-2 человека), компьютер у учителя, экран, мультимедийный проектор, на столах: листы с заданиями, листы самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

– Здравствуйте ребята!

II. Вводно-мотивационный этап

– Эпиграфом нашего урока послужат слова Лейбница:  «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, – что, следуя этому методу, мы достигнем цели».
Сегодня на  уроке мы будем заниматься методами решения показательных уравнений.
Сейчас я вам предлагаю выполнить тест, для того чтобы определить ход дальнейшей нашей работы.

Выполнение тестовых заданий (задания составлены на основе заданий Части В из ЕГЭ)
После выполнения теста, образуются группы для дальнейшей работы. Те, кто получил оценку «2», продолжают работу над заданиями базового уровня (они получают карточку с заданием и ответами, а также инструкции по выполнению задания):

Решить уравнение Ответ
1

6

2 – 2,5
3

12

4

3

5

13

6

21

7

– 1

8

– 2

9

– 1

10

– 5

Замечание: если затрудняешься при выполнении  данных уравнений, воспользуйся учебником стр. 94. Пример 1.  

Итоги тестирования заносятся в таблицу оценивания:

Лист самооценки

Фамилия, имя
Этапы урока Количество баллов
1. Тестирование  
2. Практическая работа в группе  
3. Индивидуальная работа по карточке  
Итого:  
Оценка  

После выполнения данных заданий, выполняют повторное тестирование, если его проходят успешно, включаются в работу какой-то группы. Остальные учащиеся делятся на группы и выполняют практическую работу.

III. Практическая работа

Задание: из списка уравнений выбрать уравнения указанного типа (уравнения записать в таблицу) и решить их (ответ занести в таблицу, указав метод решения): 

  1. Уравнение, не относящееся ни к одному из ниже указанных типов
  2. Простейшее показательное уравнение
  3. Произведение степеней в левой части уравнения, а в правой число
  4. Три разных основания степеней и произведения в левой и правой частях уравнения
  5. Одинаковые основания – разные показатели степеней
  6. Разные основания – одинаковые показатели степеней
  7. Разные основания – разные показатели
  8. Основания степеней – иррациональные числа

Список уравнений:

Таблица для записи ответов:

Типы уравнений

Уравнение

Ответ

Методы решения уравнений

1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      

 

Типы уравнений

Уравнение

Ответ

Методы решения уравнений

1

0

Графический

2

– 4

Метод уравнивания показателей
3

2

Метод уравнивания показателей
4

0

Метод уравнивания показателей
5

– 1

Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей
6

1

Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей
7

– 1

Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей
8

– 1,1

Метод введения новой переменной, метод уравнивания показателей

Выполняется групповая взаимопроверка, с ответами предложенными учителем. За верное соответствие уравнения указанному типу – 1 балл, за верное решение – 2 балла.

Нормы оценок:

«5» – 20-24 балла;
«4» – 13-19 баллов;
«3» – 6-12  баллов;
«2» – менее 2.

Если какая-то группа не справилась с решением данного уравнения, то группа, успешно решившая его, объясняет его решение. Если какое – то уравнение не решила ни одна из групп, ход решения показывает учитель.

– Какими методами решаются данные уравнения? (первое, второе, и т.д.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Работа по карточкам:

1 вариант

Установите соответствие между уравнением и методом его решения.

Уравнение Методы решения
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод

2 вариант

Установите соответствие между уравнением и методом его решения.

Уравнение

Методы решения

Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод
Метод уравнивания показателей
Метод введения новой переменной
Функционально-графический метод

 Учащиеся одной группы меняются своими решениями  и осуществляется взаимопроверка  по решению учителя (Слайд)

Ответы:

1 вариант 2 вариант
Метод введения новой переменной Метод уравнивания показателей
Функционально-графический метод Метод введения новой переменной
Метод уравнивания показателей Метод уравнивания показателей
Функционально-графический метод Функционально-графический метод
Метод введения новой переменной Метод введения новой переменной
Метод уравнивания показателей Функционально-графический метод

V. Итоги урока:

– Подведем итоги. Заполнение листка самооценки. (Находят среднее арифметическое своих оценок и получают соответствующую оценку за урок).

– Какие методы решения показательных уравнений были рассмотрены на уроке?
– Для чего, по вашему мнению, нужен этот материал?
– Я думаю, что материал, полученный на этом уроке пригодится вам при подготовке к ЕГЭ.
– Те, кто набрал немного баллов за урок, не огорчайтесь.  Но, а те, кто набрал хорошие баллы не забывайте слов Н.Д.Зелинского «Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться». И, следуя, словам Лейбница: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, – что следуя этому методу, мы достигнем цели». (Г.Лейбниц)

Приложение 1