Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


С целью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» одним из приоритетных направлений Концепции воспитательной политики ГБОУ СПО « Свердловский областной медицинский колледж» является патриотическое воспитание студентов.

Гербы, флаги, гимны – неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Государственные символы Российской Федерации являются национальным достоянием, которое нужно беречь, изучать и популяризировать во славу Отечества и во благо его граждан.

Осознавая актуальность и значимость изучения российской геральдики творческой группой колледжа разработано учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей «Государственные символы России: герб, флаг, гимн» (Презентация 1).

В структуре данного пособия логично представлена информация о происхождении, истории развития государственного герба, флага, гимна России.

Пособие выполнено как разветвленная презентация в программе Power Point. Выбор в пользу этой программы был сделан из-за ее широкого распространения, чтобы у пользователей не возникали проблемы при работе с пособием, кроме того, форматы файлов пособия позволяют копировать и печатать тексты и иллюстрации при подготовке к урокам, отдельно прослушивать аудиофрагменты.

Материалы пособия организованы по принципу электронной энциклопедии, содержащей 7 разделов и приложение. Первые четыре раздела – «Из истории государственного герба России», «Из истории государственного флага России», «Методические рекомендации по использованию государственного флага Российской Федерации», «Из истории государственного гимна России» – содержат различные материалы справочного и демонстрационного характера: о происхождении и истории развития государственных символов с древнейших времен до наших дней, основанные на подлинных исторических документах, работах российских ученых историков, специалистов в области геральдики.

Раздел «Из истории государственного герба России» (Презентация 2) представлен 93 слайдами, на которых содержится информация о более чем полутысячелетней истории Российского герба: от первого из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла, датированного 1497 годом, до существующего ныне государственного герба России.

43 слайда раздела «Из истории государственного флага России» (Презентация 3) представляют один из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков – флаг, его трансформацию от знамени до современного флага России. На последнем слайде этого раздела представлена анимация российского флага.

В III разделе «Методические рекомендации по использованию государственного флага Российской Федерации», (Презентация 4) представлены рекомендации по размещению флага на зданиях (или возле них) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах постоянно и в дни государственных праздников; подъему государственного флага на зданиях официальных представительств РФ за рубежом, на международных переговорах, на морских и речных судах, при постоянном размещении флага в помещениях, во время официальных церемоний и торжественных мероприятий.

Раздел IV «Из истории государственного гимна России» (Презентация 5) представлен 56 слайдами, содержащими информацию о самых молодых из государственных символов – гимнах: их текстами, классификацией, историей появления.

В этом разделе содержатся также редкие фонограммы гимнов страны: «Преображенский марш», «Гром победы, раздавайся!» «Коль славен…», «Молитва русских», «Боже, царя храни», «Марсельеза», «Интернационал», «Гимн Советского Союза», «Патриотическая песнь», «Гимн Российской Федерации».

В V разделе (Презентация 6) «Законодательные акты о государственных символах» приводится статья 70 Конституции РФ, а также федеральные конституционные законы о государственном флаге, гербе и гимне.

Методическая составляющая пособия представлена разделами VI и VII. Раздел VI (Презентация 7) содержит интерактивные тестовые задания (50 вопросов), которые используются для проверки знаний по теме «Государственные символы России», результаты тестирования выводятся в последнем слайде презентации.

В VII разделе (Презентация 8) приведены 43 вопроса и задания по теме, которые могут быть использованы для проведения обобщающих занятий, брейн-ринга и др.

В приложении (Презентация 9) на десяти слайдах дан обширный библиографический список.

Материал, включенный в учебно-методическое пособие «Государственные символы России: герб, флаг, гимн», используется преподавателями колледжа для разработки собственных методических разработок аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий по ознакомлению студентов с государственной символикой нашей страны.

Преподаватели колледжа используют информацию о Государственной символике при изучении определенных тем, например, в разделах о Московском государстве, предпетровском и петровском времени преподаватели акцентируют внимание студентов на утверждении в эти исторические эпохи главных государственных символов – герба и флага. При ознакомлении студентов с отечественной символикой широко используются методы обучения, которые позволяют успешно задействовать их зрительно-слуховую память, эмоции и чувства (эмоциональный рассказ об истории становления российской государственной символики, демонстрации рисунков и цветных изображений герба и флага, прослушивание российских гимнов, показ портретов правителей, в эпоху которых утверждались символы, использование иллюстраций, характеризующих эту эпоху, видеофрагменты с видами символов олицетворяющих Россию: Московский Кремль, памятник Минину и Пожарскому, Собор Василия Блаженного, Новодевичий монастырь, Дворец съездов).

Познавательный интерес к указанной теме повышает использование контрольных вопросов и тестовых заданий, разработанных в автоматизированной интерактивной системе тестирования («АИСТ») и представленной в приложении 1 к пособию. Материалы данного учебно-методического пособия рекомендуются студента для внеаудиторной самостоятельной подготовки к семинарско-практическим занятиям.

Задача используемых разнообразных методов и приемов обучения состоит в усвоении основополагающих понятий – герб, флаг, гимн.

Данное пособие используется также в рамках изучения других предметов гуманитарного цикла: литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий (конкурсах, тематических классных часах, викторинах и др.), методическая разработка внеклассного мероприятия «Славься, Отечество наше свободное! Из истории российского гимна», имеется в приложении 2, 3, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России: торжественные международные, всероссийские, межрегиональные, региональные и общеколледжные мероприятия, праздники, такие как начало и окончание учебного года, вручение дипломов, День защитника Отечества, День конституции и День России.

Ознакомление студентов с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризация способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, сохранению преемственности поколений и укреплению социального единства общества уважения к государственным символам, формированию у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России, а также готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3