Энкаустика (вводное занятие)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомить детей с техникой изобразительного искусства – энкаустика.

Ход занятия

Энка́устика (от др. греч. ἐγκαυστική – [искусство] выжигания) – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название).

Восковая живопись, выполненная горячим способом, возникла в 5 в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных.

Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом (лат. название каутерии – стержень с ложечкой и лопаткой на концах), после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.

Этим способом пользовались классики древнегреческой живописи Зевксис и Паррасий (5-4 вв. до н. э.). Энкаустика чаще всего применялась в станковой живописи и монументальных росписях, там, где им угрожают атмосферные условия (наружные росписи, живопись в термах).

Наиболее известные образцы энкаустики  написаны около 3000 лет назад – т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны, I в. до н. э. – IV в.): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов.

Фаюмские портреты выполнены на деревянных досках, загрунтованных смесью воска, смол и масел; техника энкаустики постепенно вытеснялась «холодным способом». Ту же техническую эволюцию претерпели византийские иконы VI-XII вв.

В технике энкаустики возможен широкий спектр разнообразных эффектов; кроме того, вы можете приостанавливать и возобновлять работу по своему усмотрению без какого-либо ущерба для пленки краски. При этом поверхность восковых красок должна быть защищена от неосторожного механического воздействия.

В энкаустике используются сухие пигменты из растертых полудрагоценных камней и природных охр, а для связывания красок берется очищенный специальным образом так называемый «пунический» воск. Воск обладает способностью обволакивать пигмент, предохраняя его частицы от реакций с другими пигментами, от воздействия влаги и от коррозии.

В древнем церковном искусстве энкаустика использовалась очень широко. Древнейшие православные иконы Христа, Богоматери и святых, которые хранятся в собраниях крупнейших музеев и монастырей мира в Киеве, Константинополе, Риме, на Синае и благоговейно почитаются христианами, написаны именно в этой технике. Традиционная православная икона начиналась именно с энкаустической техники. Паломники, посещавшие монастырь св. Екатерины на Синае, навсегда запоминают впечатление от самых древних иконных образов дошедших до нас: энкаустических икон Спасителя, Богоматери, апостола Петра 6-ого века и многих других. Древние мастера обращались к энкаустике всякий раз, когда требовалось создать максимально выразительное и долговечное произведение. Художники-энкаусты занимали особое положение среди других художников, об их творениях складывались загадочные легенды.

Живопись восковыми красками была широко распространена вплоть до средних веков, затем последовал период некоторого забвения, когда она встречалась крайне редко и на короткое время. Так продолжалось до второй половины ХГХ века, когда в Германии наступил период настоящего возрождения энкаустики.

Елена Мартем.

Состоит членом в Государственном Союзе Шведских Художников, в Юго-Западном обществе художников, в Обществе Шведских художников, в обществе Графиков.

Имея за спиной высшее художественное и архитектурное образование, полученное в Москве, работает во всех техниках. Начинала в СССР в графике и станковой графике лубка, а в Швеции работает как художник уже с 1987 года с акриловыми красками, акварелью, пастелью и станковой графикой на меди. В 2004 году освоила технику энкаустики и работает в ней тоже с тех пор.

Приложение