Экспериментальная образовательная программа "Декоративный рисунок"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Для развития творческих способностей и общего эстетического воспитания детей большое значение имеет их приобщение к изобразительному искусству, в том числе декоративно-прикладному и оформительскому. Декоративное искусство развивает художественное восприятие реальной действительности, фантазию, изобретательность, композиционное мышление.

Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;
  • Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
  • Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;
  • Приобретение учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе.

Декоративное рисование - это рисование в декоративной манере. Оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но и внести некоторые условности.

Важнейшим выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.

Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а во главу угла ставятся такие аспекты, как нарочитость - выявленная активность изображаемого, приукрашенность. При значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив.

В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала автора.

Изучение предмета "Декоративный рисунок" помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в художественных решениях и пластических формах. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа окружающей действительности.

Основная часть.

Данная экспериментальная программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Предполагается изучение дисциплины "Декоративный рисунок" во II,III,IV классах отделения декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств. В процессе обучения ученики знакомятся с использованием различных декоративных приемов: штрихом, четкой линией, точкой; с приемом стилизации реальных объектов; с простейшими законами построения композиции, а также с отдельными тонкостями при организации декоративной композиции.

Возраст учащихся - 12-14 лет.

На занятиях во II и III классах сообщаются общие сведения о декоративном рисовании, учащиеся должны усвоить главные отличия декоративного рисования от академического, декоративной композиции от станковой. Мотивы, используемые для орнамента и композиции, могут быть геометрическими, а также являться результатом обобщения и переработки природных и анималистических форм. Наблюдая природу, ученики приучаются наблюдать и анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны и свойства. Природа не только подскажет ученикам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником эстетического наслаждения. Ведь именно из природы, из окружающей жизни художники черпали и продолжают черпать образы для своих произведений. Процесс стилизации натурных мотивов в декоративные сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэт, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство и др. Чтобы учащиеся освоили этот материал, теоретические знания должны быть закреплены в несложных практических упражнениях. Программа II и III классов предлагает серию подобных заданий.

В IV классе основное внимание учащихся обращается на создание декоративной композиции, которая должна в первую очередь отвечать общим требованиям и законам композиционных построений:

  • Формат листа использовать полностью;
  • Уравновешенность композиции:
  • Наличие активного изобразительного центра.
  • В конце третьего года обучения учащиеся должны знать, что:
  • Декоративная композиция имеет плоскостную трактовку объема, предметы не изображаются в случайных ракурсах;
  • Предметы в декоративной композиции стилизуются с целью активизации выразительности;
  • Изображение в композиции насыщено декором, но не перегружено им, чтобы за декором не терялось изображение.

Основными материалами для декоративного рисования являются:

  • Тушь, перо;
  • Черная и цветные гелевые ручки;
  • Тушь, кисть;
  • Белая и тонированная бумага.

Примерный тематический план и содержание предмета (Приложение 1)

Работы учащихся (Приложение 2)

Литература.

  1. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Диссертация д-ра пед.наук. - М., 1993.
  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1967.
  3. Декоративное рисование. Методическое пособие. - Магнитогорск, 1998.
  4. Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. - С-П., Любавич, 1996.
  5. Методическая разработка по теме "Декоративное рисование растительных форм".

 *  *  *

Данное задание разработано для учащихся первого года обучения по экспериментальной программе "Декоративный рисунок". Учащиеся на предыдущих уроках получили определенные знания по декоративному рисованию, познакомились с основными принципами декоративного рисунка и выполнили варианты декоративной фактуры в прямоугольниках. Вся работа по теме проводится поэтапно.

I этап. Знакомство с разнообразием листьев, травинок и цветов, собранных на пленэре и засушенных (1 час). Зарисовки натурного материала (3 часа).

Цели и задачи:

  • Провести ознакомительную беседу о разнообразии растительного мира, о характерных особенностях листьев деревьев разных пород, различных травинок и цветов, мхов, лишайников и грибов.
  • Выполнить несколько зарисовок с натуры.

Наглядный материал: Таблицы с изображением растительных мотивов, работы учащихся из методического фонда, гербарии, атласы-определители растений и просто их фотографии.

Материалы: белая и тонированная бумага 1/8 листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.

Краткое содержание беседы.

  1. Природа всегда была для художников источником глубокого эстетического наслаждения. Именно из природы, из окружающей действительности мастера черпали и продолжают черпать образы и сюжеты для своих произведений.
  2. Подробно остановимся на строении и характерных особенностях листа (дуба, клена, березы) и цветка (ромашки, лилии, незабудки, хризантемы).

II этап. Изучение приема стилизации растительных форм (2 часа).

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с процессом стилизации и декорирования стилизованных природных элементов.
  • Творчески подойти к заданию и найти нестандартные решения полученных образов.

Наглядный материал: варианты декоративной фактуры, таблицы с последовательностью стилизации растений.

Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.

Краткое содержание беседы.

Различные виды растений являются наиболее доступными и богатыми по пластике объектами, располагающие к декоративному их изображению. Стилизация - это обобщенное изображение, видоизменение формы природного объекта с целью выявления наиболее выраженных художественно-декоративных качеств. Для усиления степени выразительности форма листьев, цветов, мхов, лишайников, грибов в той или иной степени перерабатывается, видоизменяется (трансформируется). Трансформация формы производится за счет выявления и усиления природных качеств объектов, нелогично формы, например, округлые, превращать в угловатые, удлиненные формы заменять укороченными. Более логично заострить внимание на удлиненной форме, удлинив ее еще больше. Таким образом можно изменить форму объекта, усилить его характерные особенности, в противном случае этого делать не следует. Использование рисующих линий и декора должно быть также направлено на усиление выразительных объектов.

Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но не должен вступать в противоречие с формой объекта; главное верно найти его масштаб в объектах и соответственно подобрать толщину линии, чтобы он вошел в контур легким ажуром, не разрушая формы. Виды декора могут быть любыми - это уже дело фантазии автора. Важно привыполнение декоративной фактуры заботиться о цельности формы во избежание дробности при восприятии.

Практическая работа.

Индивидуальная работа во время занятия заключается в показе отдельным учащимся приемов стилизации и декорирования растений для того, чтобы подвести их к собственным творческим решениям и находкам.

В конце урока оценивается работа каждого учащегося. Отбираются наиболее удачные образцы. В дальнейшей работе ими могут пользоваться для создания декоративной композиции.

 

III этап. Работа над созданием декоративного рисунка растительных форм в определенном формате (6 часов).

Цели и задачи:

  • Выявить особенности формы выбранных растений, их силуэта, ракурса, пластическую направленность рисунка.

Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.

Краткое содержание беседы.

При композиционном составлении рисунка обратите вниманиена природные особенности выбранного растения. Например, для колючего татарника характерно наличие шипов и угловатости в форме листьев. Стало быть, в рисунке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт. Необходимо обратить внимание на места излома формы, участки соединения одних форм с другими. Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листа и цветка, поэтому в рисунке будут преобладать извилистые формы и тонкая проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии.

Основные требования к более длительным рисункам с использованием растительных форм:

Начиная работу, важно выявить особенности формы растения, его силуэта и ракурса;

При компоновке изображения в листе необходимо обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную и диагональную) и соответственно располагать в листе;

Обратить внимание на характер линий, из которых складывается силуэт;

При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму листиков, их группировку, т.к. это будут те природные особенности объекта, которые дают возможность декоративного преобразования;

Очень важно научиться работать аналитически, для исследования частей и деталей можно использовать лупу.

Практическая работа.

  • Работа над эскизом декоративного рисунка (2 часа)
  • Творческая работа (4 часа) выполняется учащимися самостоятельно, в конце занятия подводятся итоги: оценивается и анализируется каждый декоративный рисунок, наилучшие работы экспонируются на выставке.