Внеурочная деятельность ФГОС. Кружок "Калейдоскоп наук"

Разделы: Внеклассная работа


Программа кружка "Калейдоскоп наук" имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации "Об образовании", Стандарт, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка "Калейдоскоп наук" принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ "СОШ № 69".

Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Цель: Развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младшего школьника.

Задачи:

  • Отрабатывать арифметический и геометрический навык.
  • Развивать интеллектуальные способности ребёнка.
  • Формировать универсальные учебные действия: планирование, целеполагание, контроль, оценка результатов.
  • Воспитывать самостоятельность и усидчивость.

Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год. Периодичность занятий - 1 час в неделю. Формы организации обучения детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Формы работы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: "Пифагор", "Колумбово яйцо", дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, эстафеты.

Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  • устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • выдвигать гипотезы;
  • составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  • читать графическую информацию;
  • находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  • различать существенные и несущественные признаки.
  • отличать кривые и плоские поверхности;
  • доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  • уважение к товарищам и их мнению;
  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  • постановке учебных задач занятия;
  • оценке своих достижений;
  • действовать по плану.

Способы проверки результатов : тесты, математические викторины, графические диктанты, дидактические игры.

Формы подведения итогов: выпуск математической газеты, тестирование.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы Кол-во часов Теория Практика
  Арифметические забавы 15ч.    
1 Из истории математики. Как люди научились считать. 1 1 __
2 Взаимное расположение предметов. 1 __ 1
3 Понятия "больше -меньше", , "за- под", " "выше-ниже". 1 __ 1
4 Задачи в стихах. 1 __ 1
5 Конкурс "Загадки Весёлого Карандаша". 1 __ 1
6 Игры с числами. 1 __ 1
7 Магические квадраты. 1 __ 1
8 Математические задачи, требующие особых приёмов решения. 1 __ 1
9 Игра "Пифагор". 1 __ 1
10 Игра "Колумбово яйцо". 1 __ 1
11 Математические шарады. Ребусы. 1 __ 1
12 Задачи, решаемые без вычислений. 1 __ 1
13 Математическая эстафета. 1 __ 1
14 Понятие "Графический диктант". 1 1 -
15 Графический диктант. 1 __ 1
  Геометрическое конструирование. 18.    
16 Что такое "Геометрия". 1 1 __
17 Понятие "поверхность". 1 1 __
18 Линия. Точка. 1 __ 1
19 Симметрия фигур. 1 1 __
20 Задачи на разрезание. 1 __ 1
21 Задачи на склеивание. 1 __ 1
22 Задачи со спичками. 1 __ 1
23 Геометрическая викторина. 1 __ 1
24 Что такое "оригами". 1 1 __
25 Оригами. Геометрические фигуры. 1 __ 1
26 Геометрическая мозаика. 1 __ 1
27 Что такое "круг", "окружность". 1 1. __
28 Геометрический человечек. 1 __ 1
29 Геометрические задачи-шутки. 1 __ 1
30 Познавательная викторина "Такая занимательная математика". 1 __ 1
31 Математический конкурс "Умники и умницы" 1 __ 1
32 Математическая эстафета. 1 __ 1
33 Обобщение и закрепление изученного. 1 __ 1
Итого:      
33 6 27

Содержание плана работы кружка "Калейдоскоп наук" 1класс

Всего 33ч. Теория - 7ч. Практика-26ч.

Раздел: "Арифметические забавы" 15ч.

1. Как люди научились считать. Из истории математики. (Теория . Беседа . Знакомство с историей образования чисел).

2. Взаимное расположение предметов. (Практика. Игра).

3. Понятия "больше-меньше", "за-под", "выше-ниже". (Практика. Игра)

4. Задачи в стихах. (Практика. Решение задач).

5. Конкурс "загадки весёлого карандаша". (Практика. Разгадывание математических загадок).

6. Игры с числами. (Практика. )

7. Магические квадраты. (Практика. Разгадывание магических квадратов).

8. Математические задачи, требующие особых приёмов решения. (Практика. Решение нестандартных задач).

9. Игра "Пифагор". (Практика. Знакомство с игрой "Пифагор").

10. Игра "Колумбово яйцо". (Практика. Знакомство с игрой "Колумбово яйцо".

11. Математические шарады. Ребусы. (Практика. Разгадывание ребусов и шарад).

12. Задачи, решаемые без вычислений. (Практика. Знакомство с задачами нового вида).

13. Математическая эстафета. (Практика. Эстафета)

14. Понятие "Графический диктант". (Теория. Знакомство с понятием "графический диктант).

15. Графический диктант. (практика. Написание диктанта).

Раздел "геометрическое конструирование" 18ч.

16. Что такое геометрия. (Теория. Беседа о возникновении науки "Геометрия).

17. Понятие "Поверхность". (Теория. Беседа. Знакомство с новым понятием).

18. Линия. Точка. (Практика. Учимся проводить линии и ставить точки на кривых и плоских поверхностях).

19. Симметрия фигур. (Теория. Беседа. Знакомство с понятием "симметрия".

20. Задачи на разрезание. (Практика. Решение задачи на геометрическое конструирование).

21. Задачи на склеивание. (Практика. Решение задач на геометрическое конструирование).

22. Задачи со спичками. (Практика. Решение задач на геометрическое конструирование).

23. Геометрическая викторина. (Практика. )

24. Что такое "Оригами". (Теория. Беседа об истории создания оригами с демонстрационным показом изделий).

25. Оригами. Геометрические фигуры. (Практика. Изготовление оригами).

26. Геометрическая мозаика. (Практика. Сбор аппликации из геометрических фигур).

27. Что такое "Круг", "Окружность". (Теория. Беседа с демонстрационным показом).

28. Геометрический человечек. (Практика. Геометрическое конструирование человечка).

29. Геометрические задачи-шутки. (Практика. Решение геометрических задач-шуток).

30. Познавательная викторина "Такая занимательная математика ". (Практика)

31. Матаматический конкурс "Умники и умницы". (Практика. Конкурс).

32. Математическая эстафета. (Практика. Занимательная эстафета).

33. Обобщение и закрепление изученного. (Практика. Обобщающий тест).

Методическое обеспечение

Название темы Формы занятий и формы работы
Из истории математики. Как люди научились считать. Беседа.
Взаимное расположение предметов. Игра.
Понятия "больше -меньше", , "за- под", "выше-ниже". Игра.
Задачи в стихах. Викторина.
Конкурс "Загадки Весёлого Карандаша". Конкурс.
Игры с числами. Игра.
Магические квадраты. Разгадывание магических квадратов.
Математические задачи, требующие особых приёмов решения. Решение задач.
Игра "Пифагор". Игра.
Игра "Колумбово яйцо". Игра.
Математические шарады. Ребусы. Конкурс.
Задачи, решаемые без вычислений. Решение задач.
Математическая эстафета. Эстафета.
Понятие "Графический диктант". Беседа.
Графический диктант. Диктант.
Что такое "Геометрия". Беседа.
Понятие "поверхность". Беседа.
Линия. Точка. Рисование.
Симметрия фигур. Беседа.
Задачи на разрезание. Геометрическое конструирование.
Задачи на склеивание. Геометрическое конструирование.
Задачи со спичками. Геометрическое конструирование.
Геометрическая викторина. Викторина.
Что такое "оригами". Беседа.
Оригами. Геометрические фигуры. Практическая работа.
Геометрическая мозаика. Геометрическое конструирование.
Что такое "круг", "окружность". Беседа.
Геометрический человечек. Геометрическое конструирование.
Геометрические задачи-шутки. Решение задач.
Познавательная викторина "Такая занимательная математика". Викторина.
Математический конкурс "Умники и умницы" . Конкурс.
Математическая эстафета. Эстафета.
Обобщение и закрепление изученного. Тест.

Приемы:

  • Анализ и синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;

Методы:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  • Игра.
  • Дидактический материал: карточки с заданиями, схемы.
  • Техническое оснащение занятий: интернет.

Формы подведения итогов:

По разделу "Арифметические забавы" - графические диктанты, математическая эстафета. "Геометрическое конструирование"- геометрические викторины, математический конкурс "Умники и умницы".

Литература для учителя.

  1. Перельман Я. И. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст], М., АСТ Астрель, 2005
  2. Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст] В., 2005
  3. Нежинская О. Ю. Логика. [Текст] В., 2004
  4. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст]2002
  5. Волков С. И. Столярова Н. Н., Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
  6. Минскин Е. М. От игры к знаниям. [Текст] М., Просвещение, 1982
  7. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. [Текст] Психолого-педагогическая диагностика и консультирование М., 2006

Литература для учащихся.

  1. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
  2. Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
  3. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
  4. Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
  5. Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.