Мы – инженеры, архитекторы, проектировщики

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  1. Расширить представления детей о строительных профессиях, научить работать сразу с несколькими значками-символами, продумывая расположение каждого значка, аргументируя свой выбор, отстаивая точку зрения.
  2. Развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение).
  3. Воспитывать интерес к строительным профессиям и уважение к людям труда.

Оборудование: альбомный лист бумаги, простой и цветные карандаши, кисточки, клей, значки-символы из цветного картона: жилые дома, цирк, магазин, детский сад, детская площадка, деревья, клумба, театр, больница, любое здание.

Предварительная работа: экскурсии по городу, чтение книг.

Педагог приглашает ребят посетить бюро по архитектуре.

– Ребята, послушайте внимательно, я вам назову несколько слов, а вы объедините эти слова в одно целое: дома, улицы, площади, театры – это … (город).

– Хорошо, попробуйте продолжить мой перечень слов о городе (дороги, цирк, магазины, фабрики, заводы, школы, парки…).

– Мы с вами уже знаем, что город строится не на пустом месте. У него должно быть выгодное, удобное для жизни людей месторасположение. Чтобы город был красивый, чтобы сочетались старые и новые постройки, нужно при строительстве все как следует продумать.

– Семь раз отмерь – один раз отрежь. В чем смысл русской пословицы? Действительно, если все не продумаешь, если поспешишь, то изделие может получиться не таким, как хотелось бы: кривым, косым, неприглядным, неудобным, неустойчивым и т.д.

– Чтобы такого не происходило, в каждом городе есть главный архитектор. Именно он решает, где и какое здание будет стоять. А помогают ему в этом множество инженеров, проектировщиков. Сначала работа идет на бумаге: намечается месторасположение жилых домов, детских садов, больниц, соотносятся размеры строений и т.д. Я вам предлагаю превратиться в помощников главного архитектора и сконструировать на бумаге свою, придуманную вами улицу. Согласны?

1, 2, 3, – повернитесь, покружитесь, в инженеров и проектировщиков превратитесь!

– Уважаемые инженеры, проектировщики, вот ваши рабочие места, вот бумага, карандаши, на подносах лежат значки-символы домов, зеленых насаждений и т.д. Каким из этих символов можно обозначить магазин, цирк, жилые дома, театр, детскую площадку, деревья и пр. Почему?

Простым карандашом можете нарисовать дорогу, тротуар, реку, мост.

– Итак, за работу. Напоминаю, не забудьте о сочетании цветов, об удобстве, о подходе к каждому зданию, не обязательно все, что имеется у вас на подносе вставлять в ваш план, что-то может быть и лишнее.

По окончании работы следует провести небольшой анализ, найти в каждой работе положительный результат, дать детям высказаться, отметить самые интересные проекты.

– Каждый из вас спроектировал свою улицу. У меня же есть большой лист бумаги, каждый ваш проект поместим (приклеим) на большой лист и у нас получится … (город).

Есть предложение – план нашего города послать главному архитектору, возможно, что ему что-то пригодится.

Педагог берет один из авторских проектов улицы, все знаки-символы смещаются.

– Значки мы не закрепили, что делать, чтобы план остался на бумаге?

Предположения детей – приклеить, обвести.

– Для этой работы у нас есть простой и цветные карандаши. Простым карандашом мы обведем контур, а цветными – аккуратно разукрасим или заштрихуем. Но перед работой разомнем наши пальчики, сделаем для них зарядку.

Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем здания считать
Пальцы правой руки встречаются с пальцами левой, образуя крышу.
Этот с треугольной крышей,
Этот дом чуток повыше,
Этот весь стеклянный,
Этот деревянный,
Загибание пальцев левой руки.
Ну а в низеньком домишке
Поселился мальчик Миша.
Указывающее движение на себя.
С мамой, с папой,
С дедом, с бабой.
И еще с сестренкой -
Курчавой головенкой.
Загибание пальцев правой руки.

По окончании работы, отметить старательность, аккуратность, вместе с ребенком поместить его проект на стенд.

– Итак, кем вы сегодня были? (помощники главного архитектора, инженеры, проектировщики).

– Понравилась вам эти профессии?

– В чем ее важность?

– Какие качества необходимы архитектору, инженеру, проектировщику?

– Кто захочет составить план новой, сказочной, удивительной улицы, может заглянуть в эту коробочку со знаками-символами и они придут к вам на помощь.

– Пусть сначала план нашего города повисит в нашей группе, покажем его нашим мамам и папам, может быть, они нам посоветуют что–то изменить в нем (что-то добавить, что-то поменять местами), а потом склеим большущий конверт и отправим кому? (главному архитектору города).