Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 7-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Применение ИКТ на уроках русского языка способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

При подготовке уроков с применением компьютера необходимо учитывать фактор здоровьесбережения, не превышать допустимого времени.

Цели урока: способствовать усвоению детьми понятия деепричастного оборота с опорой на знания о причастном обороте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами и их выделения на письме и в устной форме речи, воспитывать чувство прекрасного через любование природой.

Оборудование: компьютер, диск “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” русский язык, 7 класс”, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, рабочая тетрадь “Комплексный анализ текста, 7 класс”

Ход урока

I. Оргмомент.

Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева.

– О чем говорит поэтесса в стихотворении? Я желаю вам, чтобы эти слова стали девизом вашей жизни.

II. Постановка учебной задачи.

1. Запись предложения под диктовку, синтаксический разбор.

Цель: актуализировать знания о причастном обороте и пунктуации при нем для усвоения новой темы.

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

А. Пушкин

– Прочитайте выразительно текст. Назовите причастные обороты из предложения, аргументируйте свой ответ.

2. Письмо по памяти.

Цель: создать проблемную ситуацию, помочь учащимся “увидеть” деепричастие с зависимыми словами.

– Давайте обратимся к еще одному отрывку из стихотворения.

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лист дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.

– Есть ли в предложении причастный оборот? Слово какой части речи входит в оба подчеркнутых выражения?

III. Изучение нового материала.

1. Работа с материалом для наблюдения

Цель: “подвести” учащихся к новому знанию, организовав учебный диалог.

На доске запись предложения

В лесу гулко, перебивая друг друга, заливались соловьи.

– Прочитайте предложение, найдите деепричастие в данном предложении.

– Что стоит рядом с ним в предложении?

– Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?

– Какие знания помогли вам сделать такой вывод?

– Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.

– Какая пунктуация соответствует деепричастному обороту?

2. Просмотр анимации на компьютере (урок 11, часть 1, слайд 1)

Цель: подвести итоги обсуждения, познакомить с общепринятым определением деепричастного оборота, правилом постановки знаков препинания.

IV. Первичное закрепление.

Цель: закрепить новое знание в памяти учащихся через выполнение упражнений и проговаривание в громкой речи.

1. Работа с учебником.

Упражнение 235. Комментированное письмо.

Задание: объясните строение выделенных деепричастных оборотов, указав зависимые от деепричастий слова. Определите место деепричастного оборота в предложении.

Упражнение 236. Работа с опорными схемами.

– Рассмотрите пунктуационные схемы предложений с деепричастными оборотами. Объясните строение предложений.

– Соотнесите схемы с предложениями из предыдущего упражнения, объясните пунктограммы.

V. Самостоятельная работа на компьютере (урок 11, часть 1, слайд 4)

Цель: проверить сформированность умений разделять определяемое слово, деепричастие и зависимые слова с целью дальнейшей корректировки работы по закреплению материала.

Найдите определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова.

Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом.

(Учащиеся, управляя мышью, переносят слова в соответствующие колонки таблицы)

После выполнения работы учащиеся нажимают кнопку “Проверить”. Если учащиеся неверно выполнили работу, проводится работа над ошибками.

VI. Повторение. Решение пунктуационных задач.

1. Работа с учебником.

Упражнение 237. Работа в группах с последующей взаимопроверкой.

Цель: способствовать формированию навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.

Задание: Подобрать к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова; записать, подчеркивая деепричастные обороты как члены предложения; объяснить постановку знаков препинания.

Упражнение 239. Устная работа.

Цель: работать над правильной интонацией предложений с деепричастными оборотами.

Упражнение 241. Редактирование предложений. Самостоятельная работа.

Цель: совершенствовать умения строить высказывание с уместным использованием в нем деепричастных форм и конструкций.

Задание: записать предложения, исправив пунктуационные ошибки и ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

(Параллельно работе с учебником организуется индивидуальная работа по анализу текста и с применением компьютера)

2. Комплексный анализ текста (индивидуальная работа )

Текст 7.

(После выполнения работы проводится индивидуальная проверка).

3. Индивидуальная работа на компьютере (урок 11, часть 2, слайд 5)

Цель: развивать умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.

Задание: вставьте в предложения запятые там, где это необходимо.

Подъехав? к господскому дому? он увидел? б