Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Применение ИКТ на уроках русского языка способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

При подготовке уроков с применением компьютера необходимо учитывать фактор здоровьесбережения, не превышать допустимого времени.

Цели урока: способствовать усвоению детьми понятия деепричастного оборота с опорой на знания о причастном обороте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами и их выделения на письме и в устной форме речи, воспитывать чувство прекрасного через любование природой.

Оборудование: компьютер, диск “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” русский язык, 7 класс”, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, рабочая тетрадь “Комплексный анализ текста, 7 класс”

Ход урока

I. Оргмомент.

Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева.

– О чем говорит поэтесса в стихотворении? Я желаю вам, чтобы эти слова стали девизом вашей жизни.

II. Постановка учебной задачи.

1. Запись предложения под диктовку, синтаксический разбор.

Цель: актуализировать знания о причастном обороте и пунктуации при нем для усвоения новой темы.

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

А. Пушкин

– Прочитайте выразительно текст. Назовите причастные обороты из предложения, аргументируйте свой ответ.

2. Письмо по памяти.

Цель: создать проблемную ситуацию, помочь учащимся “увидеть” деепричастие с зависимыми словами.

– Давайте обратимся к еще одному отрывку из стихотворения.

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лист дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.

– Есть ли в предложении причастный оборот? Слово какой части речи входит в оба подчеркнутых выражения?

III. Изучение нового материала.

1. Работа с материалом для наблюдения

Цель: “подвести” учащихся к новому знанию, организовав учебный диалог.

На доске запись предложения

В лесу гулко, перебивая друг друга, заливались соловьи.

– Прочитайте предложение, найдите деепричастие в данном предложении.

– Что стоит рядом с ним в предложении?

– Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию?

– Какие знания помогли вам сделать такой вывод?

– Скажите своими словами, что такое деепричастный оборот.

– Какая пунктуация соответствует деепричастному обороту?

2. Просмотр анимации на компьютере (урок 11, часть 1, слайд 1)

Цель: подвести итоги обсуждения, познакомить с общепринятым определением деепричастного оборота, правилом постановки знаков препинания.

IV. Первичное закрепление.

Цель: закрепить новое знание в памяти учащихся через выполнение упражнений и проговаривание в громкой речи.

1. Работа с учебником.

Упражнение 235. Комментированное письмо.

Задание: объясните строение выделенных деепричастных оборотов, указав зависимые от деепричастий слова. Определите место деепричастного оборота в предложении.

Упражнение 236. Работа с опорными схемами.

– Рассмотрите пунктуационные схемы предложений с деепричастными оборотами. Объясните строение предложений.

– Соотнесите схемы с предложениями из предыдущего упражнения, объясните пунктограммы.

V. Самостоятельная работа на компьютере (урок 11, часть 1, слайд 4)

Цель: проверить сформированность умений разделять определяемое слово, деепричастие и зависимые слова с целью дальнейшей корректировки работы по закреплению материала.

Найдите определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова.

Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом.

(Учащиеся, управляя мышью, переносят слова в соответствующие колонки таблицы)

После выполнения работы учащиеся нажимают кнопку “Проверить”. Если учащиеся неверно выполнили работу, проводится работа над ошибками.

VI. Повторение. Решение пунктуационных задач.

1. Работа с учебником.

Упражнение 237. Работа в группах с последующей взаимопроверкой.

Цель: способствовать формированию навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.

Задание: Подобрать к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова; записать, подчеркивая деепричастные обороты как члены предложения; объяснить постановку знаков препинания.

Упражнение 239. Устная работа.

Цель: работать над правильной интонацией предложений с деепричастными оборотами.

Упражнение 241. Редактирование предложений. Самостоятельная работа.

Цель: совершенствовать умения строить высказывание с уместным использованием в нем деепричастных форм и конструкций.

Задание: записать предложения, исправив пунктуационные ошибки и ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

(Параллельно работе с учебником организуется индивидуальная работа по анализу текста и с применением компьютера)

2. Комплексный анализ текста (индивидуальная работа )

Текст 7.

(После выполнения работы проводится индивидуальная проверка).

3. Индивидуальная работа на компьютере (урок 11, часть 2, слайд 5)

Цель: развивать умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.

Задание: вставьте в предложения запятые там, где это необходимо.

Подъехав? к господскому дому? он увидел? белое платье? мелькавшее между деревьями.

Подъезжая? к оврагу? услышал? я? издали шум? крики и голос моего Савельича. (и т.п.)

VII. Итог урока.

– Какую тему мы сегодня изучали?

– Что нового узнали? Чему научились?

– Чтобы проверить себя и понять, насколько вы разобрались в теме, выполните задания итогового компьютерного тестирования

Цель: проверить знания учащихся по изученной теме.

Форма проверки: тестирование.

Программа предлагает 5 вопросов, связанных с постановкой знаков препинания при деепричастном обороте, со строением деепричастных оборотов и их синтаксической ролью. После выполнения компьютер автоматически оценивает проделанную работу.

– Обратите внимание на задания, при выполнении которых допустили ошибки. Отметьте для себя, на что нужно будет дома обратить особое внимание.

VIII. Домашнее задание.

Параграф 143 (теория). Упр. 242, 244 (на выбор)

IX. Оценивание.