Систематизация знаний об орфограммах. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания об изученных орфограммах.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение работать в группе.
  • Формировать умения распознавать опасные места-орфограммы.
  • Создать условия для развития мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать познавательный интерес, прививать навыки дружеского общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для работы в группах, таблички для схемы на доске, карточки с домашним заданием.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.

– Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и успех.

2. Словарная работа

– Послушайте описание одного важного для уроков русского языка слова и попробуйте догадаться, что это за слово.

«Это – условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь.
Их нужно знать, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл прочитанного. Усвоив их, вы не будете испытывать затруднений при письме. Словом, нам без них не обойтись. Не знать их – значит не любить и не уважать себя».

Это слово – «правило». Слайд 2
Для чего нам необходимо знать правила?
Подберите родственные слова: правильно, правильный.
Запишите слово и обозначьте орфограмму.

3. Сообщение темы урока

Какую орфограмму вы обозначили в записанных словах? (непроверяемую безударную гласную)
Как вы ее нашли? (Поставили ударение)
По каким признакам можно обнаружить орфограммы? Где они могут находиться? – На эти вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке, тема которого «Систематизация знаний об орфограммах».Слайд 3,4

4.Актуализация знаний

Вспомните, что такое орфограмма. (написание, соответствие орфографическим правилам, место в слове, где при письме нужно выбирать букву) Слайд 5
Прочитайте текст. Какие знакомые орфограммы встретились?

Слайд  6

Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
                                        (Е. Адиенко)

Текст в упр. 10, с.12 (учебник Русский язык,3 кл, 1 ч, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Спишите текст, обозначьте орфограммы.
Проверьте, все ли орфограммы нашли. Слайд 7

Физкультминутка

Упражнение для активизации всех систем организма: растирание пальцев рук и ушных раковин. Слайд 8

5. Систематизация знаний об орфограммах

Составление схемы на доске.

– Где же «прячутся» орфограммы? (в словах и между словами)

Слайд 9, табличка на доске

1) Найдите в тексте стихотворения орфограммы между словами. Как называется такая орфограмма? (пробел между предлогом и словом)

Слайд 10

2) Прочитайте слова, в которых есть орфограммы – Слайд 11

Назовите буквы-орфограммы в словах.
На какие группы их можно разделить? (гласные, согласные, ъ/ь)

Слайд 12, таблички на доске

3) Орфограммы-гласные буквы.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы-гласные?

Слайд 13

Для этого разделите слова на группы. Листва, трава, лужи, дерево, чаща, чайка

Вывод: Орфограммы – гласные буквы находятся
– в безударных слогах;
– после шипящих ж, ш, ч, щ под ударением.
Запишите два любых слова и обозначьте орфограмму.

4) Орфограммы-согласные буквы. Слайд 14
Распределите слова на группы.
Аллея, масса, гладкий, рукав, солнце, звездный

Вывод: Орфограммы-согласные буквы обозначают
– парные звуки и глухие согласные звуки на конце и в середине слова;
– непроизносимые согласные звуки;
– удвоенные согласные

Запишите по слову из каждой группы.

5) Орфограммы ь и ъ. Слайд 15

Распределите слова в группы.
День, коньки, ручьи, друзья, объем, подъехал

Вывод: Орфограммы ь и ъ знаки находятся
– в словах, где есть мягкие согласные звуки на конце или в середине;
– в словах, где есть звук [й'] после согласного, перед гласными в корне;
– или между приставкой и корнем.
Запишите по слову из каждой группы.

6. Закрепление изученного

Работа в группах

Вспомним правила работы в группе: работать дружно, быть внимательным и вежливым, выслушивать мнение каждого, находить общее решение, помогать друг другу.  Слайд 16

Каждая группа получает лист с заданием: выбрать из предложенных слов

1 группа – слова с орфограммами – гласными буквами.
2 группа – слова с орфограммами – согласными буквами.
3 группа – слова с ъ и ь знаками.
4 группа – слова с орфограммой пробел.

Карточка со словами для работы в группах:

Роща, за деревом, дождь, чудо, семья, у сосны, лень, льет, рыбка, солнце,  огоньки, поздний, вьюга, над рекой, съехал, ежи, объявления, туча, жизнь, сказка, суббота, терраса, легкая, запах, холод.

Представители от групп записывают на доске выбранные слова.
Проверка: чтение слов с доски, обозначение орфограмм.
Еще раз внимательно посмотрите на слова, с которыми работали.
Какие из них можно отнести к нескольким группам?
Найдите слова, в которых несколько орфограмм.

Слайд 17

Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.

7. Итог, рефлексия.

– По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами?
– Сегодня на уроке мы повторили и систематизировали  Слайд 18

  • орфограммы – гласные буквы,
  • орфограммы – согласные буквы,
  • орфограммы ь и ъ ,
  • орфограмма – пробел.

На доске мы составили схему.

2) Блиц: Определи орфограмму.

Слайды 19-26

3) Продолжите предложения.

Слайд 27

Сегодня на уроке:

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Мне больше всего понравилось задание…

8. Домашнее задание

– В начале урока мы работали с текстом Е. Адиенко, но это был только отрывок из стихотворения. Хотите послушать стихотворение целиком? Оно называется «Осень».
Слайд28

Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.

Ставит дождь на окна точки,
А по крыше без конца
Барабанят молоточки,
Лужи зябнут у крыльца.

Задание: списать вторую строфу стихотворения и обозначить орфограммы.

(Стихотворение выдаётся каждому ученику на карточке.)