Развитие способностей обучающегося в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Любому обществу нужны одаренные творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Одним из направлений Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Развитие творческого потенциала учащихся заложено государственным стандартом общего образования и может быть обеспечено современным содержанием и технологиями обучения.

Но особую проблему составляет работа с одаренными детьми. В школьном обучении зачастую не учитываются особенности одаренных детей, так как они создают трудности для учителя в условиях работы со всем классом. Часто таким детям бывает не интересно изучать обязательную программу, и у них пропадает мотивация к обучению. А ключевой характеристикой потенциала личности следует считать именно мотивацию.

Работа с одаренными детьми может проводиться по двум направлениям: в условиях классно-урочной системы и во внеурочной деятельности. На уроках – это и индивидуальные задания повышенной сложности, проблемного и творческого характера, и обучение по индивидуальному плану, “замещение” учителя на уроке, роль лидера в групповой работе и др. Хорошо известно, что наилучший результат достигается, когда ученик самостоятельно строит модель, соответствующую познавательной ситуации, самостоятельно ее преобразует и использует в своей учебной деятельности. Поэтому более интересным представляется внеурочная работа.

Это участие в научно-исследовательской (участие в работе ДАНЮИ), изобретательской деятельности, участие в конкурсах (городской конкурс на лучшую презентацию (приложение 1), “Мир конкурсов от Уникум”), интернет-проектах (Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании) и интернет-олимпиадах (Всероссийская дистанционная олимпиада “Эрудит”), научно-практических конференциях, создание собственных презентаций (приложеие 2) и “портфолио” (Издательский дом “1 Сентября” – фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”).

В частности, большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в Интернет-олимпиадах, телекоммуникационных проектах (приложение 3).

Проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Важной стороной является то, что телекоммуникационные проекты по сути своей всегда межпредметны: решение проблемы, которая заложена в каком либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.

Школьники активно используют интернет-ресурсы, СМИ, печатные материалы, проводят опрос различных слоев населения, подключаясь к обсуждению не только экономических, но и политических вопросов современной жизни, что способствует формированию творческой личности, развитию личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию.