Организация исследовательской деятельности учащихся в курсе биологии

Разделы: Биология


Концепция модернизации российского образования ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особенное значение формированию способности ученика к самостоятельному исследованию. От понимания феномена исследовательской деятельности и готовности к формированию соответствующих умений у учащихся зависят не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда и – физического выживания в условиях новизны и нестабильности современного общества [1].

Биология – тот школьный курс, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Длительные наблюдения, эксперименты, самостоятельные учебные исследования…

Занятия учащихся исследовательской деятельностью позволяют разрешить ряд противоречий между:
1 – направлением образования в основном на подготовку простого исполнителя и необходимостью воспитания качеств творческой личности;
2 – сложившейся системой образования и возросшими требованиями к знаниям учащихся при поступлении в ВУЗ;
3 – потребностью инновационных образовательных заведений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих умений школьников и уровнем изученности этого вопроса в педагогической науке.

Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования, работа с ними должна быть систематической и планомерной, цель работы четко сформулирована и посильна для достижения.

В обучении методике исследований нами были выделены несколько этапов:

1 – выбор темы исследования, формулирование его цели;
2 – сбор предварительных данных об объекте изучения, приемах и методах работы;
3 – установление последовательности работ, составление плана, проектирование эксперимента;
4 – отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения цели;
5 – выполнение и регистрация хода работ и наблюдений;
6 – анализ результатов наблюдений и формулировки выводов;
7 – уточнение плана и написание отчета (реферата);
8 – литературное оформление работ.

Выполнение работ с элементами исследовательской деятельности предполагает развитие у школьников творческих способностей, хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности [2].

Можно рассмотреть несколько областей исследовательской деятельности учащихся и, соответственно, цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изучаемого материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.

Создание надежной системы целей далеко не абстрактный вопрос, интересующий только теоретиков. Использование четкой упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для педагога-практика по следующим причинам:

1) концентрация усилий в совместной работе учителя и ученика;
2) ясность и гласность в совместной работе учителя и ученика;
3) создание эталонов оценки результатов обучения [3].

Известно, что дети – прирожденные исследователи, поэтому найти контакт со школьниками на этой почве достаточно просто. Основные трудности возникают из-за дефицита у ребят аккуратности и усидчивости, необходимых при любом сборе и обработке материала.

Поэтому руководитель должен придерживаться следующих критериев при отборе учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью:

1 – наличие познавательного интереса к изучению биологии;
2 – общее развитие ребенка;
3 – глубокие знания по предмету, имеющийся запас знаний и умений;
4 – выбор будущей профессии [4].

Наш опыт преподавания указывает на то, что современный школьник не может быть только исполнителем, он должен быть творческой личностью, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.    

 Выполнение учащимися работ с элементами исследовательской деятельности дает следующие результаты:

  • способствует умению организовать запоминание, наблюдение, эксперимент;
  • формирует качества творческой личности;
  • прививаются навыки практической деятельности;
  • развиваются важные качества личности: работоспособность, сообразительность, эмоциональная устойчивость;
  • приводит к профессиональной ориентации;
  • влияет на экологизацию мировосприятия современного человека.

Результат занятий исследовательской деятельностью своеобразен и закономерен. Изменения происходят как в ученике, так и в учителе. Методологическая рефлексия выступает как условие профессионального роста. Постоянный самоанализ, выявление причин своих успехов и неудач позволяют совершенствовать педагогическую деятельность [5].

Литература:

1. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся. М., 2004.
2. Методическое пособие к спецкурсу «Первое сентября». Биология, 1996, № 36.
3. Кларин И.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Арена, 1994.
4. Преображенская Е С. Участие школьников в исследовательской работе. Первое сентября. Биология, 1996, № 36.
5. Кулев А.В. Исследовательская деятельность школьников на лабораторных занятиях. Биология в школе, 1993, № 3.