Воспитательная система школы

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство, Социальная педагогика


1. Характеристика региона, местности (социальный заказ)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 образовано путем слияния трёх образовательных учреждений: МОУ СОШ №10, МОУ СОШ №11 и МОУ ООШ№42.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10. находится в правобережной части города, удалена от центра на 4-5 км, а значит, у детей меньше возможностей пользоваться услугами учреждений дополнительного образования и досуговых центров.

Жилая застройка микрорайона школы – частные дома, полу-благоустроенные 2-х этажные дома, благоустроенные 4-5 этажные дома в районе ЭМЗ и станции Гороблагодатская

Школа работает по различным направлениям:

  1. образовательная деятельность
  2. организация досуга детей и подростков
  3. спортивно-оздоровительная работа
  4. туристическая
  5. культурно-просветительская деятельность
  6. воспитательная работа
  7. профориентационная работа.

Школа является центром дополнительного образования в микрорайоне, здесь работают секции: бокса, волейбольная, баскетбольная, настольного тенниса, шахматно-шашечная, восточных единоборств, турклуб «Эдельвейс», немецкий центр, тренажерный зал, кружки бисероплетения и рукоделия, цветоводства,

Система дополнительного образования выполняет важные функции обучения и воспитания, предпрофессиональной подготовки, имеет и важные социальные функции. В системе дополнительного образования рациональная организация свободного времени ребенка, выбор им социально и личностно продуктивных сфер и способов сотрудничества и общения существенно снижают вероятность асоциального поведения.

2. Проблемное поле, существующее в образовательном учреждении в рамках воспитательной системы

  1. Совершенствование процесса образовательной деятельности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта посредством модернизации содержания образования через введение предпрофильного и профильного обучения, подготовка учащихся к ЕГЭ.
  2. Осуществление права обучающихся на вариативное образование, на создание многообразия образовательных условий обучающихся.
  3. Организация образовательного процесса на основе принципа личностно-ориентированного характера образования, создающего условия для повышения уровня образованности и качества образования.
  4. Комплексное применение информационных технологий в учебном процессе как один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, создания условий для самообразования, приобретения личного позитивного опыта применения информационных технологий.
  5. Обеспечение качественного образования путем стимулирования самостоятельной познавательной активности обучающихся.
  6. Демократизация управления учебного процесса как единства деятельности родительской общественности, самоуправления школьников и педагогических органов.
  7. Активизация системы соуправления.
  8. Осуществление мониторинга деятельности педагогов, классных руководителей, оптимизация системы административного контроля.
  9. Разработка системы методов измерения и анализа измеряемых показателей по всем основным процессам деятельности школы, уровневой критериальной оценки систем компетенций учащихся и педагогов.

3. Целевые ориентиры. Миссия школы

Реализация федеральной и региональной политики в области образования, обеспечивающей учащимся возможности для интеллектуального и духовного развития, формирования социальной компетентности и жизненной успешности.

Целью работы ОУ: способствовать раскрытию и развитию  индивидуальных задатков и способностей каждого ученика, а также  направленному формированию тех ключевых и иных компетентностей, которые обеспечивают успешное приобщение к культуре учебной деятельности, самореализации и самоутверждению в учебной и внеучебной деятельности, готовности к освоению программ основного и полного среднего общего образования, социокультурной реализации личности.

Задачи в области воспитания:

1. Создание единого, педагогически целесообразного влияния семьи и школы, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы школы..
2. Обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки.
3. Воспитание в соответствии с высокими морально-нравственными ценностями; формирование нравственных общечеловеческих ценностных ориентаций, экологического самосознания, общественно ценных личностных качеств.
4. Развитие познавательного интереса, потребности в познании культурно-исторических ценностей, повышение интеллектуального уровня учащихся через разнообразие форм внеурочной деятельности.
5. Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества.
6.Развитие системы ученического самоуправления.
7. Обеспечение гармоничного эстетического и физического развития.
8. Выработка навыков здорового образа жизни.
9. Профилактика противоправного поведения учащихся.
Эти цели и задачи, реализующаяся через годовой цикл общешкольных ключевых дел, традиционных праздников, главной структурной единицей является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями всей школы. Ключевые дела коллективно планируются, коллективно проводятся и коллективно анализируются.

4. Планируемые результаты

Личная результативность учащихся:

Обученность:

  • общая и качественная успеваемость;
  • успехи в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • социальная адаптация выпускников: дальнейшее обучение, устройство на работу.

Воспитанность:

  • гуманность взаимных отношений в коллективе;
  • культура поведения в учебном заведении и вне его;
  • активность в организации внутришкольной жизни.

Развитость:

  • владение умениями мыслительной деятельности;
  • наличие творческой активности;
  • уровень саморегуляции и самоорганизации;
  • способность воспринимать и адекватно реагировать на окружающую действительность.

Сохранение физического и психического здоровья:

  • состояние здоровья учащихся (мониторинг приведен);
  • психологическое состояние учащихся (тревожность, утомляемость) – исследования в период адаптации 1, 5-х, 10-х классов;
  • участие в городских спортивных соревнованиях, в областных соревнованиях по туризму.

Перечень ключевых компетенций, который я привожу ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций, определены следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности
Данные компетенции формируются в процессе реализации системы коллективных творческих дел и мероприятий по следующим направлениям:

Направление «В страну знаний»: где ученик участвует в предметных олимпиадах и конкурсах, смотрах, выставках, принимает активное участие в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». помогает школе в оформлении классных кабинетов.

Направление «Моя малая Родина», где учащийся изучает историю, и природу своего края, принимает участие в конкурсах и фестивалях, краеведческой направленности, занимается поисковой и исследовательской работой по этому направлению, участвует в походах по родному краю.

Направление «Сильные, смелые ловкие», где ученик участвует в спортивных соревнованиях, ведет здоровый образ жизни и активно пропагандирует его, принимает участие в движении «Мы за позитив!» и акциях за безопасность жизнедеятельности.

Направление «В мире прекрасного», где учащийся принимает участие в художественных конкурсах и смотрах, в школьных и городских коллективных творческих делах, создает агитбригады, организует посещение музеев, выставок, театров и т.п., отмечает знаменательные даты,

Направление «Пресс-центр», где учащийся активно участвует в издании школьной газеты, агитационных материалов, помогает в оформлении школьных праздников, участвует в наполнении школьного сайта, сотрудничает с СМИ.

Направление «Суперстрой», где ученик помогает взрослым благоустраивать город и микрорайон, участвует в работе трудовых бригад в период каникул, бережет школьное имущество, знакомится с профессиями, проводит экскурсии на производство с целью знакомства с профессиями, активно участвует в субботниках по благоустройству школьного здания и пришкольной территории.

Направление «Я – гражданин» где ученик принимает активное участие в работе органов школьного соуправления, принимает участие в городском проекте «Молодежная инициатива», участвует в конкурсах и фестивалях гражданско-правовой направленности.

5. Принципы развития воспитательной системы:

1.         Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной форм работы.
2.         Взаимодействие трёх факторов: семьи, школы, общества (социума).
3.         Приоритетность исторического, культурного наследия России и родного края через духовные ценности и традиции.
4.         Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учётом их особенностей.
5.         Принцип деятельного подхода в воспитании. Воспитательный процесс  идёт через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую.
6.         Многообразие форм, методов, средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.

На протяжении нескольких лет в школе реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и  воспитании. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

Кроме этого в школе разработана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения учащихся, попавших в трудные жизненные ситуации.

6. Формы деятельности.

1. Предметные месячники (Приложение 1)

2. Фестиваль Юные Интеллектуалы Среднего Урала

3. Школьные объединения

4. Кружки и спортивные секции.

5. Система соуправления

6. КТД

7. Пресс-центр. (Приложение 2)

Перечисленные формы деятельности отражены в годовом плане воспитательной работы и приложениях к нему. (Приложение 3)

7. Мониторинг результатов деятельности

Результативность данной воспитательной системы отслеживается с помощью системы мониторинга. Административный контроль и мониторинг осуществляется через заполнение формы «План воспитательной работы» (Приложение 4) и конкурс «Самый лучший класс» (Приложение 5). Для подведения итогов данного конкурса в течение учебного года отслеживается участие классных коллективов и отдельных учащихся в мероприятиях разного уровня. (Приложение 6). В конце учебного года подводится итог конкурса по результатам мониторинга и лучшему классу вручается переходящий кубок, а классному руководителю – поощрение. А также, вручаются дипломы за победу в различных направлениях деятельности. Отслеживание деятельности классных коллективов происходит гласно, это один из элементов системы соуправления, продвижение по каждому из направлений отражается на стенде. (Приложение 7)