Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Что нужно нашим детям?

Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребёнка – это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растет счастливым. Попытайтесь вспомнить, чего вы хотели больше всего, когда были маленькими? Скорее всего это безопасность и уверенность в том, что вас любят. Конечно, этим ваши желания не исчерпывались, но без любви не было бы и ощущения счастья.

Сегодня многие родители и педагоги озабочены поиском оптимальных методов воспитания. Но не забывайте о том, что нужно доверять важному помощнику – природе ребенка. Если вы любите своих детей, они будут расти сами, шаг за шагом, постоянно овладевая новыми навыками.

Все это приводит нас к убеждению, что не существует единого для всех правильного метода воспитания, и нужно формировать свой стиль отношения к детям, соответствующий нашему характеру и возможностям, а также особенностям наших детей.

Хорошо, если окружающие детей взрослые помогают им понять, что им интересно в жизни, что доставляет им удовольствие. Еще лучше, если взрослые создают условия, в которых дети имеют возможность заниматься именно тем, что их увлекает. Не нужно ставить перед детьми определенных целей, нужно любить и ценить их независимость от их достижений, «условное» поощрение наносит детям вред. Оно преграждает путь к счастью, а ведь счастье – самое главное, чего мы желаем нашим детям.
Я считаю, что в наши дни родители и учителя понимают детей лучше, чем раньше – несколько поколений назад. Мы просто больше знаем о том, что нужно детям, и в обществе родительская роль признается как все более и более значимая. И все же один пункт часто отсутствует во многих руководствах по педагогике: радуйся детям, учись у них, слушай их и играй с ними. Позволь им пробудить важную – уже забытую или отставленную на второй план – часть тебя, зарядить свежей энергией твою работу, отношения, активизировать творческий потенциал.

Конечно, воспитание детей – это нелегкий труд, но дети могут стать в этом для нас, взрослых, лучшими наставниками. Они могут подарить нам надежду, любовь, силы, шанс вырасти самим и стать менее эгоистичными.

Любой человек хочет быть счастливым. И в этом шансы его увеличиваются, если он обращается к опыту детства: его непоседливости, спонтанности, его шумным играм и огромной жажде любви.

Воспитание индивидуальности ребенка (концепция)

Введение

Одной из актуальных проблем, связанных с воспитанием ребенка, является в настоящее время личностно-ориентированное воспитание ребенка. Индивидуальное воспитание – это один из компонентов индивидуальностно – ориентированного воспитания школьника.
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Ее осуществление затруднено тем, что долгие годы в советской педагогике приоритетным направлением воспитательной деятельности избиралось формирование в ребенке социально-типичного. Лишь в последнее десятилетие акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, что призвано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха.
Повышение роли процесса воспитания в формировании индивидуальности детей возможно только в том случае, если у педагога-воспитателя сформируются отчетливые и верные представления о сущности и структуре индивидуальности, условиях и средствах его развития.
Современные исследователи – психологи Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, В.И.Слободчиков, Л.И.Собчик доказали, что индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальных свойств человека как индивида, субъекта и личности.

Достоинство процесса воспитания индивидуальности ребенка заключается в развитии в индивиде неповторимых, единичных качеств.

Бесперспективность воспитания индивидуальности может возникнуть, если учитель не учитывает наследственность, окружающую природную и социальную среду.

Целью моей работы является:

1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.
2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка.

Задачи:

1. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
3. Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учебе и делам;
4. Формировать представление о природ как среде жизнедеятельности человека.
5. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде и людям.
6. Воспитание культуры достоинства.

Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку такие условия в классе (в школе), чтобы он мог попробовать себя в деле, в избранной роли, привлекательной маске и добиться успеха.

Основная часть

Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому детство – всего лишь один из этапов данного процесса. Насколько я смогу умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы, во многим будут зависеть яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте. Смысл моей деятельности состоит в помощи ребенку стать и быть самим собой.

Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные направления:

  • развитие задатков и способностей растущего человека;
  • освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
  • формирование нравственной направленности ребенка;
  • создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о своём социальном и природном окружении;
  • развитие творческой активности ребенка.

Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я использую следующие методы и приемы взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Способы деятельности педагога
Методы и приемы
Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы
1. Познание ребенка 1. Самопознание
2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности 2. Самопонимание
3. Педагогическое проектирование 3. Самопроектирование
4. Созидание 4. Самосозидание
5. Педагогическая рефлексия 5. Саморефлексия
6. Педагогическая коррекция 6. Самокоррекция

В построении воспитательного взаимодействия я использую следующие принципы воспитания:

  • принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
  • принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
  • принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
  • принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
  • принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
  • принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
  • принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания

Содержание воспитательного процесса я отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
В процессе своей работы я определила, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.

Исходя из выше перечисленных принципов воспитания я выделила следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:

  • задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, что бы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки.
  • социально-культурный опыт – он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка. Именно данный компонент я рассматриваю в качестве основания для формирования уникального сочетания в конкретном ребенке общих, особенных и единичных черт и качеств, а так же как необходимое условие становления культурного опыта ребенка.
  • нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
  • творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.

С целью создания условий для развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности необходимо осуществлять определенную совокупность деятельности. Эти действия можно условно объединить в три группы, каждая из которых соответствует одному из основных направлений педагогического обеспечения развития индивидуальности детей.

Основные направления педагогического обеспечения развития индивидуальности Содержание и организация деятельности педагога
1. Педагогическая поддержка становления индивидуальности 1. Организация воспитательных дел, направленных на апробацию детьми своих возможностей в различных видах деятельности
2. Поддержка социально ценных инициатив, увлечений, интересов учащихся.
3. Развитие творческих способностей.
4. Содействие развитию самодеятельных начал в ученическом коллективе.
2. Содействие ребенку в проявлениииндивидуальности 1. Проведение внеклассных мероприятий сознательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования).
2. Организация воспитательных дел, направленныхна представление мира интересов учащихся и презентацию их личных достижений.
3. Рефлексия и учет личностных достижений
4. Поощрение учащихся
3. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи 1. Изучение учащихся, выявление трудностей в их жизнедеятельности и развитии, поддержка их устремлений в решении своих проблем
2. Организация дел для формирования социально-правовой компетентности учеников и их родителей
3. Привлечение специалистов школы для работы по коррекции индивидуальных особенностей детей и оказанию помощи в решении проблем учащихся.

Содержание воспитывающей деятельности:

  • использование педагогических и психологических приемов для повышения самооценки и чувства ответственности ученика, для развития его творческих возможностей;
  • создание такой среды школьной жизни, в которой было бы интересно и весело жить.

Виды деятельности

Основные виды деятельности – познавательная, разнообразные занятия по интересам, коллективная, групповая, индивидуально-творческая деятельность.
Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы воспитательной работы: занятие «Самосовершенствование личности»; циклы тематических классных часов «Стать самим собой», «Познай себя», «Сотвори себя сам»; игра-путешествие в мир своего «Я»; конкурсы, викторины, классные часы и многие другие.

Предполагаемый результат:

  • осознание учеником своих творческих способностей для успешного строительства своей жизнедеятельности;
  • понимание им ценностей человеческой жизни; уважение человеческого достоинства;
  • ученика характеризует: развитость рефлексии, способность к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.

Вывод

Индивидуальность выявляет себя через деятельность, через собственную активность, поэтому инициирование активности ребенка, включает его в самодеятельность, становится функциональным направлением в работе педагога. Индивидуальность – не только внешнее и физическое отличие одного ребенка от другого, а еще непохожесть, уникальность внутреннего духовного мира, особое сочетание ценностных отношений.

Организуя самодеятельность детей нужно, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Но только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».

Представленный метод воспитания индивидуальности ребенка приемлем для школ, работающих по разным направлениям и использующих различные методики воспитания детей.

Продолжение