Слово о "Слове…" (Обобщающий урок по "Слову о полку Игореве" в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной)

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки


Тип урока:

  • комбинированный, по технологии РКМЧП;
  • использованы приёмы лингвосмыслового анализа;
  • компьютерные технологии.

Цели:

  • Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.
  • Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.

Задача: Обобщение, систематизация и контроль знаний.

Оборудование, наглядность: текст “Слово о полку Игореве” в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, обложки “Слова” разных изданий, выставка творческих работ учащихся (д/з к уроку – нарисовать обложку к новому изданию “Слова”).

Ход урока

1. Вызов.

– Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведём мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, достойных мужей и верных им. И пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: “Не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли”.

Актуализация: Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных и вновь восстановленных церквах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти вопросы задаём мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси.

– Звучат ответы учащихся.

2. Постановка темы и целей урока.

Обобщающий урок по “Слову о полку Игореве” Слово о “Слове…”

В конце урока, ребята, вас ждёт сюрприз.

Презентация.

Слайд 1: Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой дикая степь. Медленно движется в этой “незнаемой стране”, в “диком поле” небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников.

Слайд 2: Тяжело было прощание с родиной, скрывшейся за пограничным холмом: “О русская земле! Уже за шеломенем еси!”

Слайд 3: Когда высланная вперёд разведка донесла, что половцы вооружены и готовы к бою, Игорь не поворотил коней, но и не стал уверять своих воинов в близкой победе. Княжеская дружина была на конях, крестьяне шли в пешем строю. Игорь приказал дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе.

Слайд 4: В последнем акте развернувшейся трагедии, когда русичи потерпели страшное поражение и раненный в руку Игорь был схвачен и связан, он мужественно принял вину на себя и в тяжёлом раздумье о судьбах своего народа каялся в преступлении: “Недостоин я жить”.1

Д.С. Лихачёв “Слово о полку Игореве”

Слайд 5: “На Дунаи Ярославнынъ гласъ слышитъ,

Слайд 6: зегзицею незнаема рана кычеть.

Слайд 7: “Полечю,-рече,-зегзицею по Дунаеви,

Слайд 8: омочю бебрянъ рукавъ в ъ Каяль рьць, утру князю кровавыя его раны на жестоцьмъ его тьль”. (Текст “Слова…”)

3. Работа с эпиграфом: учащимся предлагается два эпиграфа:

Дела давно минувших дней… Влечёт меня старинный слог,
Есть обаянье в древней речи…
А.С.Пушкин, Б.Ахмадулина

– Чьи слова мы возьмём эпиграфом к нашему уроку? Почему? Приведите два аргумента, подтверждающих ваши рассуждения.

4. Составление кластера:

Данный урок – обобщающий. Необходимо вспомнить всё, что говорилось при изучении произведения и тематически объединить. Величина кластера совпадает с нужным количеством групп.

Класс делится на группы, каждая группа придумывает себе название, получает задание.

5. Работа учащегося с компьютерным тестом по “Слову…” (4 мин.) Во время вопросов, которые задаёт учитель, один из учеников работает на компьютере. Пока учащиеся готовятся к заданию в группах, у учителя есть время проверить и оценить ученика.

Слайд 2 – вопросы; слайд 3-ответы для самопроверки; слайды 4 и 5 – задания по “Слову…”

6. Вопросы группам:

  1. Произведения УН поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
  2. Покажите длань. (Длань – рука)
  3. Забрало – это меч? Городская стена? Кольчуга?
  4. Покажите свою десницу. (Десница – правая рука).
  5. Что общего в “Слове…” и в “Задонщине”? (Автор “Задонщины” использовал сюжет, лексику, композицию “Слова…”. Однако в “Слове…” русские войска потерпели поражения, а в “Задонщине” - одержали победу.)
  6. В эпоху Куликовской битвы сбылось то, о чём мечтал автор “Слова…”. О чём идёт речь? (Перед лицом вражеского нашествия объединились русские князья.)
  7. Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)
  8. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий.)
  9. Назовите число и месяц празднования Славянской письменности? (24 мая.)
  10. В каком городе была устроена первая библиотека? (В Киеве)
  11. К чему обращается Ярославна в Плаче? (К солнцу, ветру, Днепру)
  12. Что являлось центром образованности в Древней Руси? (Монастыри)
  13. Как в “Слове…” автор называет Игоря, его брата Всеволода, племянника Святослава и сына – Владимира? (Четыре солнца).

7. Проектная деятельность: нарисовать обложку к новому изданию “Слова”, подготовить комментарий.

Учащиеся комментируют свою обложку, рассказывают о героях, фрагментах “Слова”, показанных на обложке, идее, которую они хотели выразить.

8. А сейчас обещанный в начале урока подарок-сюрприз, который я вам приготовила: обложка первого издания “Слова…” 1800 год. Демонстрация слайда . Заранее распечатанные календарики можно подарить детям и гостям.

9. Рефлексия.

Перед вами – шкатулка. Сейчас каждый положит белую метку, если урок понравился, чёрную – если не понравился. (Совсем неплохо, если несколько квадратиков будут чёрными: учитель скажет: “Белые – это мне оценка за урок, высокая оценка, а чёрные показывают, что мне есть над чем ещё работать”)

10. Итог урока: “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)