Первые шаги в мир музыкального исполнительства

Разделы: Общепедагогические технологии


: "Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры. Но так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке: Искусство обогащает человека, двигает его вперёд, но оно в то же самое время требует неустанного духовного совершенствования.
(А.Б. Гольденвейзер)

Эти слова как нельзя лучше отвечают не только на вопрос, следует ли учить ребёнка музыке в современном "компьютерном" мире, да если у него нет "данных" (музыкальной памяти, слуха, ритма), но и на вопрос, как надо учить. Учить, открывая всё богатство мира, формируя отношение к нему, развивая эмоциональную жизнь ребёнка.

Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался сам "напевать", "дудеть", отбивать ритм рукой или ритмически топать? Не пробовал бы освоить музыкальную игрушку, барабан, дудочку, металлофон и др.? Не слушал бы музыку с сознательным желанием или случайно? Мир звуков окружает ребёнка буквально с момента его рождения.

В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и педагогам не следует проходить мимо благодарной задачи: помочь ребёнку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни с самых ранних лет.

Вероятно, не нужно доказывать никому, как это хорошо - приобщать ребёнка к музыке. Многие родители, едва их ребёнок подойдёт к 5-6 годам, начинают задумываться о музыкальных занятиях. Учить своих детей музыке хотят многие. Но сколько потом бывает разочарований! А намаявшись с "Нерадивым" (неусидчивым, ленивым и т.п.) ребёнком, родители делают вывод: "Неспособный к музыке!". И на том дело кончается. У ребёнка же надолго, если не навсегда, остаётся отношение к музыке, как к чему - то трудному, недоступному или скучному, неинтересному.

К сожалению, беда многих педагогов - музыкантов в том, что не удаётся найти подходящего ключика к прекрасной музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребёнка. Любого, а не только одарённого, с музыкальным талантом. Найти этот ключик необходимо.

Воспитание чувств - одна из важнейших задач гармоничного развития личности. И сточки зрения этой общей задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство. Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех воспитания зависит от того, насколько интересны для ребёнка такие занятия.

Уроки подготовительного класса специальности: "Музыкальное исполнительство" будут связаны с определённым инструментом: скрипкой, фортепиано, флейтой, баяном и др.

Естественная деятельность дошкольника - игры, а на наших занятиях это игры с целью музыкального развития, а для кого-то более глубокого освоения инструмента. Основным содержанием уроков в начальный период будет работа с музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у детей не только интерес к созданию звука на инструменте, но и желание "выразить" звуками что-то определённое, а не механически работать пальцами на нём. Как этого добиться? У вас на занятиях не раз появится необходимость прибегать к конкретным образам, игрушкам, картинкам и т.п., которые призваны пробудить фантазию, воображение ребёнка. Дети могут достаточно хорошо представить себе разницу между падающей снежинкой и каплей дождя, движением птичьей лапки и лапы медведя. Решая такую задачу с конкретным, постоянным образом, ребёнок сразу же будет самостоятельно действовать - искать по внутреннему представлению нужный звук на музыкальном инструменте, т.е. он по образу будет находить выразительное средство и нужные для него движения руками и пальчиками.

Итак, ребёнок сделал первые шаги в мир звуков и музыкальных инструментов. Что дадут ему эти знания? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит остановиться на другом, который волнует многих родителей. Вопрос этот о музыкальных способностях ребёнка. Предположим, родители замечают, как их дети далеко не всегда могут верно пропеть услышанную мелодию, а любимые песенки поют неточно. Исходя из этого, они делают поспешные выводы, что у ребёнка нет слуха, он не имеет музыкальных способностей. Возникают сомнения, стоит ли заниматься их малышу музыкой? Поэтому, воспитание детей следует начинать с воспитания родителей. Сделать их своими союзниками - вот главная задача.

У родителей нередко есть желание, как можно раньше определить музыкально-профессиональные возможности ребёнка. Однако следует заметить, что сделать это на первых уроках по освоению инструмента очень трудно и не очень нужно. Поспешность и стремление к ранней "специализации", просто опасны и могут дать обратный эффект, оттолкнуть ребёнка от музыки. Но нужно особенно подчеркнуть: музыка может быть доступна всем, и само музыкальное развитие ребёнка в дошкольный период гораздо важнее, чем быстрота в овладении техникой игры на инструменте.

Педагогу же, в его нелёгком труде необходимо руководствоваться таким принципом как: :"Отдача без сдачи - вот полнота отдачи" - М.Цветаева.