Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели и задачи:

  • повторить и закрепить сведения о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;
  • развить навык и умение пользоваться синтаксическими синонимами; находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; способствовать формированию знаний по истории казачества;
  • способствовать осмыслению вопроса "История и духовная культура казачества через призму языка".

Ход урока

Организационный момент.

Основная часть.

Память о казачестве бессмертна.

Витислав Ходарев.

Учитель. Мы живём в городе Георгиевске, на улицах которого часто встречаем казаков. Их предки поселились здесь в семидесятых годах восемнадцатого века. Казаки всегда были защитниками родной земли, поэтому мы чтим память о них. И не случаен эпиграф нашего урока. Давайте внимательно его прочтём. Строки взяты из стихотворения ставропольского поэта Витислава Ходарева "Память о казачестве бессмертна:".

На протяжении сегодняшнего урока мы будем говорить о казаках.

Кстати, почему одни говорят казаки, а другие казаки? Как называется такой вид ударения?

Что обозначает термин "предпочтительный" вариант?

Что обозначает термин "допустимый" вариант?

Ответы учеников.

Учитель. Слайд №1, 2.

Предпочтительный вариант: казак, казака, мн. казаки, казаков.

Допустимый вариант: казаки, казаков.

Некоторые варианты ударения, произношения и форм не могут считаться ошибочными, т.к. они закономерно возникли в языке в процессе его исторического развития и теперь широко употребляются во всех сферах литературной речи. Такие варианты даются словарём как равноправные (при этом на первом месте даётся предпочтительный вариант), или как допустимые (с пометой и доп.).

Учитель. Сейчас мы запишем слова, отражающие жизнь казаков.

Словарный диктант.

Атаман, лампас, шашка, нагайка, башлык, станица, погоны, казак. Задание классу: Дайте толкование записанных слов.

Проверьте, правильно ли вы написали слова.

Учащиеся проверяют написанные слова.

Слайд№3, 4, 5.

Учитель. Коли мы заговорили о казаках, неплохо было бы вспомнить, кто из русских писателей 19 века писал о них.

Ответы учащихся.

Слайд №7.

Учитель. Вашему вниманию предложен слайд, на котором изображён Е. Пугачёв. Как вы помните, о нём писал А.С.Пушкин в повести "Капитанская дочка". Глядя на этот портрет, давайте попробуем составить сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Ученики работают устно.

Слайд №6.

Учитель. На другом слайде изображены казаки.

Задания классу: Составьте и запишите 1 сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, используя слова из словарного диктанта. Подчеркните грамматические основы, составьте схему полученного предложения.

Работа у доски по карточке. Подберите синтаксический синоним к предложению " Персы называли народ, живший по Днепру и Дону, скифами или саками".

Учитель. Кроме Е.Пугачёва, Степана Разина, были и другие атаманы, о которых народ слагал песни. В нашем крае хорошо известны Яков Петрович Бакланов и Матвей Иванович Платов, исторические личности, оставившие след в народной памяти. Они смело вели за собой казачьи полки во время военных действий. Об этих атаманах народ сложил песню. Я сейчас прочитаю отрывок из неё, а вы внимательно послушайте.

Письмо по памяти Слайд №8.

Ведут атаманы, Бакланов и Платов,
На страх супостатам донские полки.
Сквозь дымы пожарищ алеют лампасы
И молнией блещут казачьи полки.

Задания классу:

1) Записать текст казачьей песни по памяти.

2) Объяснить расстановку знаков препинания.

3) Объяснить, что обозначает слово "супостат".

Ответы учащихся.

Учитель. Из этого отрывка мы узнали, что казаки больше всего на свете любили отчизну и ради её свободы готовы были отдать жизнь. Чтобы передать своё отношение к атаманам и казакам, неизвестные авторы использовали средства речевой выразительности.

Слайд №9 Тестовое задание №1.

В каком варианте ответа указаны все выразительные средства языка и речи, используемые в данном тексте.

  • эпитет, гипербола
  • синекдоха, олицетворение
  • метафора, сравнение
  • аллегория, оксюморон

Учитель. На нашем уроке часто звучит слово "казак". Я хочу предложить вашему вниманию одну из версий образования этого слова.

Персы называли народы, которые жили на берегах Днепра и Дона, скифами или саками. Греки -- коссахами(по-скифски означает "белый олень").

Слайд №10

(1) Самая первая печать донских казаков при её оттиске передавала изображение белого оленя, пронзённого стрелой.

(2) Старинное предание гласит: в глубокой древности покровительницей Приазовья была Диана, богиня целомудрия, хранительница лесов и зверей.

(3) Некто Актеон, охотник-иностранец, случайно увидел наготу богини Дианы во время её купания, за что Диана превратила его в оленя и пустила в него смертоносную стрелу.

Слайд №11 Тестовое задание №2. Из предложения 3 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи примыкание.

Учитель. А теперь обратимся к древнему преданию, рассказывающему о храбрости казаков.

Слайд №12

(1)Мать вывела трёхлетнего сына в степь и, указав дланью вверх, проговорила:

(2)- Звёзды - глаза твоих предков.

(З)Они следят, как ты защищаешь свой род.

(4) Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти: гибель в бою с врагами своего рода - возможность попасть в рай и встретиться со своими дедами.

(5) Пятёрки воинов прорубались через войска Дария туда и обратно и уходили в степь.

(6) Персы сходили с ума от такой дерзости и смелости.

(7) Во время походов Чингисхана два его тумена (20 тысяч воинов) в междуречье Волги и Дона наткнулись на неведомый народ: воины, обнажённые до пояса, скакали в бой с двумя шашками в руках ; многие сражались, стоя на конях.

(8) Воины эти могли на лету поймать у своей груди пущенную в них стрелу или уклониться.

(9) Монгольские тумены были вырублены.

(10) Чингисхан обошёл это "проклятое место".

Слайд №12 Тестовые задания №3

Укажите количество грамматических основ в предложении 7

Укажите номер предложения, в котором есть устаревшее слово.

Учитель.: Вот так защищали свою землю от врагов казаки. Недаром народ помнит о них, слагает песни. И сегодня казаки продолжают служить верой и правдой России. Они соблюдают традиции и обычаи своих предков.

На территории Ставропольского края расположены станицы казаков.

Задания классу: Запишите предложение, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения, определите вид придаточного.

Казаки, которые живут на территории моего края, относятся к Терскому казачьему войску.

Учитель. Разговор о казачестве хочется закончить словами Витислава Ходарева, ставропольского поэта: Слайд №13

Много было под конями ветра.
Шли они в пустынях и лесах.
Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.

Итог урока.

Учитель. Итак, на протяжении урока мы говорили о храбрых воинах, о казаках,

беззаветно любивших Родину. Именно поэтому " память о казачестве бессмертна".

Кроме того, повторили материал о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Работали с тестами, готовясь к итоговой аттестации.

Домашнее задание: Составить 4 сложноподчинённых предложения с придаточными определительными на тему "Казак". Сделать синтаксический разбор этих предложений.