Технологическая карта учебного занятия

Разделы: История и обществознание


Цели работы:

  • Развитие проблемного мышления старшеклассников
  • Воспитание гражданской позиции школьников
  • Подготовка выпускников к осознанному выбору профессии

Методическая цель: апробация технологии "Анализ конкретной ситуации" (кейс - стади) в образовательном процессе учреждения.

Формируемые ключевые компетентности:

  • социальная (умение найти себя в обществе, в профессии, быть успешным);
  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

Оборудование:

  • кейс "Случай из юридической практики";
  • мультимедиа презентация "Профессия - юрист";
  • тест "Способны ли вы стать юристом?"
  • памятки "Как стать успешным в профессии?"

Структура учебного занятия

1. Подготовительный этап

1.1. Выбор кейса

1.2. Преобразование пространства класса для групповой работы

1.3. Создание авторской мультимедиа презентации "Профессия - юрист"

2. Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово учителя (целеполагание; практическая направленность занятия: формирование компетентностей, необходимых для осознанного профессионального выбора)

2.2. Представление авторской мультимедиа презентации "Профессия - юрист"

2.3. Знакомство с кейсом "Случай из юридической практики"

2.4. Осмысление содержания (составление свёртков информации, пересказ)

3. Аналитический этап

3.1. Проблемный анализ текста

3.2. Определение критериев оценивания ситуации

3.3. Нахождение путей решения проблем (учащиеся осуществляют поиск решений с опорой на содержание кейса и мультимедиа презентации, а также на личный субъектный опыт)

4. Итоговый этап. Презентация групповых решений (учащиеся представляют и обосновывают решение группы по кейсу)

5. Закрепление учащимися необходимых знаний по проблеме: работа с раздаточным материалом "Как стать успешным в профессии?"

6. Рефлексия. Тест "Способны ли вы стать юристом?"

Конспект учебного занятия.

Рано или поздно каждый человек сталкивается с необходимостью принять решение - что же делать дальше? Выбор профессии, порой, самый сложный из тех, что приходится делать большинству людей в своей жизни. И это неудивительно, ведь профессию выбирают надолго, едва ли не на всю жизнь. И, как говорил Франсуа Рабле, в этом случае "Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше". Я предлагаю вам последовать совету мыслителя и поближе познакомиться сегодня с очень интересной профессией - юрист (Презентация "Профессия - юрист")

В истории отечественной правовой школы есть немало прославленных имён. Среди них - Александр Никифорович Плевако, известный русский адвокат, чьё имя сегодня во многом стало нарицательным, символизирующим высокий профессионализм и успех в избранном деле. Я предлагаю познакомиться с одним из интересных случаев его адвокатской практики.

Случай из юридической практики.

Однажды, проводя вечер в Московском литературно-художественном кружке, самый знаменитый адвокат (присяжный поверенный) дореволюционной России Фёдор Никифорович Плевако рассказал известному фабриканту Савве Тимофеевичу Морозову и режиссёру Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко о судебном заседании, которое должно было состояться на следующий день.

Под суд попал священнослужитель, присваивавший деньги прихожан. Кроме того, батюшка вёл разгульную жизнь. Словом, вина подсудимого была очевидна. Савва Морозов, желая подшутить над Плевако, выразил предположение, что присяжный поверенный заговорит господ присяжных заседателей длинной речью. А надо отметить, что в дореволюционной России был суд присяжных (т.е. приведённых к присяге) заседателей, представителей различных слоёв населения. В их задачу входило выносить вердикт о виновности (или невиновности) подсудимых.

И тут случилось непредвиденное. Плевако, раззадоренный иронией купца, обещал, что его защитная речь будет самой короткой за всю его жизнь - не более минуты. И результатом её будет то, что подсудимого оправдают.

- Но ведь он же действительно проворовался! - удивился Савва Морозов.

- Более того, полностью признал свою вину. И тем не менее суд после моей короткой речи вынесет оправдательный вердикт.

Удивлённый фабрикант предложил пари. Ударили по рукам.

Судебное заседание началось с процедуры выборов присяжных заседателей. Таковых выкликнули двенадцать и ещё двое запасных. Все оказались купцами. Люди коммерческие, прижимистые, они особенно остро реагировали на разгульное мотовство подсудимого.

Плевако во время судебного следствия, когда допрашивали свидетелей, вёл себя крайне пассивно. Начались прения сторон. Первым выступил прокурор. Обвинитель высказал возмущение тем, что в качестве подсудимого оказался служитель культа, который должен быть наставником человеческих душ, нравственным примером для верующих. Вместо этого: Он немного перебрал, утомив своей многословной речью слушателей. И тут пришла очередь Фёдора Никифоровича Плевако. Он всё точно рассчитал. После утомительно длинных словес прокурора его короткая речь прозвучала как выстрел. Он сказал:

- Господа присяжные заседатели! Более двадцати лет мой подзащитный отпускал вам грехи ваши. Один раз отпустите вы ему, люди русские!

И сел. Эта речь заняла всего несколько секунд.

Поражённые слушатели замерли. Некоторое время стояла мёртвая тишина. Потом обрушилась лавина аплодисментов и восторженных криков.

Присяжные совещались минут десять. Их старшина огласил общее решение: "Не виновен!"

Работа в технологии "кейс-стади".

Итак, мы сформулировали ещё одну важную цель нашего занятия: определить, как стать успешным в профессии?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к памяткам, которые лежат у вас на столах.

Алгоритм анализа конкретной ситуации

(технология "кейс-стади")

Чтение (цель: знакомство с текстом)

Пересказ (цель: "присвоении" текста, его понимание)

Поиск проблемы (цель: развитие аналитических способностей)

Выделение критериев (цель: оценивание ситуации с позиции её идеального состояния)

Решение проблем (цель: поиск путей выхода из проблемы)

Мы с вами согласились с тем, что очень важно правильно и осознанно выбрать свою профессию. В качестве домашнего задания предлагаю вам выполнить тест.

Тест "Способны ли вы стать юристом?".

Отвечать на вопросы этого теста следует, не задумываясь, быстро. Выбирайте из предложенных ответов наиболее подходящий вариант и записывайте соответствующую букву.

1. С чего начинается ваш рабочий день?

А. С чашечки кофе и разговора с друзьями.

Б. С дурного настроения и приступа зевоты.

В. С просмотра новостей и анализа изменений, произошедших с вчерашнего утра.

2. Что в вашей сумке?

А. Ключи, записная книжка, телефон и ещё пара нужных вещей.

Б. Всё, что попало.

В. Ноутбук, портмоне, календарь с записями, два набора ручек, набор кредитных карточек, носовой платок.

3. Что вы замечаете в собеседнике в первую очередь?

А. Аксессуары, цвет волос, позу, в которой он находится.

Б. Внешность, причёску, какие модные марки присутствуют в его одежде.

В. Его глаза, манеру разговаривать, стиль в одежде.

4. Что вас раздражает во время телефонных разговоров?

А. Когда связь внезапно прерывается.

Б. Когда собеседник молчит, чавкает или разговаривает с кем-то ещё параллельно.

В. Ничего не раздражает. Я всегда могу договориться о том, что перезвоню позже.

5. Как вы читаете сложные тексты?

А. Долго настраиваюсь и с трудом понимаю содержание.

Б. Я их не читаю. Засыпаю на второй минуте чтения.

В. Стараюсь понять, в чём смысл текста, а потом запоминаю детали.

6. Какие музыкальные произведения вам нравятся больше всего?

А. Мои музыкальные предпочтения зависят от моего настроения.

Б. Всё, что модно в данный момент.

В. Классические, под которые можно думать.

7. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

А. Стиль "casual" - всё, что удобно для повседневной жизни.

Б. Спортивный с неоновыми штрихами - чем ярче, тем лучше.

В. Классика, приближённая к офисному стилю. Строгая одежда, минимум аксессуаров.

8. Вы консерватор?

А. Всё зависит от обстоятельств, в которых я нахожусь. Могу быть консерватором, могу - новатором.

Б. Нет! Всё новое мне интересно. Да здравствует авантюризм!

В. В отношениях между людьми - да. Если новаторство, то оно должно быть обосновано.

9. Вы готовы работать во внеурочное время, во внештатных ситуациях?

А. Если не очень долго и за большие деньги, то да.

Б. Ещё чего! Есть рабочий день - этого достаточно.

В. В случаях необходимости, если это оправдано конечной целью моей работы.

10. Вам страшно выступать на публике?

А. Нет, если предварительно выпить валериану.

Б. Я не выступаю публично. Мне это не нужно.

В. Обычно я хорошо готовлюсь к выступлению, поэтому не страшно.

11. Доставляет ли вам удовольствие письменная, рутинная, медленная работа?

А. Не всегда. Не могу заниматься медленной работой долго - раздражает.

Б. Нет. Я не могу долго сидеть на одном месте.

В. Мне нравится изучать и сравнивать. Если рутина необходима для реализации моей цели - я буду работать до победного конца.

12. Кого вы уважаете в своём окружении?

А. Тех, кто старше, умнее, сильнее меня.

Б. Себя и ещё пару таких же чудесных личностей.

В. Все. Не уважаю только тех, кто сам себя ведёт недостойно.

Это шуточный тест, поэтому если ваши результаты не устроят вас, не расстраивайтесь. Попробуйте проверить себя с помощью других профессиональных тестов или обратитесь за консультацией к психологу.

А сейчас - ещё один - шуточный - рецепт успеха (Презентация "Профессия - юрист").Я благодарю вас за сотрудничество. Надеюсь, что первый шаг к успеху в профессии мы с вами сегодня уже сделали.