Географическое положение и природа Урала. Василий Никитич Татищев – географ Урала. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели:

Образовательная:

  • создание "образа" Урала как уникального природного района России;
  • формировать представление о В.Н.Татищеве;

Развивающая:

  • развитие практических умений работы с картами и ориентации в Интернет-ресурсах, самостоятельности, интереса к изучению природы России;

Воспитательная:

  • воспитывать патриотизм.

Задачи:

Образовательные:

  • определить особенности физико-географического положения природного района Урала;
  • познакомиться с В.Н.Татищевым и его роли в освоении и изучении Урала;
  • установить взаимосвязь между особенностями рельефа, орографии, строения, богатством и размещением минеральных ресурсов Уральских гор;
  • показать на примерах роль внешних сил в формировании уникальных форм рельефа Урала.

Развивающие:

  • определить особенности географического положения Уральских гор, используя физические карты России и Урала;
  • сопоставить физическую карту, орографическую схему и спутниковое изображение Уральских хребтов для определения особенностей рельефа;
  • сопоставить карту строения земной коры с физической картой для объяснения особенностей расположения, высоты и возраста хребтов Уральской горной страны, а также размещения минеральных богатств Урала;

Воспитательные:

  • воспитывать умение видеть, удивляться и восхищаться красотой природы России;
  • воспитывать гражданственность через ощущение принадлежности изучаемых природных красот стране, в которой мы живем;
  • воспитывать внутреннюю потребность рассказать, заинтересовать собеседника уникальными особенностями изучаемого района;
  • воспитывать целеустремленность через возникновение заинтересованности данным природным районом и желания посетить изученные места.

Средства достижения целей и задач:

Технологии: модульная технология в сочетании с ИКТ

Методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративные (беседа с анализом картографического материала, сообщения учащихся с мультимедийной презентацией, рассказ учителя с иллюстративным материалом);
  • исследовательские (анализ и сопоставление тематических карт, схем, спутниковых изображений);
  • проблемные (частично-поисковый метод - установление причинно-следственных связей и закономерностей; опережающее задание);
  • здоровьесберегающие (смена видов и форм деятельности; подбор материала, благоприятно воздействующего на эмоциональную сферу; минутка отдыха; здоровьеформирующие элементы в теоретическом содержании урока)

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.

Используемые на уроке и при подготовке ресурсы:

  • учебник под редакцией Алексеева А.И. География России: хозяйство и географические районы (книга вторая). Москва. "Дрофа" 2006 год;
  • атласы для 8-9 класса;
  • настенная карта "Урал";
  • раздаточный материал - карта модульного урока (Приложение 1);
  • компьютер, интерактивная доска, проектор;
  • Интернет-ресурсы - спутниковая карта Урала (http://wikimapia.org/#lat=63.9373725&lon=59.4140625&z=3&l=1&m=s&v=9), "музей" минералов Урала (http://geo.web.ru/druza/pg-100-119r/page-101.html) и видеофрагмент о столбах выветривания на плато Мань-Пупу-Нер (с сайта http://www.ruschudo.ru );
  • мультимедийная презентация учителя к уроку (Приложение 2) и учащегося (опережающее задание).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
  Организационный момент. 0,5 мин
  УЭ-0. Определение темы, целей и задач. 1,5 мин. Тема, цели, задачи.

Определим тему урока:

В античное время их называли Рифейскими горами, арабы - Мургаром, землепроходцы именовали их Камнем и Каменным поясом Русской земли, сами обитатели этих земель говорили о них, как о Земном поясе, лишь в 17 веке появилось название, сохранившееся до наших дней. О чем речь?

Цели и задачи урока (озвучивает учитель)

Определяют тему урока - Урал.

После определения целей и задач - записывают тему в тетради.

  Изучение нового материала:

УЭ-1. В.Н.Татищев - географ Урала.

5 мин.

Итак, название "Урал" появляется только в XVII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа В.Н.Татищева. В переводе с тюркского языка Урал означает "пояс", " золотой шов"

(рассказы учащихся)

В городах, основанных Татищевым, созданы памятники этому интересному человеку - сподвижнику Петра I (показ памятников)

Рассказы учащихся о Татищеве:

В.Н.Татищев - государственный деятель, основатель горного дела на Урале

В.Н.Татищев - историк и географ.

Остальные записывают в тетрадь интересные факты о Татищеве.

  УЭ-2. Особенности физико-географического положения Уральских гор.

4 мин.

Уникальность географического положения Урала отмечают многие ученые-исследователи, путешественники:

известный геолог профессор Московского университета Г. Е. Щуровский в середине прошлого века отметил: "Уральский хребет по своему географическому положению представляет необыкновенное явление. Это отдельная стена, длинная и узкая, возрастающая посреди обширных равнин, непосредственно прилегающих к его подошве"

Известный журналист Леонид Парфенов по идее писателя Алексея Иванова создал новый фильм об Урале. О значении Урала в рекламе фильма сказано:

"Урал - всегда место встречи: Европы с Азией, Руси с Сибирью, христианства с исламом и язычеством, славян с тюрками и финно-уграми. Здесь контакт двух явлений неизменно порождает третье, получившееся из первых двух. Такова "уральская матрица"

Что можно дополнить о ФГП Урала, читая физическую карту?

Задание - выделить особенности ГП из высказываний известных людей:

Протянулись через всю территорию России узкой полосой хребтов вдоль 60 меридиана

По обе стороны от Уральских гор огромные равнины - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская

Граница между Европой и Азией

(по карте) С севера Уральские хребты переходят в хребет Пай-Хой, который подступает к побережью Карского моря, на юге - река Урал и возвышенности Казахстана

Протяженность с севера на юг- 2500 км, с запада на восток от 50 до 150 км.

  Рельеф и строение Уральских гор.

УЭ-3. Рельеф. 7 мин.

 

 

 

 

 

УЭ-4. Строение 5 мин.

Сопоставим физическую карту, орографическую схему и спутниковое изображение для определения особенностей рельефа Уральских гор.

Обобщение: Уральские горы невысокие (лишь несколько вершин имеют высоту до 1500 м) состоят из системы хребтов, вытянутых с севера на юг параллельно друг другу. Между хребтами по продольным долинам текут реки. Хребты разделены поперечными долинами на отдельные массивы. Уральские горы имеют плоские или округлые вершины. Приполярный Урал имеет остроконечные вершины в виде зубчатых гребней. Урал - ассиметричные горы Западный склон пологий, восточный - крутой.

*Гора Народная - наивысшая вершина (1895 м) Урала. Открыта геологом А.Н.Алешковым в 1927 году во время экспедиции на Северный Урал. Встречаются два варианта ударения. Первый обосновывается наличием у подножия горы реки Народы, второй - имевшим место в 20-30-е годы стремлением посвящать названия символам нового государства в данном случае - советскому народу.

Чем объяснить такие особенности рельефа?

Объяснение учителя:

Отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого "Урал"

":В тот день она рассказывала детям
О нашей родине. И в глубину времен,
К прошедшим навсегда тысячелетьям
Был взор ее духовный устремлен.
И дети видели, как в глубине веков,
Образовавшись в огненном металле,
Платформы двух земных материков
Средь раскаленных лав затвердевали.
В огне и буре плавала Сибирь,
Европа двигала свое большое тело,
И солнце, как огромный нетопырь,
Сквозь желтый пар таинственно глядело.
И вдруг, подобно льдинам в ледоход,
Материки столкнулись. В небосвод
Метнулся камень, образуя скалы;
Расплавы звонких руд вонзились в интервалы
И трещины пород; подземные пары,
Как змеи, извиваясь меж камнями,
Пустоты скал наполнили огнями
Чудесных самоцветов. Все дары
Блистательной таблицы элементов
Здесь улеглись для наших инструментов
И затвердели. Так возник Урал".

О каких явлениях рассказывает Заболоцкий?

По ходу сопоставления заполняется таблица "Части Урала"

Затем проверяется заполнение таблицы.

Составляют рейтинг высочайших вершин.

Воздействием внутренних сил (строением земной коры) и внешних (силы выветривания)

Начертить (или выбрать) схему образования Уральских гор

В процессе беседы обобщаются сведения о строении земной коры под Уралом:

Уральские горы образовались в эпоху герцинской складчатости палеозойской эры, поэтому они древние. Но в последующие годы - мезозойскую и кайнозойскую эры они разрушались и были почти разрушены. В эпоху альпийской складчатости кайнозойской эры горы испытывали глыбовые вертикальные движения. Так горы возродились и стали складчато-глыбовыми.

От Русской платформы горы отделены краевым прогибом. Западные склоны сложены осадочными породами, а водораздельный хребет и восточные склоны - магматическими и метаморфическими породами.

  УЭ-4. Минеральные ресурсы Урала. 5 мин. Особенностями образования Уральских гор можно объяснить и богатство минеральными ресурсами. "Урал: - является одарённым природой с безумной щедростью - нигде в целом свете не встречалось такого разнообразия минералов на таком сравнительно ограниченном пространстве и в таких мощных формах", - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

К различным участкам земной коры приурочены разные полезные ископаемые. Эта закономерность четко прослеживается и на Урале. В западной (Предуралье) и восточной (Зауралье) частях района находятся крупные месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения. Это калийные и поваренная соли, нефть, газ, бурый уголь. Однако мировую славу району принесли рудные полезные ископаемые, которые образовались в недрах Уральских гор при их формировании. На Урале много разнообразных руд (железных, медных, никелевых, бокситов, золота, платины) - названия городов говорят сами за себя: Магнитогорск, Соликамск, Асбест; поделочных камней (малахит, родонит, агат, яшма), драгоценных и полудрагоценных камней (изумруд, топаз, аметист).

Сочетание разнообразных рудных и осадочных полезных ископаемых превратило Урал в настоящую кладовую минерального сырья. Известный геолог академик А.Е. Ферсман недаром называл Урал минералогическим раем. Здесь обнаружено 5000 минералов и 15000 месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, в районе добывается 50.

В результате разрушения и новейших тектонических движений полезные ископаемые стали легко доступны.

На Южном Урале в 1920 году был создан первый в мире минералогический заповедник - музей под открытым небом. Огромную коллекцию уральских минералов можно увидеть в музее Ильменского заповедника.

Работа с картой атласа (физической).
  Минутка отдыха.

1 мин.

Закройте глаза, послушайте песню жаворонка, представьте, что вы не в классе, а где-то в другом месте. Закрывают глаза, слушают аудиозапись.
  УЭ-5. Роль внешних сил в формировании рельефа Урала.

8 мин.

Интереснейшие формы рельефа сформировались на Урале под влиянием внешних сил - льда, ветра, воды:.

Одним из уникальных объектов, наиболее часто посещаемых туристами является Кунгурская пещера (презентация и рассказ ученика)

Одним из победителей конкурса "Чудеса России", проводимым по инициативе первого канала в прошлом году стал еще один необычный объект рельефа Урала, сформированный внешними силами - плато Мань-Пупу-Нер.

Обобщение - уникальный рельеф Урала создавался тысячелетиями внутренними и внешними силами Земли.

Презентация ученика о Кунгурской пещере

Просмотр видеофрагмента о плато Мань-Пупу-Нер

  УЭ-6. Первичная проверка. 2 мин. Тестовое задание:

Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы? а) 500з.д.; б) 600 з.д.; в) 600 в.д..

Западнее Уральских гор расположена: а) Западно-Сибирская равнина; б) Восточно-Европейская равнина; в) Прикаспийская низменность.

Самая высокая вершина Урала: а) Народная; б) Ямантау; в) Сабля.

В зоне какой складчатости расположен Урал: а) байкальской; б) каледонской; в) герцинской.

Самая широкая часть Урала: а) северная; б) южная; в) средняя.

Самая высокая часть Урала: а) северная; б) южная; в) средняя.

Решают тесты в тетради.
4 Подведение итога. 0,5 мин. Проверка тестов. Возвращение к целям и задачам, анализ их выполнения.

Оценка работы на уроке.

 
5 Домашнее задание. 0,5 мин. Параграф 41 + записи в тетради; вопрос 3 (письменно с помощью карт атласа и учебника) Запись задания в дневники.