"Познай самого себя…" (по рассказу Н.С. Лескова "Неразменный рубль"). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Задачи урока:

  • учить находить и формулировать идею рассказа;
  • развивать навыки анализа художественного текста;
  • совершенствовать умение грамотно формулировать собственную точку зрения, приводить аргументацию;
  • воспитывать внимание к слову, чувство любви и сострадания к людям, вызвать стремление к самопознанию

Форма: урок-беседа

Предварительная работа: прочитать рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль», записать в тетради основные события общественно-политической жизни России второй половины XIX века, особенности жанра святочного рассказа; индивидуальные задания: презентация «Святки», создание портретов главных героев рассказа

Ход урока

1. Оргмомент, целеполагание

Сегодня на уроке мы будем работать с несколько непривычным для нас произведением, созданным очень необычным писателем. Мы осознаем необычность рассказа только при условии полного погружения в текст и обращения к эпохе, когда оно было создано, ведь без этого нельзя понять ни одно произведение художественной литературы.

2. Проверка домашнего задания

Николай Семенович Лесков – русский писатель и публицист. Он жил и творил во второй половине XIX века.

- Назовите основные события общественно-политической жизни России этого периода. (1853-1856 г. – Крымская война, 1855 г. – вступление на престол Александра II, 1861 г. – отмена крепостного права, 1877-1878 г. – русско-турецкая война, 1881 г. – убийство Александра II)

3. Слово учителя об эпохе второй половины XIX века

Вторую половину XIX века называют по-разному: «эпоха реформ», «время зарождения революционного движения в России», «период царствования Александра II». Действительно, в истории России эти годы ознаменовались, прежде всего, осуществлением реформ, направленных на преобразование всех сфер социально-экономической жизни, что повлекло за собой существенные изменения в общественном сознании.

Русский человек традиционно воспитывался в христианской вере. Однако русские мыслители XIX века стали увлекаться западноевропейскими учениями, в результате чего в России появляются нигилисты – люди, отрицающие общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, а в первую очередь отрицающие христианство, духовную жизнь человека. Нигилисты утверждали, что в центре всего находится разумный человек, который не должен чувствовать никакой зависимости от Бога, в том числе и за несоблюдение нравственных законов. И люди задумались: «Как жить дальше? На основе чего должно развиваться русское общество?» Этот вопрос о путях развития России расколол общество. Многие стали сторонниками мирных реформ, эволюционного пути развития, но часть русской интеллигенции все надежды связывала с революционными преобразованиями.

- А какую же позицию в этом вопросе занимал Н.С.Лесков?

4. Работа с биографической справкой и презентацией

Обратимся к краткой биографии писателя. Познакомьтесь с ней самостоятельно и попробуйте предположить, каким видел путь развития России Н.С.Лесков?

Биографическая справка (см. Приложение), презентация

 (Слайд №1) Н.С.Лесков вырос в русской провинции, был воспитан в религиозной семье на заповедях Христа. Именно с христианством он связывал свои надежды на обновление общественной жизни. По мнению Лескова, если каждый человек будет жить по библейским заповедям, хранить завет Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», то это приведет к духовному спасению не только отдельной личности, но и всего общества.

(Слайд №2) Но многие люди того времени придерживались иных взглядов, они выступали за революционные преобразования. А кто-то разделял точку зрения французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который утверждал: «Всякий человек хорош в хороших обстоятельствах».

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

Лесков же отрицал идею революции и считал, что главное в жизни не обстоятельства, а человек и что надо начинать с изменения нравственного самосознания.

Лесков в XIX веке понимал, что человеку часто приходится делать выбор между добром и злом и слишком часто он слаб или безволен, потому что нравственность, духовность уходят из жизни. Он надеялся, что в будущем на основе веры в Христа миром будут править добро и любовь.

- А сбылись ли надежды Лескова в XXI веке? Почему?

(Слайд №3) И в наше время, к сожалению, миром не правит любовь, мы теряем духовность, мы себя не знаем. А познать себя – основная задача человека, особенно юного. Так один из современных подвижников русской церкви обращает внимание на то, что у каждого человека есть задача: «…увидеть себя каков ты есть на самом деле, познакомиться с самим собой, а это очень важное знакомство, ведь огромное число людей так и проживают свой век так и не узнав себя, мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горько нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и глухи…»

 (Слайд №4) Горькие слова, но Н.С.Лесков верил, что нравственную основу личности составляют здоровые начала, доброта, сострадание: «Двойственность в человеке возможна, - допускает он, - но глубочайшая «суть» его все-таки там, где его лучшие симпатии».

Писатель глубоко изучил Евангелие и в своих произведениях часто показывал, как душа человека возрождается, как к людям приходит очищение и спасение. Так в творчество Лескова входит тема Рождества Спасителя.

(Слайд №5) Рождество – самый счастливый праздник христианской культуры.

- А почему он так важен для людей?

(В основе этого праздника заложена идея добра, чуда, любви)

Рождество – это рождение человека-Бога, который был послан, чтобы помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее. И души людей радуются в атмосфере всеобщей доброжелательности целых 12 дней, а называется этот период Святками. К сожалению, в наше время традиция праздновать Святки почти утрачена, как и многие другие традиции русского народа. Давайте попробуем почувствовать дух того времени и вспомним приметы святочных дней.

Рассказ учащегося по презентации

(Слайд №6) Святки – 12 дней от Рождества до Крещения. По одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Рождество Иисуса Христа. Это дни радости о том, что родился Спаситель человечества.

(Слайд №7) Существует еще одно предположение: слово «святки» происходит от старославянского слова «свиатки», что в переводе означает «души предков». Люди с древних времен верили, что в эти две недели на землю спускаются души умерших и в воздухе витает нечистая сила.

(Слайд №8) Роль нечистой силы традиционно выполняли ряженые, надевавшие рогатые и бородатые маски и громкими криками пугавшие прохожих.

(Слайд №9) Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

(Слайд №10) На святки колядовали: молодые парни и девушки ходили по деревне с песнями и у каждого двора «кликали» Коляду, а хозяевам дома желали жизненных благ.

(Слайд №11) Заканчиваются святочные праздники на Крещение, когда во льду реки или озера делают прорубь в форме креста, и все желающие окунаются в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

(Слайд №12) В святочные дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, заключенных, бедняков, дарить подарки и делать добрые дела, чтобы малоимущие и обездоленные тоже получили возможность от души радоваться празднику Рождества Христова и ожидать рождения чуда.

5. Беседа о жанре святочного рассказа

Сегодня 18 января, заканчиваются святочные дни. Если бы на дворе был XIX век, страницы многих газет и журналов сейчас были бы заполнены трогательными, иногда мистическими, иногда наивными рассказами о чудесных историях, приключившихся на Святках. Да и в наше время в православных журналах стали появляться подобные истории. (Демонстрация учащимся детских православных журналов). А если бы мы открыли детский журнал «Задушевное слово» за 1883 год, то обнаружили бы в нем святочный рассказ Н.С.Лескова «Неразменный рубль».

- А что характерно для святочного рассказа? (Приуроченность действия к святкам, герой – ребенок, потому что праздник установлен в память о Младенце. Счастливый финал. Назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.)

- Почему Лесков обратился именно к этому жанру?

В России существовала традиция семейного чтения. И дети к Рождеству в специальных газетах и журналах находили удивительные истории и читали их вместе с родителями. В святочных рассказах писатель обращает читателей к тому духовному опыту, который был дан две тысячи лет назад. В этих произведениях воплощается особое душевное состояние, переживаемое христианином во время Рождества Христова: обостренное чувство любви к ближнему, милосердие, сострадание.

В святочных рассказах обязательно присутствует добро и зло. Эти произведения назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»

6. Акцентное вычитывание

Попытаемся и мы ответить на этот вопрос, погрузившись в текст святочного рассказа Лескова.

- Поделитесь своими впечатлениями, постарайтесь вспомнить, какие чувства вы испытали после прочтения.

- Не показалось ли вам странным название этого святочного рассказа?

- Кто рассказывает в 1 главе поверье о неразменном рубле? (Взрослый человек)

- Как этот человек относится к поверью? (Не верит в него, оно пустое)

И тут появляется союз «но», и возникает чудо – мы переносимся в прошлое, когда герой-повествователь был маленьким мальчиком и верил во все чудеса, в том числе и в чудо неразменного рубля. Существует 2 времени и 2 пространства: «настоящее» взрослого человека, умудренного опытом, и его же «прошлое», когда он был ребенком, свободным от груза грехов, проблем, обязательств: «Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил».

- Как автору со 2 главы удается убедить нас, что о дальнейших событиях говорит ребенок?Какие лексические и словообразовательные средства помогают нам понять это? (Появляется лексика, характерная для речи ребёнка. Писатель воспроизводит устную речь героя, сохраняя его интонацию («О, — говорю, — бабушка, я вам очень благодарен…»). Мы замечаем детскую наивность и некоторую самоуверенность.)

- Каким вы представляете мальчика?

Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Над портретом написать «чистая душа»

Я считаю, что мальчик является главным героем. Его зовут Миколаша. Ему 8 лет, он чуткий, наблюдательный, достаточно твёрдый по характеру, умеет принимать необходимые, с его точки зрения, решения. Почему он такой? Он дворянин, воспитан в теплом кругу своей семьи по старым христианским традициям, которые существовали в 19 веке в дворянских семьях. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Но создавать портрет этого героя было сложно, так как нет его развёрнутой характеристики. Описания внешности Миколаши нет. Мне кажется, для автора важным является не внешний вид героя, а его внутренняя характеристика.

- Какие поступки совершает мальчик, когда у него появляется неразменный рубль, и как они характеризуют мальчика? (Когда у мальчика появляется неразменный рубль, то онсовершает «нужные» покупки. Миколаша добрый, отзывчивый, внимательный.)

- Какие чувства он испытывает, когда всем смог принести радость? (Чувство удовольствия)

- А какая постоянно повторяющаяся фраза помогает нам понять, что герой волнуется? ( «Я опустил руку и… мой неразменный рубль был в моем кармане»)

- Во что к концу 5 главы трансформируется чувство удовольствия от собственного благородства? (Мы видим самоуверенного героя: «…я уже не допрашивал её выразительных взоров. Я сам был центр всего…», «мне хотелось, чтобы… все обо мне говорили — как я умён, богат и добр».)

Под портретом мальчика подписать «гордыня, тщеславие»

- А почему Миколаше «стало беспокойно и скучно»? (Мальчик хвалится собой и забывает про добрые дела, это не приносит душе радость, душа страдает.)

- Зачем автор именно в этот момент вводит в повествование нового героя – ярмарочного торговца? (Он начинает искушать мальчика и просит обладателя неразменного рубля посмотреть по сторонам именно тогда, когда в душе добро исчезает)

- Почему все забыли про благодеяния мальчика? (Они окружили какого-то длинного, сухого человека.)

- Каким предстает перед нами этот герой?

Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Над портретом написать «искушение», «испытание»

Длинного, сухого человека не очень сложно было изобразить, он ничего не имел привлекательного, у него поверх полушубка был надет длинный полосатый жилет, а на нём нашиты стекловидные пуговицы, от которых исходило слабое, тусклое блистание. Этот человек никому не делал ничего хорошего, он просто шел, но, как пишет автор, «вся ярмарка отвалила в сторону и окружила» его. Не случайно автор использует просторечное слово «отвалила», все эти люди напоминают необразованную, невоспитанную толпу, которая не отличает истинные ценности от ложных. И еще автор использует говорящую деталь – жилет. Он надет поверх полушубка. А зачем такой жилет нужен человеку? Он не греет, но привлекает к себе взгляды окружающих. Блеск пуговиц – это желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Мне кажется, люди часто прельщаются чем-то ярким, но при этом пустым.

- А какие средства художественной выразительности помогают автору передать психологическое состояние мальчика в тот момент, когда от него все отвернулись? (Антитеза: внимание окружающих к чему-то яркому, но ничтожному и добрые дела, которые оказались незамеченными неблагодарными людьми. Эпитет «стекловидные пуговицы», оксюморон «тусклое блистание», оценочное наречие «лукаво улыбнулся».Но мальчик в силу возраста не может понять обмана.)

Под портретом мальчика написать «обида, амбиции», а под портретом длинного человека – «грех»

Выразительное чтение учителем 7 главы

- Почему неразменный рубль исчез? При помощи каких языковых средств автор показывает душевное состояние героя? (Повтор слова «быстрее», в последнем абзаце мы видим сплошные многоточия и слышим прерывистую, взволнованную, отчаянную речь мальчика, лишившегося неразменного рубля.)

- На самом ли деле происходит история с неразменным рублём? (Автор использует художественный приём сна. Именно во сне мальчик столкнулся с искушением.)

Грань между сном и реальностью почти неуловима и намеренно стирается автором. Лишь в финале указание на пробуждение: «Я горько заплакал и … проснулся». Сон Миколаши можно отнести и к «вещим снам», и к «духоводительным», как говорил сам Лесков, снам-видениям, позволяющим познать себя.

- Кто из героев, по-вашему, является выразителем авторской позиции и каким предстает перед нами?

Индивидуальное сообщение учащегося и пояснения к портрету героя, который вывешивается на доску. Под портретом написать «мудрость, опыт жизни», «ангел»

Бабушка – носитель жизненной мудрости, опыта: «Помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как ты думаешь». Бабушка олицетворяет любовь, душевность, мудрость, дом. Она становится символом света, чистоты и истины в этом произведении. Не случайно в описании бабушки Лесков использует эпитет цвета – белый («белые руки, белый чепчик»), он становится доминантой образа. Она помогает внуку понять, что добрый поступок приносит человеку радость и понимание того, что истинный дар всегда бескорыстен. Бабушка – воплощение мудрости, нравственного человеческого опыта.

Есть в рассказе символическая деталь, которая объединяет все повествование. В ней сосредоточен смысл рассказа. Это неразменный рубль.

- Как вы поняли, что же такое неразменный рубль? (Бабушка толкует сон внука, раскрывает нравственную силу народного поверья, тем самым формулируя мораль, нравоучительный смысл рассказа: нельзя разменять добрую душу, веру, «талант, данный человеку Провидением». Неразменный рубль – это сам человек, его душа, которую нужно сохранить в чистоте, гармонии и целостности.)

- В борьбе нравственного чувства и гордыни побеждает совесть. Но дается эта победа с трудом. Ребенок плачет, причем дважды. Почему? (Первый раз от страха, а потом вместе с бабушкой, происходит очищение души слезами, подобно тому, как при Крещении вода смывает все прегрешения, вольные или невольные.)

Под портретом бабушки написать сострадание, добро, очищение

Стереть с доски «грехи» мальчика

- Можно ли сказать, что Миколаша остался прежним? (Многое осознал, начал разбираться в себе)

- Так в чем, по-вашему, заключается идея рассказа?

- Зачем нам сейчас следует читать произведения Лескова? (Лесков пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные проблемы. Только помогая ближнему, мы можем испытать настоящую радость и ощущение полного счастья. Никогда не нужно идти против своей совести. Через страдания, через осознание своего несовершенства, через испытания и искушения мы начинаем понимать себя.)

А теперь прочтем последнюю фразу рассказа.

- Кто её произносит? (Взрослый человек)

- Почему именно ему доверяет Лесков закончить рассказ?

События многолетней давности не отпускают взрослого повествователя, так как нравственный заряд, полученный в детстве, определил его жизнь на многие годы, потому что в восьмилетнем возрасте он впервые понял, что человек обязан отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, оценивать каждый свой шаг, то есть познавать себя. Н.С.Лесков в своём рассказе реализует мотив рождественского чуда как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных и религиозных ценностей.

7. Итог урока

 Сегодня мы попробовали более детально и внимательно прочесть рассказ Лескова и выяснили, что творческая манера писателя необычайна, неповторима и самобытна. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны путем самосовершенствования ее граждан, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

8. Домашнее задание

- А у вас есть вопросы к себе?

- В вашей жизни были подобные случаи, которые помогли вам лучше узнать себя?

Напишите дома об этом небольшое эссе, можно анонимно, можно не всем, потому что не каждый отважится поговорить об этом.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткая биография Н. С. Лескова

  • 1831 – родился в сельце Горохове Орловского уезда в семье небогатого судейского служащего. Воспитывался в религиозных традициях. Его дед был священником.
  • 1841 – уезжает учиться в Орловскую гимназию.
  • 1847 – не доучившись, начал службу чиновником в Орловской палате уголовного суда.
  • 1849 – переведен в Киев и становится чиновником казенной палаты. Основательно изучает богословие, философию, иконопись, языки.
  • 1857 – оставил государственную службу, сопровождал крестьян на новые земли, разъезжал много по стране.
  • 1860 – в газетах выходят первые заметки, статьи, очерки, которые поразили всех глубоким проникновением в народную психологию.
  • 1861 – переехал в Петербург.
  • 1862 – начинают печататься рассказы Лескова о деревенской жизни и губительных последствиях крепостнического строя.
  • 1864 – роман «Некуда», Лесков развенчал нигилизм как философское, социальное и этическое учение.
  • 70-е годы – появляются произведения национально-исторической проблематики. Лесков рассуждает о необходимости духовно-религиозного единения национальных сил. Создает цикл «Праведники», главные герои которого хранят заветы Иисуса Христа.
  • 80-е годы – обратился к жанрам, связанным с традициями фольклора и древнерусской литературы. В святочных рассказах, притчах, легендах, сказках воплотил свои представления об идеальном человеке. Стремился просветить народ, сделать христианство действительным убеждением каждого человека.
  • 1895 – умер от приступа астмы. Похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Презентация