Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой.

Задачи:

  • Образовательные:
    • создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета;
    • познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль;
    • закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;
    • Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;
    • воспитывать интерес к предмету,
    • формировать адекватную оценку результата своей работы;
  • Здоровьесберегающие:
    • сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха;
    • создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

Планируемые результаты урока:

  • Метапредметные:
    • Регулятивные:
      • фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
      • самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.
      • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Познавательные:
      • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
      • выполнять действия по образцу.
      • использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.
      • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
      • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Коммуникативные:
    • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
    • развивать умение принимать коллективное решение.
  • Личностные:
    • осознание необходимости учения.
    • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
    • следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
    • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
    • работать над осознанием ответственности за общее дело.
    • учиться выражать свое мнение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Тихо сели, посмотрели
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– Приступая к работе, наметьте себе цель, над чем хотите поработать, потренироваться и какого результата достичь. Спланируйте какой огонек светофора зажжете в конце выполнения заданий.

Задания: С – счет (карточки, работа в парах), Р – «Разведчики» (дидактическая игра), ? – что то неизвестное, новое, проблема.

– На урок к нам пришли наши любимые помощники – Смешарики (9). Что же сегодня они приготовили? ВЫРАЖЕНИЯ

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа над выражениями

– Что означает каждое выражение?

7 + 2, 9 – 2, 9 – 7.

– Какого не хватает? (2 + 7) Что используем?

2. Работа в парах. Сарбонки

Посчитав карточки (на состав чисел до 9), посчитайте сколько верных ответов у вас сегодня. Дайте сигнал кто доволен сегодняшним своим результатом. Похвалите себя, а теперь включите на светофорах свой огонек. Спасибо.

(Дети зажигают (раскрашивают) свой светофорик С)

3. Решение задач в стихотворной форме

Игра «Разведчики»

Решаем задачи в стихотворной форме, записываем решение в тетрадь, выбираем себе пару, с кем обменяетесь местами для проверки работы, НО вся работа проходит в полной тишине, звучит только сигнал учителя, по которому обмениваетесь.

1. В одном кармане 4 каштана,
В другом кармане их 5.
Прошу вас, дети, каштаны эти
Пересчитать. (4 + 5 = 9)

2. В двух автобусах сидят
9 маленьких ребят,
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько? (9 – 2 = 7)

3. Взял 9 вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
4 вишни дал он Вите,
А остальные все – Никите.
Сосчитайте и скажите. (9 – 4 = 5)

ПРОВЕРКА. Включите на светофорах свой огонек. Спасибо.

(Дети зажигают (раскрашивают) свой светофорик Р)

Физкультминутка

Мы считали и устали,
Дружно мы все встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три .
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

III. Изучение нового учебного материала

Продолжаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

1. Постановка проблемы

– Смешарики ушли, оставив после себя маленькую неразбериху. (Перепутанные цифры)
– Зачем? Почему?...
– Как вы, ребята, думаете наступило время чего? (?)
Спланируйте какой огонек светофора зажжете в конце выполнения заданий с загадочным «?», когда не знаешь, что нужно сделать и как.
– Ребята, а вы заметили сегодня не видно Кроша. Где же он? Вот и ВОПРОС.
Послушайте кто-то сильно сопит, кряхтит… да это он – Крош.
– Узнаем, что приключилось?

– Ребята, Крош просит нас о помощи, если мы справимся, то его друзья оставили для нас посылку – секрет, которую сможем открыть выполнив все «испытания».
– Готовы? Тогда поможем Крошу разобрать перепутанные цифры, расположив в порядке возрастания.
9 3 5 7 1 8 6 2 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Уголок посылки приоткрылся…Продолжим.
– Оказывается Крош не смог еще справиться выражением, которое ему дала Совунья уходя.
8 – 5 – 3 = ?
Ох, ребята. Сможем ли справиться мы?
– Изобразим. Возьмем. Разбираем, решаем

– Сколько осталось звезд? Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной»?

2. Постановка темы и целей урока детьми

– Какая тема урока? Над чем будем работать? (Познакомимся с числом ноль и цифрой 0.)

– Как записать ответ, если не умеем писать цифру? Может нам помочь какой-то источник? (Обратимся к учебнику)

– Если есть вопрос, то есть источник, который поможет решить его – УЧЕБНИК

3. Введение цифры и числа «нуль»

Учебник стр. 30-31.

– Число ноль записывают цифрой 0. (Показываю образец написания цифры 0.)
– Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)

Ученик читает стихотворение:

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

– Открылась посылка-секрет. Каждому из вас письмо с образцом написания цифры.
– На что предлагаете обратить внимание при написании этой цифры?

Объясняю и выполняю показ на доске:

– С правой стороны клетки, немного ниже верхнего правого угла, начинаем писать овал, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начала овала.

img4.jpg (1154 bytes)

– Обведите цифру, портренируйтесь. Затем пропишите образцы в учебнике.
– Подчеркните самую красивую цифру, покажите ее учителю и соседу по парте.
– Запишите ответ в ВЫРАЖЕНИЕ 8 – 5 – 3 = 0.
– Кто может похвалить своего соседа? (Дети могут пожать друг другу руки, погладить по голове, обнять друг друга.)
– Что теперь положим в мешок? А как обозначим в домино?
– Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
– Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа)
– Как правильно говорить нуль или ноль? (Правильно и так, и так).
– Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара)
– Кто знает, когда говорят?

  • Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не имеет никакого влияния, значения.
  • С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
  • Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

– Нулевой километр? – во многих странах мира особый знак в центре столицы, символизирующий начальную точку отсчёта дорожных расстояний. (Рисунки в Приложении)

Нулевой километр Волгограда

Так в народе называется знак нулевого километра автодорог региона. Находится он в Центральном районе и является своеобразной точкой отсчёта.
Официальное имя – «Нулевой километр автодорог Волгоградской области». Это, своего рода, точка отсчета от Волгограда, до нулевого километра другого населённого пункта. Он представляет собой звезду, от которой отходят 4 луча – в каждую сторону света. Исторической ценности волгоградский нуль не несёт и памятником культуры не является, ведь ему всего 10 лет. Такой солидный статус он обретет лишь в 40. Подобный знак установлен во многих столицах мира и городах России. И везде «нулевой километр» обрастает своими этническими и культурными приметами, рядом с ним назначают встречи, митинги.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

4. Работа с учебником

Вывод математических формул

Учебник стр. 30 №1, №2 Дети комментируют, объясняют, доказывают, после чего делают вывод

а + 0 = 0 + а а – 0 = а – а

IV. Закрепление учебного материала

1. Решение примеров на основе использования свойств нуля

Самостоятельная работа

Учебник стр. 31 № 4

ПРОВЕРКА. –Обоснуйте свой ответ.

– Оцените свою работу, зажгите светофорчик того цвета, как вы активно, верно принимали участие в разборе ВОПРОСОВ урока.

Дети зажигают свой светофорик (?) Что появится на месте (?)? ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

2. Действие с нулем на числовом отрезке

Учебник стр. 31 №5

3. Логические упражнения

1. – Составьте из букв слова и найдите лишнее слово:

ЖИАРФ ЛОТС ЛОВК НОЛС

Жирафстолволкслон

Проверка и обсуждение

2. – Подумайте и объясните – какой фигуры не хватает?

Учебник стр.31 №7

Проверка и обсуждение.

V. Итог урока

Что вам понравилось на уроке?
– Что вы запомнили особенно?
– Что же главного было на уроке?
– Какие свойства нуля теперь знаете?
– Что показалось наиболее интересным? Трудным?

VI. Рефлексия, самооценка деятельности учащимися

– Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю похвалите себя любым доступным способом. (Дети гладят себя по голове, улыбаются и т.д.)
– Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, если есть желание, выскажитесь, поставьте цели для себя на следующий урок.

(Учащиеся фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, дают самооценку на основе критерия успешности.)

– Спасибо нашим помощникам – Смешарикам. Они помогли узнать новое, побывать на интересном уроке.

–Урок окончен.