Чудо-сказка в сенсорной комнате

Разделы: Коррекционная педагогика


Функции сенсорной комнаты. Работа учителей-логопедов по релаксационной и активационной коррекции детей в сенсорной комнате. Конспекты занятий по возрастам.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которой способно значительно оптимизировать развитие ребенка. В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий мы используем различную методическую литературу. Но в предложенных играх не ищем готовых рецептов, педагогам предоставляется возможность для самостоятельного творчества. Занятия в раннем возрасте проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах, что снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации детей, их эмоциональных реакций. Работа в сенсорной комнате с дошкольниками направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Сенсорная комната не может заменить экскурсий и наблюдений над окружающим миром. Она может помочь запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления. При работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику. Тревожным детям на занятиях следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому. Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние детей через соответствующие органы чувств. На занятиях мы используем классические музыкальные произведения. По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, и “Октябрь” из цикла времена года и др. К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П.Чайковского - вальсы из балетов, тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М.Глинки “Романсы”; А.Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.

Вашему вниманию предлагаются конспекты занятий в сенсорной комнате для детей разных возрастных групп с ОВЗ.

Конспекты занятий

“Путешествие в сказочную страну” (I младшая группа).

Цель: Закреплять знания о зиме, обогащать и активизировать словарный состав ( глаголы - строить, взяли, прилагательные - белый, холодный, пушистый).

Задачи:

Формировать интонационную выразительность речи в беседе о зиме, о диких животных, упражнять в употреблении словосочетаний по схеме “имя существительное + глагол”, учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, используя односложные (дом, снег), двусложные (медведь, зайка) слова, совершенствовать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения и созданию положительного эмоционального фона, развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Воспитывать умение вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать настроение музыки.

Оборудование: сухой бассейн, зеркальный шар, тактильные дорожки с различными видами наполнителей и покрытия, снежки (белые шары), ватные шарики (снежинки), сюрпризная коробка, волшебная палочка, шапочки зайчат, игрушки животных, пузырьковая колонка (печка), магнитофон, конфеты.

Ход занятия:

Организационный момент. Создание психологического комфорта.

Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома “Времена года”.

Логопед: Проходите, малыши. Я рада вас видеть, ребята (каждого ребенка берет за руку, улыбается ему). Мы с вами попали в сказочную комнату. Давайте поиграем.

- 1, 2, 3, волшебная палочка, деток в зайчиков преврати (надеваются шапочки).

Кто мы теперь с вами?

- А теперь на меня внимательно смотрите и слушайте.

Стихотворение о зиме (включается зеркальный шар):

Вот зима. Кругом бело – много снега намело.

- Посмотрите, все кругом белым-бело, много снега намело. Как красиво падает снег!

- Снег, какого цвета?

- А какой снег еще, если взять его в ручки? Холодный или теплый?

- Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем в снежки. Из коробки с цветными шарами выберите только белые шарики. Начнем игру. Будем бросать снежки далеко вперед. Хорошо зимой. Деткам зимой на улице весело, смешно. Ребята, вам понравилось играть в снежки?

Упражнение на дыхание “Снежинки” (используется вращающийся зеркальный шар).

Идет снегопад. Падают, падают снежинки на лапки нашим зайчикам. Что падает вам на лапки? Давайте сдуем снег. Мы сдуем снежинки сначала тихо: Ф-ф-ф, потом подуем на них, как ветер, сильно: В-в-в.

Релаксация в сухом бассейне. Мягкий, пушистый снег лежит везде: на крышах, на дорожках, на земле. Зайчики, вы хотите посидеть на снегу. Садимся на бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под шарики. Зайкам хорошо, мягко, тихо и уютно.

Замерзли ли наши зайки? Нужно нам до домика по дорожке дойти. Садимся на кресла – пуфики и снимаем обувь.

Хождение по тактильной дорожке. Садимся на кресла – пуфики и обуваем сандалики.

Теперь нам надо согреться в домике. Но домик у нас только один. Построим домики для всех зайчат. Что мы построим для зайчиков?

Пальчиковая гимнастика (дети слова проговаривают вместе с логопедом).

Пила, пила пили быстрей,
Мы строим домик для зверей.
Там белый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

Артикуляционные упражнения: У нашего домика окошки открываются и закрываются. Покажите зайчики ротиком, как они открываются, а потом закрываются. Вокруг нашего домика стоит заборчик. Покажите ваши белые зубки. В домике тикают часики: тик-так.

Покажите язычком, как тикают часики.

Релаксация “ У печки”.

В нашем домике есть печка. Подойдем к печке, ее огоньки освещают и согревают нашу комнату. Сядем возле нее, будем смотреть на пламя и слушать, как оно горит. Как спокойно и тепло зайчикам. Очень хорошо.

Я для вас приготовила сюрпризы. Кто из вас отгадает загадку, тот получит его.

Отгадывание загадок.

- Кто зимой холодной спит в берлоге?

- Кто зимой бегает по лесу злой и голодный?

- Хитрая плутовка, рыжая головка, зайчиков пугает, зайцев догоняет?

Вот мы и побывали с нами в зимней сказке. Вам понравилось, ребятки? Дети: Да!

“Знакомство с волшебной комнатой” (II младшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для коррекции эмоционально-волевой сферы детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание; развивать оптико-пространственные функции: воспитывать навык фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта; уточнить артикуляцию звука [с]; развивать артикуляционный аппарат; развивать мелкую моторику; формировать грамматический строй речи; повторить порядковый счет до 5; снять психоэмоциональное напряжение.

Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение; развивать произвольное внимание; развивать зрительное восприятие; развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия.

Материалы и оборудование: пузырьковая колонна, тактильные дорожки с различными видами покрытия, сухой бассейн, цветные лотки, люминесцентный шнурок, зеркальный шар, датчик движения, УФО лампа, CD с музыкой, пуфики, “звездный дождь”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. - Ребята, хотели бы вы попасть в волшебную комнату? Тогда нам надо превратиться в волшебников. Готовы? (Слова заклинания)

2. - Ребята, перед вами ручеёк, но что-то с ним случилось, не слышна его песенка. Чтобы его расколдовать, нужно спеть песенку водички (отрабатывается изолированное произношение звука [с]).

- Молодцы, вы расколдовали ручеёк! Послушаем, как он журчит, полюбуемся на рыбок! (включается пузырьковая колонна)

3. - Дальше наш путь лежит через болото к волшебному озеру. Там нам нужно найти волшебные камушки, чтобы расколдовать волшебный лес. Пойдем осторожно по кочкам, чтобы не утонуть в болоте! (Идут по тактильным дорожкам)

4. - Мы пришли к озеру. Здесь нас встречают лягушки (выполняется упр. “Лягушки”). Посмотрите, сколько тут много волшебных камешков. А теперь соберем их в лоточки. Алеша, положи синий камушек в синий лоточек. Лиза, положи зеленый камушек в зеленый лоточек. Маша, положи желтый камушек в желтый лоточек. Наташа, положи красный камушек в красный лоточек. Молодцы! Посчитаем, сколько всего у нас камушков! (Дети считают: один камушек, два камушка, три камушка, четыре камушка, пять камушков).

5. - Сейчас мы возьмемся за волшебную веревочку и окажемся в сказочном лесу (используется люминесцентный шнурок). Вот мы оказались в сказочном лесу! Посмотрите как много вокруг листьев, настоящий листопад! Давайте попробуем поймать листочки! Ой, они от нас улетают! (включается датчик движения).

6. Релаксация. Мы устали, отдохнем! Полежим, послушаем музыку (включается зеркальный шар и музыка).

7. Вот и пора нам возвращаться (дети проходят по тактильной дорожке). Мы подходим к волшебному дереву мудрости. Потрогаем осторожно его веточки. Теперь мы стали более здоровыми, сильными и умными! (Включается “Звездный дождь”)

8. Итог занятия. Молодцы, ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Вы настоящие волшебники! А теперь нам пора возвращаться в группу (произносятся слова заклинания).

“Зима” (средняя группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

коррекционно-образовательные: Обобщение и закрепление знаний детей о зимнем периоде; развивать умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане; использовать предметы-заместители;

коррекционно-развивающие: воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение; чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки; развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развивать общую моторику; развитие психических функций; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: колонна пузырьковая, тактильная дорожка с различными видами покрытия, сухой бассейн, зеркальный шар, CD с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”, контейнер с меховыми карточками коричневого, рыжего, серого, белого цветов, белое покрывало.

Ход занятия:

Организационный момент: - Сегодня мы будем играть ребята. Посмотрите, наша сенсорная комната превратится в зимний лес (включается зеркальный шар). Давайте оглядимся. Что вы увидели? (Дети отвечают). Падает снег.

I. Основная часть.

- Давайте по заснеженным дорожкам пройдем в лес.

(Дети проходят по тактильной дорожке).

- Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю снежным покрывалом. (Закрывает бассейн белым покрывалом).

- Наступила зима. Посмотрите, какие кучи снега навалило (сухой бассейн), как они называются, помните? (Ответы детей)

- Ах, как много снега, и какой он холодный! А еще как можно сказать?

Снег, какой? (Ответы детей)

- Давайте, слепим снежные комочки. А как еще можно играть зимой?

Какие еще бывают зимние забавы? (Ответы детей)

- А можно и просто сходить в зимний лес, посмотреть, какой он.

- Какие деревья зимой? (Ответы детей)

- Давайте выставим руки как веточки из снега. Мы превратились в деревья.

- Снег нападал на нас, покрыл наши ветки. (Кладет детям в руки шарики)

- Подул ветерок, и сдул снег. (Дети сбрасывают шарики)

- Какие животные живут в лесу? (Ответы детей).

- Где же сейчас медведь? (Ответы детей)

- Спит в берлоге. Давайте покажем, как медведь спит в берлоге, под снегом (дети зарываются в шарики в сухом бассейне). Как в берлоге спится медведю? (Ответы детей) И проснемся мы только весною (дети выходят из бассейна).

- А кто остался в лесу? Лиса, заяц, волк, белка. Холодно зимой в лесу, но они не замерзнут. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

(Работа с тактильными карточками)

- Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пора возвращаться домой. Ах, как завалило дорожку снегом. Придется взять лопаты и расчистить ее (дети совершают действия с воображаемыми предметами, проходят по тактильной дорожке).

- Раз, два. Все, дорожка свободна, заходите в дом. Можем мы сразу проходить в комнаты? Конечно, нет. Что мы забыли сделать? Верно, раздеться. Снимем теплую одежду. Расскажите, какую? (Ответы детей)

- Можно проходить в комнату. (Включается пузырьковая колонна)

- А у нас уже горит камин. Он похож на маленькую печку, внутри которой горит огонь, он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на наши кресла и будем смотреть на пламя. Какой огонь? Тепло вам?

- Давайте послушаем музыку. Если слушать внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и тепло у камина, как потрескивает огонь.

Но вдруг из-за окна донесется свист вьюги, завывание ветра.

II. Итог.

Понравилось вам наше путешествие? Что мы делали? Валялись в снегу, гуляли по лесу, чистили дорожки у дома, грелись у огня и слушали музыку.

“Волшебное путешествие” (старшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепление представлений о лете; уточнение, расширение, активизация словаря (бежит, журчит, шумит, бурлит, длинная, пятнистая, веселая); совершенствование грамматического строя речи (существительных с глаголами, согласование существительных с числительными);

коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развивать общую моторику;

- развитие психических функций; способствовать снятию психо-эмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: колонна пузырьковая, тактильная дорожка с различными видами покрытия, мягкая игрушечная змейка, сухой бассейн, зеркальный шар, две корзинки, шнурочки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

- Ребята, вы хотите оказаться на берегу теплой реки?

- Давайте станем ручейками и побежим к речке (автоматизация звука [c])

(Дети заходят в сенсорную комнату, включается пузырьковая колонна, Звучит музыка “Шум воды”).

II. Основанная часть:

- Посмотрите, мы догнали еще один ручеек. Давайте понаблюдаем за ним.

- Что делает ручеек? (Ответы детей: бежит, журчит, пузырится, шумит)

- Послушайте ручеек и скажите, что он делает? (Ответы детей)

- Ой, а кто нас здесь встречает? (Появляется змея-мякиш)

- (Дети – змея)

- Змея, какая? (Ответы детей)

- У змейки есть волшебные светящиеся шнурочки, и она предлагает вам из них что-нибудь сделать. (Дети из шнурков делают различные фигуры)

- Змейка приглашает нас погреться в лучиках солнечного света. (Включается зеркальный шар)

- Посмотрите, вокруг нас солнечные зайчики, а на что они похожи? (Ответы детей)

- Посмотрите они бегут по вашим щечкам, по вашим ручкам, ушкам, ножкам. Давайте поймаем их ножками (дети ловят), а теперь ладошками.

- Змейка приглашает нас искупаться в теплой речке, а дойти до нее нужно по дорожке.

(Дети идут по тактильной дорожке, подходят к сухому бассейну)

- Заходите в речку. Вода теплая и приятная. Нам хорошо и тепло.

- А на дне речки разноцветные камушки. Давайте соберем их.

(Каждому ребенку дается задание собрать свое количество камушек, и разложить в корзинки при этом посчитав их)

- Долго мы с вами купались, а теперь выходите погреться на солнышке.

- Ложитесь на коврик и погрейтесь в лучиках солнечных зайчиков.

релаксация: (включается шум воды) закройте глазки и представьте, что вы лежите на берегу реки, на теплом песочке. Солнечные зайчики согревают ваши щечки, ручки, ножки. Мягкий, теплый ветерок раздувает ваши волосы и щекочет щечки. Мы слышим, как шумит рядом речка. Шум воды тихий и спокойный. Вам хорошо, спокойно и тепло.

III. Итог занятия.

- Вам понравилось?

- А теперь пора возвращаться домой.

- Давайте попрощаемся со Змейкой и пообещаем ей, что обязательно еще придем в гости.

“Космос” (подготовительная к школе группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

коррекционно-образовательные: уточнить, расширить представления детей о космосе;

коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развивать общую моторику; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: УФО лампа, мягкие пуфики, зеркальный шар, датчик движения, “Калейдоскоп”, панно “Звезды”, “Звездный дождь”, тактильная дорожка.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

- Друзья, вы хотите, отправится в космическое путешествие?

- Включаем моторы (автоматизация звука [Р]), полетели.

(Заходим в сенсорную комнату, включена УФО лампа)

II. Основная часть:

- Посмотрите наверх, вперед. Что вы видите?

(Ответы детей). (Включается зеркальный шар)

- Звезды вокруг нас. Представьте, что мы тоже звездочки и нам надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними поиграть.

- Потянемся лучиком правой руки, лучиком левой руки. Потянемся лучиком правой ноги, левой ноги.

- Подружились! А теперь звезды хотят с нами поиграть в игру “Найди звезду глазами”. Мы должны стоять тихо и искать красную звезду только глазами (включается датчик движения – хлопаем по очереди, отвечаем полными ответами). (Включается “Калейдоскоп”)

- Пока мы играли, не заметили, как приблизились к солнцу. Давайте присядем и понаблюдаем за ним.

- Солнце, какое?

- Дети.

- Но подлетать к солнцу нельзя. А вы знаете почему?

- Дети.

- Правильно. Поэтому по звездной дорожке мы отлетим немножко (идем по тактильной дорожке).

(Включается “Звездный дождь”)

- И попали мы под звездный дождь. Давайте ощутим звездные потоки. Вы чувствуете, как звездный дождь наполняет вас космической энергией? Вам уютно, приятно и тепло.

- Мы пролетели звездный дождь.

III. Итог.

- Вам понравилось путешествовать в космосе?

- Дети.

- А теперь нам пора возвращаться на нашу прекрасную планету “Земля”. Включаем моторы. Полетели (автоматизация звука [Р]).

Занятия в сенсорной комнате положительно сказываются на психическом и эмоциональном развитии детей. Необходимо учитывать, что для получения стойких улучшений подобные занятия должны проводится регулярно.