Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «М.М. Пришвин "Выскочка"»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развитие нравственных качеств личности;
  • привитие бережного отношения к природе, наблюдательности;
  • оказание воспитательного воздействия на ребёнка.

Задачи:

  • Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина "Выскочка";
  • Учить свободно, ориентироваться в тексте и пользоваться выборочным чтением;
  • Учить пересказывать текст от третьего лица;
  • Развивать воображение, внимание, наблюдательность;
  • Воспитывать любовь к природе, родине;

Оборудование: компьютеры, учебник, смайлики, цветные карандаши, тетрадь по чтению, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

- На парте у вас лежат разные смайлики, где изображено настроение у человечков. Выберите тот смайлик, какому настроению сейчас соответствуете вы.

II. Постановка проблемы. Приложение 1 (Слайды 3-8)

Показываются слайды с изображением природы.

- Какова будет тема урока?

- О чём будут произведения этого раздела?

- Что такое природа?

- Правильно, на уроке мы много будем говорить о природе, о животных, о себе. В конце выполним тест у компьютера, поэтому в течение урока будьте активными и внимательными.

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с писателем М.М.Пришвиным

- Этот раздел открывает известный писатель М.М.Пришвин. Показывается слайд с портретом писателя (Слайд 9)

Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина "Дорога к другу".

(Слайд 10)

"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину". [5]

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

- Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?

- О М.М.Пришвине нам расскажет Ирина, она подготовила небольшое сообщение.

2. Подготовка к восприятию. Постановка вопроса для актуализации (появляется сорока на слайде, рядом с портретом Пришвина).

- Скажите, почему рядом с портретом я поместила сороку?

- Что вы знаете о сороке?

- Какая она, посмотрите на внешний вид. Что знаете о повадках этой птицы?

- Отгадаем кроссворд и узнаем название рассказа. (Слайд 12) Приложение 2

- Почему рассказ называется "Выскочка"?

- Интересно будет узнать, правильно ли мы предположили?

3. Знакомство с произведением (читают текст хорошо читающие ученики). Появляется слайд с названием рассказа. (Слайд 11)

- При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события. Может увидите описание героев, потом будет легче работать с текстом.

4. Вопросы после прочтения. Словарная работа.

- Какие слова вам были не понятными? (Слайд13)

- Было ли жалко кого-то?

- А может, кому-то было стыдно за кого-то?

- Кто главный герой в рассказе?

- Какую картину вы представили наиболее ярко?

IV. Закрепление нового материала

1. Выборочное чтение.

Найдите описание Вьюшки?

- Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)

- А для чего автор использует эти художественные средства?

- Вспомним, с чего всё началось? (Кульминация)

- Какое событие в рассказе главное?

- Почему сорока так поступила?

- А как автор это объясняет?

Найдите слова автора, где он поясняет крылатое выражение "В семье не без урода".

- Что сороке говорили его сородичи?

- Что думает автор о ней?

- Чем закончилось наступление выскочки?

Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.

2. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует сорока в этот момент?

Итог: Почему Пришвин назвал рассказ "Выскочка"? Подтвердились ли наши предположения?

- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу. (Если не скажут, то дать варианты ответов на слайде:(Слайд14) "Поспешишь, людей насмешишь", "Где смелость, там и победа", "Терпение и труд, всё перетрут"

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (рассказ)

- Какой этот рассказ? (познавательный)

3. Деление на части. Составление плана.

- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? (4)

Работа в группах на 5 минут.

Появляется слайд с планом. (Слайд15 )

4. Творческий пересказ.

- Расскажите от лица собаки Вьюшки

V. Итог.

- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?

- Пришвин М.М писал (открывается слайд)

"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"

- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.

VI. Тест в компьютерном варианте. (Каждый ученик присаживается к компьютеру и выполняет тест) (Приложение 3) Самооценивание.

VII. Рефлексия.

- Над чем ты задумался на уроке?

- Встречал ли ты людей похожих по характеру с сорокой?

- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и покажите всем.

Литература:

  1. Библиотека развивающего обучения. Литература как предмет эсэтетического цикла Г.Н.Кудина. З. Н. Новлянская. Томск: Пеленг1984г
  2. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся: 1-4 классы.-М.ВАСО 2007г
  3. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В.Хуторской.- М.Изд-во Владос -Пресс 2005г.
  4. 1982Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя -2-е изд. Перераб. - М: Просвещение 1985г. М.Р.Львов.
  5. Пришвин "Дорога к другу", изд-во: "Детская литература", Ленинград,
  6. Я иду на урок в начальную школу: Чтение -М: Издательство "Первое сентября" 2000г