Цель:
- развитие нравственных качеств личности;
- привитие бережного отношения к природе, наблюдательности;
- оказание воспитательного воздействия на ребёнка.
Задачи:
- Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина "Выскочка";
- Учить свободно, ориентироваться в тексте и пользоваться выборочным чтением;
- Учить пересказывать текст от третьего лица;
- Развивать воображение, внимание, наблюдательность;
- Воспитывать любовь к природе, родине;
Оборудование: компьютеры, учебник, смайлики, цветные карандаши, тетрадь по чтению, мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На парте у вас лежат разные смайлики, где изображено настроение у человечков. Выберите тот смайлик, какому настроению сейчас соответствуете вы.
II. Постановка проблемы. Приложение 1 (Слайды 3-8)
Показываются слайды с изображением природы.
- Какова будет тема урока?
- О чём будут произведения этого раздела?
- Что такое природа?
- Правильно, на уроке мы много будем говорить о природе, о животных, о себе. В конце выполним тест у компьютера, поэтому в течение урока будьте активными и внимательными.
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с писателем М.М.Пришвиным
- Этот раздел открывает известный писатель М.М.Пришвин. Показывается слайд с портретом писателя (Слайд 9)
Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина "Дорога к другу".
(Слайд 10)
"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину". [5]
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.
- Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?
- О М.М.Пришвине нам расскажет Ирина, она подготовила небольшое сообщение.
2. Подготовка к восприятию. Постановка вопроса для актуализации (появляется сорока на слайде, рядом с портретом Пришвина).
- Скажите, почему рядом с портретом я поместила сороку?
- Что вы знаете о сороке?
- Какая она, посмотрите на внешний вид. Что знаете о повадках этой птицы?
- Отгадаем кроссворд и узнаем название рассказа. (Слайд 12) Приложение 2
- Почему рассказ называется "Выскочка"?
- Интересно будет узнать, правильно ли мы предположили?
3. Знакомство с произведением (читают текст хорошо читающие ученики). Появляется слайд с названием рассказа. (Слайд 11)
- При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события. Может увидите описание героев, потом будет легче работать с текстом.
4. Вопросы после прочтения. Словарная работа.
- Какие слова вам были не понятными? (Слайд13)
- Было ли жалко кого-то?
- А может, кому-то было стыдно за кого-то?
- Кто главный герой в рассказе?
- Какую картину вы представили наиболее ярко?
IV. Закрепление нового материала
1. Выборочное чтение.
Найдите описание Вьюшки?
- Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)
- А для чего автор использует эти художественные средства?
- Вспомним, с чего всё началось? (Кульминация)
- Какое событие в рассказе главное?
- Почему сорока так поступила?
- А как автор это объясняет?
Найдите слова автора, где он поясняет крылатое выражение "В семье не без урода".
- Что сороке говорили его сородичи?
- Что думает автор о ней?
- Чем закончилось наступление выскочки?
Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.
2. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует сорока в этот момент?
Итог: Почему Пришвин назвал рассказ "Выскочка"? Подтвердились ли наши предположения?
- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу. (Если не скажут, то дать варианты ответов на слайде:(Слайд14) "Поспешишь, людей насмешишь", "Где смелость, там и победа", "Терпение и труд, всё перетрут"
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (рассказ)
- Какой этот рассказ? (познавательный)
3. Деление на части. Составление плана.
- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? (4)
Работа в группах на 5 минут.
Появляется слайд с планом. (Слайд15 )
4. Творческий пересказ.
- Расскажите от лица собаки Вьюшки
V. Итог.
- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?
- Пришвин М.М писал (открывается слайд)
"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"
- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.
VI. Тест в компьютерном варианте. (Каждый ученик присаживается к компьютеру и выполняет тест) (Приложение 3) Самооценивание.
VII. Рефлексия.
- Над чем ты задумался на уроке?
- Встречал ли ты людей похожих по характеру с сорокой?
- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и покажите всем.
Литература:
- Библиотека развивающего обучения. Литература как предмет эсэтетического цикла Г.Н.Кудина. З. Н. Новлянская. Томск: Пеленг1984г
- Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для учащихся: 1-4 классы.-М.ВАСО 2007г
- Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя /А.В.Хуторской.- М.Изд-во Владос -Пресс 2005г.
- 1982Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя -2-е изд. Перераб. - М: Просвещение 1985г. М.Р.Львов.
- Пришвин "Дорога к другу", изд-во: "Детская литература", Ленинград,
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение -М: Издательство "Первое сентября" 2000г