Программа внеурочной деятельности марафона "Здоровячок"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа марафона "Здоровячок" разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации "Об образовании";
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • Программы развития школы до 2013 года;
  • Устава Беловской СОШ.

В Программе учтены такие факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей, как:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • чувствительность детей к воздействиям различного рода;
  • специфика отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Программа обеспечивает формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через внеурочную деятельность, с обучающимися, а именно:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простых элементов спортивной подготовки;
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков личной гигиены, рационального использования природных факторов, экологически грамотного питания;
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;
  • понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.

Программа внеурочной деятельности Марафона "Здоровячок" предназначена для учащихся первой ступени, рассчитана на четыре года реализации. Каждый год предусматривает 68 часов реализации программы,

в первом классе - 66 часов.

Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы:

  • принцип природосообразности;
  • принцип прогностичности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации;
  • принцип рефлексивности;
  • принцип культуросообразности.

В результате реализации программы для воспитанников созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных способностей личности, усвоению норм здорового образа жизни. Данная программа внеурочной деятельности обеспечивает на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках отдельных предметов, а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся младших классов.

Целью программы является - содействие становлению личности младших школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.

Реализация поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач, сгруппированных по трем уровням:

В области формирования личностной культуры:

  • сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
  • сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

в области формирования социальной культуры:

  • научить обучающихся начальной ступени образования делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе при использовании компьютера, просмотра телепередач, рекламы и участия в азартных играх;
  • сформировать навык позитивного коммуникативного общения;

в области формирования семейной культуры:

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.

Используются методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся начальной ступени образования.

Используются игровые, развивающие технологии дифференцированного и личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии.

Формы деятельности: беседы, рассказы, минилекции, презентации, встречи, спартакиада, поход, экскурсия, праздники, викторины, Дни Здоровья, игры.

Профилактическая работа организована по следующим направлениям:

профилактика дорожного травматизма;

профилактика употребления ПАВ

поведение в чрезвычайной ситуации;

профилактика правонарушений.

В программе определены планируемые результаты деятельности участников образовательного процесса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, разработанные по каждому году обучения в соответствии с моделью организации работы школы по данному направлению. Планируемые результаты соотнесены с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, т.е. тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучащийся вследствие участия во внеурочной деятельности (некое знание о себе и окружающем мире, опыт самостоятельного действия в различных ситуациях), а также воспитательных эффектов, т.е. развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.

Исходя из этого, Программой определены следующие воспитательные результаты:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;
  • первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание о негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на здоровье человека.

Планируемые результаты образовательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста направлены на выполнение МИССИИ школы в достижении понимания, сохранения и принятия одной из главных человеческих и национальных ценностей - ЗДОРОВЬЯ.

Учебно-тематический план Марафона "Здоровячок"

Содержание программы 1 класс

Я и общество.

Что такое общество? Роль личности в обществе. Индивидуальные особенности человека. Эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Психотренинг

"Управление эмоциями".

Личная гигиена.

Понятие "Личная гигиена". Значение гигиены для жизни человека. Игра "Чистота-залог здоровья". Гигиена одежды и обуви. Уход за кожей. Уход за руками. Уход за волосами.

Знакомство с косметическими средствами. Детская и взрослая косметика. Зубы. Значение зубов. Правила ухода за зубами. Болезни зубов. Профилактика заболевания десен.

Режим дня.

Что такое режим дня? Режим дня в жизни человека. Отдых и работа. Сочетание отдыха и работы. Значение сна. Утренняя зарядка. Значение утренней зарядки. Комплекс упражнений. Игры. Тихие, настольные игры. Игры на воздухе. Компьютерные игры.

Питание.

Понятие "Питание". Знакомство с органами пищеварения. Значение питания для организма. Правильное и неправильное питание. Значение овощей и фруктов для организма. Блюда с овощами и фруктами.

Безопасность в повседневной жизни.

Опасность вокруг нас. Учись видеть опасность. Правила поведения на водоеме. Правила общения с незнакомыми людьми на улице, по телефону, в общественных местах.

Бытовые электроприборы. Обращение с электроприборами. Колющие, режущие, острые предметы. Правила обращения с ними. Химические вещества в квартире. Безопасное обращение с химическими веществами. Что такое экстренная ситуация? Правила поведения в экстренной ситуации. Оказание первой помощи.

Безопасное поведение на дороге.

Дорожный травматизм. Причины детского дорожного травматизма. Как избежать аварии на дороге. Дорога, ее части. Опасные и безопасные места. Переход улицы. Зебра. Светофор. Наземный и подземный переход. Перекресток- опасное место. Правила поведения на проезжей части дороги. Правила перехода улиц.

Огонь - друг или враг?

Спички - это игрушка? Пожары. Виды пожаров. Причины пожара. Пожарная безопасность. Средства пожаротушения. Тренировочная эвакуация.

Охраняя природу - сохраним себя.

Что такое экология? Влияние экологии на здоровье человека. Правила поведения в природе. Лекарственные растения. Лекарственные растения нашего края. Способы заготовки лекарственных растений. Лекарственные растения всегда ли это лекарство?

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности Марафона "Здоровячок" направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и повышение адаптивных возможностей обучающихся на ступени начального общего образования. Программа предусматривает виды и формы работы с обучающимися, обеспечивающие достижение ими личностных и познавательных планируемых результатов с 1 по 4 классы, представленные в таблицах 1-4.

Планируемые личностные результаты в ходе оздоровительной деятельности в 1 классе

Оздоровительная деятельность (виды и формы работы) Планируемые результаты (личностные)
У обучающихся будут сформированы
1. Беседа, рассказ, групповая работа. Начальные представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье человека
2. Комплексы, обучение составлению режима дня, беседы о гигиене, праздники в классе "Путешествие Чистюли", День Здоровья Потребность в выполнении режима дня и правил гигиены
3. Беседа медработника, презентации на занятиях, беседы по ПДД и ППБ, игра "Светофорик" Элементарные представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье
4. Учебная эвакуация, беседы, Потребность ребенка безбоязненно обращаться к учителю по вопросам состояния здоровья

Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность (виды и формы работы) Планируемые результаты (личностные)
У обучающихся будут сформированы Обучающиеся получат возможность для формирования
1. Тематические беседы и классные часы Понятие о правильном режиме дня и отдыха Представления об основных компонентах культуры и здоровья
2. Встречи с сотрудниками ГИБДД, газеты, листок здоровья Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье
3. Походы "Туристенок", Веселые старты, игра "01", "Зеленый огонек", "Путешествие в страну здоровья и безопасности", учебная эвакуация, беседы с работниками службы психолого-педагогического сопровождения Понятие о полезности занятий физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях Представления о негативных факторах риска здоровью (психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
4. Школьная спартакиада, экскурсии, поездки Понятие о гиподинамии и об ее преодолении, о влиянии компьютера на здоровье и зрение Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей
5. Учебная эвакуация, беседы Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного общения  

 Планируемые познавательные результаты в зависимости от видов и форм внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность (виды и формы работы) Планируемые результаты (познавательные)
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
1. Тематическая беседа "Правила гигиены", практическая работа по теме "Личная гигиена" Правилам личной гигиены Правильно распределять учебную и внеучебную нагрузку
2. Практическая работа по теме "Режим дня", игра-соревнование Содержать в порядке свое рабочее место Правильно составлять свой режим дня
3. Программа "Здоровое питание" Ценить свое здоровье и здоровье других людей Правильно питаться, отличать вредные привычки от полезных
4. Экскурсии, презентации, кроссворды Беречь и сохранять природу, отличать вредные растения от полезных Охранять и восстанавливать природу
5. Программа "Полезные привычки" Оценивать негативное влияние вредных привычек на организм человека Выбрать альтернативу вредным привычкам
6. Игра "01", практические занятия, викторины Элементарным навыкам оказания первой медицинской помощи Правильно действовать при сигналах ГО и ЧС

 Планируемые личностные результаты в зависимости от видов и форм внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность (виды и формы работы) Планируемые результаты (личностные)
У обучающихся будут сформированы Обучающиеся получат возможность для формирования
1. Тематические беседы и классные часы Понятие о правильном режиме дня и отдыха Представления об основных компонентах культуры и здоровья
2. Встречи с сотрудниками ГИБДД, газеты, листок здоровья Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье
3. Походы "Туристенок", Веселые старты, игра "01", "Зеленый огонек", "Путешествие в страну здоровья и безопасности", учебная эвакуация, беседы с работниками службы психолого-педагогического сопровождения Понятие о полезности занятий физкультурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях Представления о негативных факторах риска здоровью (психоактивные вещества, инфекционные заболевания)
4. Школьная спартакиада, экскурсии, поездки Понятие о гиподинамии и об ее преодолении, о влиянии компьютера на здоровье и зрение Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей
5. Учебная эвакуация, беседы Навыки действий при пожаре и чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного общения  

Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Учебно-методические компоненты комплекса Учителя Ученика
Информационное обеспечение Используемая литература

Интернет-ресурсы

Алгоритмы деятельности   Алгоритм подготовки и представления презентации
Контрольно-измерительные материалы Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения (место проведения) Средства технического оснащения
Актовый зал, класс кабинет,спортивный зал, спортивная площадка Компьютер, мультимедиа, колонки

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт нового поколения [Текст]: ФЗ РФ от 1.12.2007 № 309-ФЗ // Образовательное право. - 2007. - № 50 (13 декабря). - С.3-5.
  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 25 с.
  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) [Текст] / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
  5. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).
  7. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся в различных условиях организации образовательного процесса: Методические рекомендации / авторы - составители: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков ЮВ Ребикова, Л.Н.Чипышева и др.; под ред. М.И. Солодковой, А.В. Кислякова, Ю.Ю. Барановой - Челябинск: ООО "Полиграф - Мастер", 2011. - 64с