Реабилитационно-развивающее занятие с несовершенными правонарушителями "Тепло семейного очага"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование у подростков представлений о семье, как о базовой ценности общества, развитие качеств необходимых для сосуществования с родными и близкими людьми.

Время: 4 академических часа.

Материалы: бумага формата А4, листы ватмана, ручки, бейджики, цветные карандаши, анкеты по количеству участников, клубок ниток, моток ниток длиной 1 м., ножницы.

1. Ритуал приветствия.

Цель: познакомить участников друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде. Упражнение проводится в кругу.

Время: 10 минут.

Техника проведения: 1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, принципы, увлечения и др.). Желательно, чтобы члены группы задали ему вопросы. Тренер побуждает их к этому. 2. Ставится задача – назвать, “передавая задание по кругу”, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди). Тот, чье имя было названо всеми членами группы в разных вариациях, рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие. Задание повторяется для каждого члена группы.

Инструкция: “Сейчас каждый из вас представится группе (назовет себя по имени) и скажет о себе несколько слов. Вы можете назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, принципы, увлечения и др.). Другие могут задавать вопросы. Затем, когда все назовут свои имена, необходимо, “передавая задание по кругу”, назвать как можно больше вариантов имени каждого (по очереди)”.

Анализ:

1. Каждый рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие.

2. С каким цветом ассоциируется у вас настроение в группе?

2. Упражнение “Визитка”

Цель: способствовать быстрому запоминанию имен всех участников группы, развитие доверительных отношений среди участников группы.

Время: 5 минут.

Материалы: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Инструкция: “Нам необходимо оформить карточки-визитки для быстрого запоминания имен друг друга. Возьмите со стола лист бумаги, цветные карандаши и бейджики. Напишите на бумаге свое имя крупно и разборчиво, чтобы все могли прочитать его. Кто уже выполнил, прикрепите бейджики со своим именем на грудь”.

Анализ:

  • Всех устраивает то, как оформлена его визитка?
  • Можем ли мы приступить к дальнейшей работе?

3. Упражнение “Наши правила”

Цель: создание комфортной, безопасной обстановки, способствующей самораскрытию и доверию.

Время: 10 минут.

Материал: листы с основными правилами работы, ручка.

Инструкция: “При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть правила, которые наиболее важны при групповой работе и взаимодействии. Что для вас важно? Давайте познакомимся с нашими правилами работы в группе”.

Правила

1. Называть друг друга по имени, обозначенном на “визитке”.

2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.

4. Говорить от своего имени (“я считаю...”, “я думаю...”).

5. Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.

6. Избегать прямых оценок людей (“мне не нравишься ты”), говорить о действии того или иного человека (“мне не нравится твой проступок”).

7. Быть открытым в общении.

8. Активно участвовать в происходящем.

9. Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

10. Правило “сотового телефона” (отключить мобильную связь во время занятия).

4. Упражнение “Ассоциации – Мой дом”.

Цель: активизировать творческую активность подростков, настроить на работу по теме занятия.

Время: 10 минут.

Инструкция: “Всем известно выражение “Мой дом – моя крепость”. А что для вас ваш дом, в котором живут близкие и родные вам люди? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое?”

Анализ:

1. Какой образ подскажет ваше воображение?

2. Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?

3. На что “похожа” ваша семья?

5. Беседа “Наш дом – наша защита, наш очаг”.

Цель: обучить осознанному восприятию понятия “семья”, её значение в жизни каждого человека, стимулировать размышления о семейных ролях, семейных ценностях и их значимости в каждой семье.

Время: 15 минут.

Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонёк взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным. От былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и недопонимание между детьми и родителями перерастают в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений. Что для этого можно предпринять? В первую очередь, хорошо знать своих родителей, их жизненный путь, трудности и радости их взросления. Семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом... Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того — сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность! Но названные моменты — не постоянны, ведь общество развивается, каждому этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится. Пример: когда до XX века преобладал ручной труд, важна была многодетность, или — проживание нескольких родственных семей вместе — кому-то же надо было обрабатывать земли, вести коллективное хозяйство. С приходом XX века все изменилось: от количества членов семьи ее зажиточность не зависит, на первом плане — их “качество”: образование, социальный статус. Смена семейных приоритетов налицо: многодетность и несколько поколений или веток рода на общих квадратных метрах почти ушли в прошлое, их место заняли новые: один-два ребенка в семье и необходимость вить свое семейное гнездышко. Одни из подобных перемен — к лучшему, другие — не очень. Изменения происходят и в наши дни. Более того, учитывая современный ритм жизни — еще с большей интенсивностью.

6. Упражнение-разминка “Скульптура семьи”.

Цель: улучшить понимание динамики отношений в собственных семьях, домашней обстановки.

Время: 15 минут.

Инструкция: “Сейчас каждый из вас по очереди превратится в скульптора. Он воссоздаст свою семью в виде “живой скульптуры”, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в его семье. Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так. После этого скульптор может перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью”.

Анализ:

  • Какие трудности у вас возникали при выполнении этого задания?
  • Каждый ли внутренне был согласен с той ролью, которую ему отвели?
  • Какие чувства испытывает каждый из участников в своей роли?

7. Анкета “Мои отец и мать”.

Цель: активизировать знания подростков о своих родителях, подвести к осознанию значимости семьи как источника традиций, культуры, семейных ценностей.

Время: 10 минут.

Материалы: анкеты по количеству участников, ручки.

Инструкция: “Чем лучше мы знаем близких нам людей, чем больше вникаем в их судьбу, чем глубже понимаем их взгляды, убеждения, тем сильнее становится наша любовь к ним и крепнет признательность за то, что они для нас сделали. Давайте заполним анкеты и посмотрим, на сколько мы знаем своих родных и близких, их взгляды, убеждения, ценности”.

Анкета “Мои отец и мать”.

  1. Девичья фамилия мамы.
  2. Место рождения отца и мамы.
  3. Какими были их семьи, сколько у них было братьев и сестер?
  4. Какими по счету детьми были отец и мать?
  5. О каких традициях и обычаях своих семей они тебе рассказывали?
  6. Каковы были взаимоотношения взрослых и детей в их семьях?
  7. Назови профессии своих родителей, где они учились?
  8. О каких ситуациях из своей юности они тебе рассказывали?
  9. Как они учились?
  10. Когда они поженились, празднуется ли в вашей семье день их свадьбы?
  11. Какие качества характера своих родителей ты считаешь самыми важными?
  12. Какая главная цель жизни твоих родителей?
  13. Что делает твоих папу и маму счастливыми?
  14. Что огорчает твоих родителей?
  15. Какие трудности они пережили в своей жизни?
  16. Чем любят заниматься в свободное время?
  17. Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?

Анализ:

Идет обсуждение анкет.

8. Дискуссия “Способы улучшения своих взаимоотношений с родителями”.

Цель: посредством дискуссии выработать наиболее эффективные способы улучшения взаимодействия с родителями.

Время: 20 минут.

Материалы: листы ватмана, ручки.

Инструкция: “Давайте теперь подумаем о том, как мы можем улучшить свои взаимоотношения с родителями (близкими). Для этого разделимся на две группы. Каждый проанализирует ответы на вопросы анкеты и предложит свои варианты улучшения взаимодействия. Все ответы записываются на листах бумаги, затем мы их зачитаем”.

Анализ:

  1. Возможные варианты:
  2. Проявлять послушание.
  3. Быть их сторонниками.
  4. Не огорчать их.
  5. Ободрять их в период трудностей.
  6. Проявлять человечность и участие ко всем членам семьи.
  7. Оказывать необходимую помощь по дому.
  8. Поддерживать их во всех начинаниях.

9. Упражнение: “Связанные одной цепью”.

Цель: подвести подростков к пониманию значимости чувств своих родных, близких людей.

Время: 20 минут.

Материалы: отрезок веревки длиной 1 метр для каждого из участников, моток веревки и ножницы для каждой семьи.

Инструкция: “В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. Данные взаимоотношения мы постараемся представить с помощью веревок, которыми будем связываться друг с другом. Эти веревки можно рассматривать, как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Это не значит, что вы каждый день бегаете с веревками, но вы ощущаете эти незримые связи в семье. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться, или сын хочет пойти поиграть в свои игрушки”.

Анализ:

  1. Насколько вы чувствовали себя связанными с другими?
  2. Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член семьи?
  3. Где имела место напряженность?
  4. Что вы можете сделать для того, чтобы ослабить ее?

10. Упражнение “Функции семьи и семейные ценности”.

Цель: сформировать у подростков представление о семье и её основных функциях, помочь в осознании межличностных взаимоотношений в их собственных семьях, подсказать пути налаживания их при необходимости.

Время: 15 минут.

Инструкция: “Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно, оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • репродуктивная (рождение детей);
  • экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);
  • хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);
  • воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);
  • социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);
  • восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);
  • коммуникативная (общение, обмен информацией). Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д.

Наличие четко определенных семейных ценностей помогает укрепить основу для прочной, сплоченной семьи. Четкие и последовательные семейные ценности играют важную роль в построении доверия и формировании уверенности в каждом члене семьи.

Затем зачитывается “Десятка Важнейших Семейных Ценностей” с подробной расшифровкой и обсуждением (принадлежность семье, гибкость (уступчивость), уважение, честность, прощение, щедрость, любознательность, общение, ответственность, традиции).

Педагог-психолог: “Теперь на листах бумаги впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой – хорошие отношения, волнистой линией — эмоционально-неуравновешенные, пунктиром — слабые, жирной линией — авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи”.

Анализ:

Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.

11.Упражнение “Рисунок семьи”.

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Время: 20 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция: “Нарисуйте свою семью, как вы ее себе представляете”.

Анализ: после выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации с помощью следующих вопросов:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного каждым участником группы: чувства к отдельным членам семьи, почему подросток не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может провоцировать тревогу, защитные реакции.

12. Упражнение “Представление о своей будущей семье”.

Цель: осознание подростками представлений о том, как они видят свою будущую семью и себя в этой семье.

Время: 15 минут.

Инструкция: “Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Твоя семья радостно встречает тебя или каждый занят своими делами? Ты проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?”.

Анализ: Каждый участник рассказывает о том, что он увидел, услышал, почувствовал при выполнении данного задания.

13. Упражнение “Анкета обратной связи”.

Цель: подвести итог занятия, получить обратную связь.

Время: 5 минут.

Материалы: бланк анкеты, ручка.

Техника проведения: подростки заполняют предложенные бланки анкет.

Инструкция: “Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты. Отразите ваше мнение о прошедшем занятии. Это очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10”:

1. Мое настроение до тренинга

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Мое настроение после тренинга

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Насколько мне все было ясно и понятно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Насколько мне было интересно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Как много я получил от группы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

Анализ:

Обсуждение анкет.

14. Притча “Тепло семейного очага”.

Цель: подвести подростков к осознанию гармонии семейного уюта, как ценности.

Время: 10 минут.

Инструкция: “Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

“Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?” — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: “Чего ты хочешь?” — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: “А ты чего хочешь?” — “Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет”, — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: “А чего ты хочешь?” Хозяин подумал и сказал: “Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага”.

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!”.

15. Ритуал окончания занятия. Упражнение “Эстафета дружбы”

Цель: получение обратной связи от подростков, завершение занятия на теплой дружеской ноте.

Время: 5 минут.

Инструкция: “Давайте возьмемся за руки и передадим, как эстафету, рукопожатия. Начну я: “Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!”.