Концепция человека в творчестве А.М. Горького. Эволюция взглядов

Разделы: Литература


Аннотация. Данный урок является сдвоенным, это третий урок в теме "Жизнь и творчество А.М. Горького" после уроков по биографии писателя и о художественных особенностях творчества.

Домашнее задание к уроку: 1) прочитать поэму "Человек", рассказы "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Песню о Соколе"; 2) выписать из рассказов афоризмы; 3) найти в рассказе "Старуха Изергиль" эпизоды, в которых "появляется" "тень"; 4) повторить, что такое "романтизм в литературе".

Оборудование к уроку: 1) АРМ учителя, 2) Интернет, 3) 3 ноутбука, 4) литературоведческие словари, 5) тексты выше перечисленных художественных произведений.

Целеполагание и мотивация.

Слайд 1. (Приложение 1)

Слово учителя. "Горький - пролетарский писатель, а человек - это звучит гордо. Вот и всё, что достаточно было знать об этом писателе на протяжении семидесяти лет. Остальное - как бы неважно. Но вот именно, что "как бы". Потому что Горький - не кукла на полке в магазине, с приклеенным ценником и ярлыком изготовителя. Он - тоже Человек, и он не только звучал, но и прожил жизнь гордо. Жизнь эта была разделена на два обширнейших этапа: до большевистской революции и после. Начинал Горький писать в Российской империи, а заканчивал : в стране, потерпевшей Великую Октябрьскую революцию. Писал неодинаково. И читать его тоже будут по-разному". (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)

Беседа:

  • А как читали вы? Что показалось вам у Горького интересным, примечательным или наоборот скучным, уже знакомым? Вы читали его произведения легко, увлечённо или, наоборот, никак не могли "вчитаться"?
  • Какая мысль, идея показалась вам главной в этих произведениях? О чём задумывается писатель, о чём размышляет?

Слово учителя. "Человек - главное, что создал Горький. Всё, что написано Горьким, - написано Человеком, о Человеке и для Человека". (там же)

Беседа:

  • О чём вам интересно поразмышлять сегодня в свете прочитанных произведений Горького? Как сформулируем тему урока? (Учитель с помощью наводящих, уточняющих вопросов помогает учащимся сформулировать тему. Необязательно, чтобы формулировка учащихся звучала в точности, как в конспекте учителя.)
  • Как вы думаете, менялись ли взгляды Горького на Человека на протяжении жизни? Почему?
  • Интересно ли вам узнать, как менялись эти взгляды? Зачем вам это нужно? (Последний вопрос чрезвычайно важен для целеполагания и мотивации учащихся на активную познавательную деятельность. Не стоит бояться, если кто-то из учащихся скажет, что ему это совсем не нужно. В первую очередь, мы поблагодарим его за доверие и откровенный ответ и послушаем других. Всегда найдётся хотя бы один ученик в классе, который интересуется историей или обществознанием, и он скажет примерно следующее: "А мне интересно: каждый человек имеет свой ответ на те или иные вопросы. Я взрослею, и у меня формируется мировоззрение. Мне любопытно сопоставить, сравнить свои взгляды со взглядами Горького, оставившего неоднозначный след в истории литературы".)

Слово учителя. Предлагаю сегодня сосредоточить наше внимание на раннем дореволюционном творчестве А.М. Горького. (Учащиеся записывают сформулированную тему урока в тетрадь.)

Беседа:

Какие вопросы у вас возникали в процессе чтения или сейчас, по ходу урока? (Договариваемся с учащимися, что вопросы формулируем обобщённо, не называя тех или иных героев.)

Учащиеся формулируют вопросы

Учитель (или ученик) записывает их на доске или на слайде. Эти вопросы станут направлениями разговора о ранних романтических произведениях Горького. (Последний вопрос может быть предложен учителем, обязательно с обоснованием, почему важно на это обратить внимание.) - Слайд 2.

Примерные вопросы:

  1. В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
  2. Есть ли конец пути?
  3. Что отвергает Человек и почему?
  4. Кто его спутник и почему?
  5. Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
  6. Почему Горький отрицает положительные (???) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
  7. Чем Человек отличается от человека, людей?
  8. Чем является смерть для Человека?
  9. В каком стиле написаны данные произведения? Почему?

Беседа:

У нас несколько произведений, много вопросов, в отношении каждого произведения, наверное, возникнут ещё дополнительные вопросы. Каким образом выстроим нашу деятельность сегодня, какими дополнительными источниками хотели бы воспользоваться?

Работа в группах.

1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".

Вопросы:

  1. Что такое "романтизм" как литературное направление?
    (Вспомните, найдите в словаре, в интернете.)
  2. Каковы особенности романтического героя?
  3. Что такое "неоромантизм"?

Задание:

  1. Прочитайте текст, отвечая на вопросы, заполните пропуски, выполните задания (Приложение 2). (Ответы - Приложение 3)
    (Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414).
  2. Добавить в презентацию урока слайд "Романтизм и неоромантизм". (Слайд 3).

2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".

Прочитайте предложенные вам статьи:

Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русская литература: от Достоевского до Зощенко. // Литература, 1996, № 11, с.2

Колобаева Л. Горький и Ницше.// Вопросы литературы, 1990, № 10, с. 162.

Вопросы:

  1. Кто такой Ницше?
  2. В чём суть его идей?
  3. Чем философия Ницше, его эстетика и этика привлекли к себе Горького?

Задания:

  1. Прочитайте следующий текст, отвечая на вопросы, заполните пропуски, выполните задания (Приложение 4). (Ответы - Приложение 5).
    (Материал для задания взят со страницы сайта http://65-k.com/publications.php?category=15&mode=show&id=414).

3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".

Познакомьтесь с историей создания поэмы "Человек" (Приложение 6.)

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Горький отказался от первоначального замысла?
  2. В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
  3. Есть ли конец пути?
  4. Что отвергает Человек и почему?
  5. Кто его спутник и почему?
  6. Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
  7. Почему Горький отрицает положительные общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?
  8. Чем Человек отличается от человека, людей?

4 группа. Романтический герой М. Горького

Задание:

Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.

Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.

Общие вопросы:

  1. Кто положительный герой в ранних романтических рассказах Горького и почему? Кто отрицательный герой и почему? В чём особенность изображения этих героев?
  2. Какие ценности утверждают романтические герои Горького? Ради чего погибают? В чём видят смысл жизни?

Вопросы:

  1. В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?
  2. Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?
  3. На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
  4. Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
  5. Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
  6. Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?
  7. Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького?
  8. В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
  9. Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
  10. Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?
  11. Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?
  12. Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
  13. Олицетворением чего является Данко?
  14. В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?
  15. Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
  16. Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?
  17. Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?
  18. В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю?
  19. Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?

5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького

Задание:

Ответьте на предложенные вопросы, подготовьте монологическое высказывание.

Представьте ключевые мысли вашего высказывания на слайдах презентации. (см. папку на рабочем столе ноутбука "Задание к уроку"). Примечание: в зависимости от подготовленности учащихся и частоты таких заданий на уроке предлагаем заполнить готовый шаблон или самостоятельно разработать слайды.

Общие вопросы:

  1. В романтических произведениях XIX века романтический герой противостоит обществу. Кому или чему противостоят герои Горького?
  2. Что больше всего ценят герои Горького?

Посмотрите по словарю Ожегова значение слова "свобода". В каком из 3-х значений употреблял Горький слово "свобода" в своих романтических рассказах?

Вопросы:

  1. Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?
  2. Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"?
  3. Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
  4. В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?
  5. Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?
  6. Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
  7. Чему противостоят герои Горького?
  8. Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
  9. Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?
  10. Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?

Представление результатов работы в группах.

1 группа. "Неоромантизм М. Горького и его романтические герои".

Слайд 3.

"Романтимзм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм

Основные черты романтизма:

1. Описывается исключительный герой в исключительных обстоятельствах

2. Герой-отшельник, герой-изгнанник, сильная личность, бунтарь

3. Противоборство героя и окружающего мира

4. Экзотическое место действия

5. В центре находится личность героя

6. Двоемирие (мир фантазии, мечты и мир реальности)

"Неоромантизм - течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX-XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма.

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. ("Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, "Капитан Сорви-Голова" Л. Буссенара).

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В ХХ веке продолжают создаваться неоромантические произведения("Одиссея капитана Блада" Р.Сабатини и "Наследник из Калькутты").

На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Неоромантизм

"Явление неоромантизма в русской литературе конца ХХ века породило нового романтического героя. Он во многом унаследовал черты героев-романтиков начала XIX века: силу и яркость характера, стремление к подвигу и приключениям, нередко противопоставленность враждебному обществу, серой и унылой жизни".

(Елена Стародубцева. "Особенности конфликта в рассказе

М.Горького "Макар Чудра".// Литература, 2004, № 2. https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200400207)

2 группа. "Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького".

Слайды 4 - 5.

Группа представляет в устной форме результат работы по материалам статей и задания.

3 группа. Анализ поэмы А.М. Горького "Человек".

Слайды 6 - 7.

Группа представляет монологическое высказывание - анализ поэмы.

Центральная фигура раннего романтического творчества Горького выведена в поэме "Человек". Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он "трагически прекрасен". Человек независим от материальных благ.

Он "идёт вслед за Мыслью, отвергая и Веру, и Надежду, и Любовь, которые в поэме находятся в одном ряду со Смертью, Пошлостью, Ложью: Путь Человека труден и бесконечен: "Так шествует Человек - вперёд! и - выше! всё - вперёд! и - выше!". Его движение - лестница, на каждую ступеньку которой приходится карабкаться с трудом. И на этом пути вместе с ним - только Мысль. Человек и Мысль не зависят друг от друга, они идут вместе, помогая друг другу. И - "я (Человек) создан Мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и грязное, все злое, - и новое создать на выкованных Мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и - уваженья к людям!" (В. Жарко "Человек Горького и Горький - Человек".//Литература, 1998, №23, с.4)

4 группа. Романтический герой М. Горького

Слайды 8 - 13 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)

5 группа. Художественная идея ранних романтических рассказов М. Горького

Слайды 9, 14 - 16 (если учащиеся не смогут подготовить свою презентацию)

Рефлексия

Слайд 17.

Слово учителя. "За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово. Уже в ранних произведениях оно было найдено". (Л.А. Смирнова. "Искры во мраке жизни. Ранняя романтическая проза Горького". // Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.; Сост. Л.А. Смирнова. - М., Поосвещение, 1989 г. - С. 214.)

Беседа:

  • Каково это "Слово" Горького, на ваш взгляд? Что показалось вам близким, важным, а что вызвало вопросы, несогласие?
  • Оригинален ли взгляд Горького на человека?
  • Актуальна ли сегодня такая точка зрения?
  • Нравится ли вам его Человек? Может ли он стать идеалом для вас?
  • Как, по-вашему, соотносятся понятия "Закон - мораль - свобода" сегодня? Устраивает ли вас это?
  • С какими трудностями в ходе уроков вы столкнулись? Почему, что вызвало затруднения?

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру "Я - Человек или человек?"