Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Правление Василия Шуйского

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цель урока: рассмотреть одну из нереализованных возможностей русской истории - расстаться с деспотическим самодержавием в период правления Василия Шуйского; охарактеризовать противоборствующие группировки (состав, преследуемые цели, действия).

План

1. Вступление на престол Василия Шуйского.

2. Характеристика царя.

3."Крестоцеловальная запись" - первый договор между властью и подданными в Русском государстве.

4. Этапы восстания Ивана Болотникова.

5. Лжедмитрий II и многовластие в стране.

6. Начало иностранной интервенции.

Вступление.

На прошлом уроке мы приступили к изучению очень сложного периода русской истории начала XVII века, который получил название "Смута", "Смутное время". Попробуем восстановить последовательность событий.

Даты на доске:

1601-1603 гг. - ......голод;

1601 г. - Польша...............;

1604 г. - Лжедмитрий ......... граница;

1605 г., апрель - .......... Москву;

1605 г., июль - ...........венчался на царство;

1606 г., 17 мая - заговор и .......

После смерти Лжедмитрия  I в 1606 году царем был избран главный заговорщик боярин Василий Шуйский.

Работа с источником. "Выборы на царство Василия Шуйского" (С.М.Соловьева. Об истории Древней Руси. - М.: Просвещение, 1993, с. 293 - 294).

Вопрос к отрывку:

- О чем свидетельствует употребление презрительного глагола "выкликнут" по отношению к избранию Василия Шуйского на царство?

Предполагаемый ответ:

- За этим глаголом стоит отсутствие у Василия Шуйского единодушной поддержки, фактически захват им престола, оказавшегося по существу свободным в обстановке всеобщей растерянности.

- Но власть его была законной, так как он был избран на Земском Соборе, правда, не все земли были представлены.

Характеристика царя. "Новый царь был маленький старик лет за 50 с лишком, очень некрасивый, с подслеповатыми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой, любил только тех, которые шептали ему в уши доносы, и сильно верил в чародейство" (С.М.Соловьева. Об истории Древней Руси. - М.: Просвещение, 1993, с.294).

Дополнение учителя. Василий Шуйский представитель рода нижегородско - суздальских Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны. Его политическая биография была полна взлетов и падений. Его моральный облик вполне виден из сопоставления трех фактов:

1591 год - возглавил расследование по убийству царевича Дмитрия, сделал заключение, что эта смерть ненасильственная, случайная;

1605 год - он свидельствовал москвичам о спасении царевича Дмитрия в 1591 году, чтобы подтвердить законность власти Лжедмитрия I;

1606 год - именно по инициативе В. Шуйского царевич Дмитрий был объявлен Святым , "как невинно убиенный от царя Бориса".

Вывод. - Мы видим, что на царский престол взошел человек, который способен был солгать под присягой, и легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Поэтому Василий Шуйский не внушал доверия и любви своим поданным.

Однако правление этого несимпатичного человека, продержись он на престоле подольше, могло бы открыть новую страницу в Российской истории. Когда Василий Шуйский вступал на престол, он впервые присягнул своим подданным.

Вопрос: - Как в русском государстве рассматривали отношения правителя и подданных? (Полное подчинение подданных правителю).

А Василий Шуйский, при вступлении на престол, торжественно целовал крест и дал соответствующую "запись", в которой были прописаны некоторые гарантии, защищающие население России от произвола власти.

Пункты "Крестоцеловальной записи".

Не допускать безграничного самовластия:

1) Никого не казнить без боярского суда.

2) Не слушать ложных доносов.

3) Не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных.

Вопрос: - Какой из этих пунктов вы считаете наиболее важным и почему?

Ответ: - Пункт наказания по суду, так как освобождает подданных от произвола царской власти.

Дополнение: Такие гарантии давались не только боярам и купцам, но и другим слоям населения. Таким образом, Василий Шуйский впервые вводит договор между монархом и подданными.

Вопрос: Как вы думаете, эта запись ограничивала власть монарха или нет?

Ответ: Эта запись не ограничивала власть монарха, она только уменьшала возможность несправедливого наказания.

Вопрос: - В чем значение "Крестоцеловальное целовальной записи" для Российского государства?

Ответ: - Для Российского государства появилась возможность встать на путь правового государства.

Дополнение. - В.О.Ключевский писал о значении "Крестоцеловальной записи" Василия Шуйского в истории Отечества: царь "превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам".

Учитель. Избрание Василия Шуйского царем не принесло России успокоение, так как не все районы признали законность провозглашения его на престол. И поэтому народ вновь поверил в легенды об очередном спасении, теперь уже Лжедмитрия II.

На юге страны летом 1606 года поднялось восстание против новой власти. Возглавил восстание Иван Болотников, боевой холоп князя Телятевского. Состав восставших был разнообразный: крестьяне, казаки, дворяне. В этом проявился противоречивый характер всего народного движения. Его главный лозунг, звучал примерно так: "бей бояр, бери их земли, чины, имущества...", по сути своей означал не свержение существующих общественных порядков, а замену одних обладателей власти и имущества другими.

Работа с картой.

Задание: составить хронику движения войск И.И. Болотникова, выделить этапы восстания; движение военных отрядов Лжедмитрия II.

Основные этапы восстания Ивана Болотникова:

I этап: май - начало декабря 1606г. - формируется повстанческая армия; осада Москвы;

II этап: декабрь 1606 - май 1607гг. - равновесие восставших и правительственных сил;

III этап: май - октябрь 1607г. - наступление правительственных войск; подавление восстания; Ивана Болотникова арестовали и казнили.

По словам одного современника завершилась "сия горькая скорбь, не бысть такова николи же..."

Однако болотниковцы примкнули к новому самозванцу Лжедмитрию II, который с отрядами из Польши спешил на помощь Болотникову, но не успел.

Работа с картой.

Войска Лжедмитрия II осадили Москву и частично блокировали ее, осталось свободным только северное направление - откуда шла помощь Москве в виде продуктов, небольших вооруженных отрядов. Не сумев овладеть Москвой, Лжедмитрий II остановился лагерем в Тушино. Тушинский лагерь был организован как второе государство.

Во главе стоял Лжецарь, были также Боярская Дума, Приказы, Патриарх Федор Никитич Романов (Филарет). Таким образом, в этот период сложилось многовластие в стране. Правда, Лжедмитрий II выглядел жалко - было видно, что им управляют польские шляхтичи. Современник говорил, что поляки царем "играху яко детищем", над ним открыто насмехались, а он в это время выглядел очень жалко, ничего не говорил в ответ и только все ниже опускал плечи. Чувствовали, что он не царского происхождения. По некоторым данным, Лжедмитрий II вырос в семье священника, школьного учителя. Был очень похож фигурой на Лжедмитрия II и был послан поляками в Россию для захвата власти.

В Тушинский лагерь стали стекаться все недовольные правлением Шуйского. Поначалу даже местные жители поддерживали тушинцев, но действия отрядов Лжедмитрия II оттолкнули население от "тушинского царика". Лжедмирия II прозвали "Вором" (разбойником), так как его отряды грабили, разоряли население окрестных деревень. Крестьяне взялись за оружие и стали уничтожать тушинцев.

Василий Шуйский вместо того, чтобы опереться на народ в борьбе с самозванцем, ищет поддержки на стороне. В феврале 1609 года заключает союз со Швецией, которая обещала помочь России в обмен на город Корелу.

А так как Польша и Швеция воевали друг с другом, то Россия становится противником для Польши. Осенью 1609 года польские войска перешли границу России и начали открытые военные действия. В сложившейся обстановке в июле 1610г. группа московских бояр и дворян свергла с престола царя Шуйского, насильственно был пострижен в монахи. Позднее его вместе с братьями выдали полякам. Через два года в плену Шуйский погиб.

Власть перешла в руки семи бояр, они предложили трон королевичу Владиславу, сыну польского короля.

Таким образом, Россия оказалась театром военных действий между Швецией и Польшей, находившимся в состоянии войны, Россия оказалась под угрозой потери независимости.

Список литературы.

1. Соловьева С.М. Об истории Древней Руси. - М.: Просвещение, 1993.

2. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории, XVI - XVII вв. - М., 2000.

3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII. 7 класс. М., 2003.

4. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. - М., 2001.