Урок технологии по теме "Золотая соломка"

Разделы: Технология


Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал школьников. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами.

Задачи:

учебные: систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке соломки;

познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;

развивающие: освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении соломенных лент;

воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда; систематизировать знания учащихся по обработке соломки.

Инструменты, приспособления и оборудование.

1. Технические средства обучения: компьютер, презентация, музыкальное оформление урока.

2. Иллюстративный и наглядный материал: технологическая карта обработки, заготовки из соломки. Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.

3. Оборудование: Ножницы, разделочные доски, карандаши, утюг, гладильная доска.

Тип урока: комбинированный.

Материал: различные виды соломки, листы из соломки.

Новые термины и слова: злаковые, жнец, сноп, интарсия, инкрустация

Структура урока

1. Вводная часть:

Организационный момент:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

2. Основная часть:

  • сообщение технико-технологических сведений;
  • беседа по безопасным приемам работы;
  • вводный инструктаж по выполнению технологических операций;

3. Практическая работа:

  • подготовка соломки к работе;
  • получение практических навыков и умений;
  • контроль за соблюдением технологии;

4. Заключительная часть:

  • проверка готового материала;
  • оценка проделанной работы;
  • уборка рабочих мест и помещения;
  • анализ работы учащихся.

Ход урока

Этап занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся
Организационный момент

 

1. Проверка готовности к уроку (спецодежда).

2. Рапорт дежурного.

–  Какое сегодня число, месяц, год

Дежурный называет отсутствующих в классе. 7 сентября 2011 года
Актуализация знаний.   Введение в тему. Повторение ранее изученного материала.

(Слайд 2–3).

Презентация

Отгадайте загадки:

1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.

2. В поле тычинка -
Золотая вершинка.

3. Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами.

4. Стоит Федосья -
Растрепаны волосья.

2. Что можно сделать из этих ратаний?

3. Из каково растения, сделаны эти картины? (Показ готовых картин и иллюстраций)

4. Какие злаковые культуры вы знаете?

5. Из каких растений получают муку?

Показ презентации “Картины из соломки”.

Посмотрите картины и назовите те, которые выполнены из соломки.

Такие работы вы научитесь выполнять сами.

Кто уже пробовал выполнять аппликацию из соломки?

Сегодня мы будем учиться подготавливать соломку к работе.

Давайте вспомним главные правила, которые мы должны соблюдать при работе с ножницами и утюгом?

Отгадывают загадки:

(хлеб)

(рожь)

(овес)

(сноп)

Отвечают на поставленные вопросы?

- Перечисляют травы, цветы.

- Поставить в вазу, засушить, сделать картину.

- Муку получают из пшеницы, ржи, ячменя, овса.

Просмотр презентации.

Называют картины выполненые из соломки

Отвечают на поставленные вопросы.
Сообщение темы и цели урока.

Слайд 3

“Золотая соломка”

Записывают число, тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала.

Слайд 4-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слад 12-13

Сообщение теоретических сведений.

1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

История возникновения аппликации из соломки. В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 - началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых и детей.

Заготовка соломы

Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала.

Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.

Способы подготовки соломенных полос

1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.

2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

С помощью аппликации из соломы можно создавать шкатулки и картины-панно.

По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.

Основа для такой аппликации должна быть плотной (фанера, древесина, картон, пластмасса).

Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов, несмотря на богатство природных тонов, требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д.

Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.

Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.

Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку.

Можно получить соломку серебристо-белого цвета, отбелив ее каким-нибудь отбеливателем — например, слабым раствором перекиси водорода или питьевой соды (2—5 процентов). Развязанный снопик опустите в плоскую ванночку с раствором. Отбеливание длится в перекиси водорода до двух часов, в растворе питьевой соды — до четырех часов. Затем соломка промывается в чистой воде.

Слушают записывают в тетради
Проведение практической работы

Слад № 12-3

Ознакомление с объектом работы.

Технологическая карта

1. Солому нарезать и хорошо просушить. Высушенная в тени солома имеет более светлые оттенки, чем высушенная на солнце.

 2. На соломенном стебле вырезают узелки, соломины на 20-30 минут заваривают кипятком.

3. Затем соломку расщепляют ножницами, скальпелем, тупым концом иголки и разглаживают утюгом. Можно обойтись без утюга, соломины в слегка недосушенном состоянии гладят кольцом ножниц.

Подготовка соломки к работе.

Удалить узлы - места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают ножницами или острым резачком.

Расщепить каждую соломинку с помощью остроконечных ножниц или с помощью резака.

1. Холодный способ

2. Горячий способ. Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.

Слушают показ и объяснение учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя, рассматривают слайды.

Практическая работа.

Слайд 14

Текущий инструктаж

Учитель показывает рабочую положение рук и ножниц, чтобы при обработки соломки не порезать пальцы.

Правила техники безопасности при работе с ножницами

1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперед.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

Правила техники безопасности при работе с электроприборами

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

6. Включать электроприборы в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга, паяльник и перо выжигательного прибора не касались электрического шнура.

9. Не касаться горячих металлических частей утюга, паяльника и пера выжигательного прибора во избежание ожога рук.

10. Не оставлять без присмотра включённые электроприборы в электрическую сеть во избежание пожара.

11. Следить за нормальной работой электроприборов, не давая им перегреться.

12. По окончании работы отключить электроприборы, вынимая только за вилку.

Правила техники безопасности при работе с клеем.

1. Для нанесения использовать кисточку.

2. Использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности.

3. После работы клей обязательно закрыть, помыть кисточку.

Повторяют технику безопасности при работе с ножницами, электроприборами надевают спецодежду рассматривают смотрят способы обработки соломки
Закрепление темы. 1. Проверка готового материала.

2. Оценка проделанной работы.

3. Уборка рабочих мест и помещения.

4. Анализ работы учащихся.

 
Д/з.

Слады 15-18

Подобрать иллюстрацию для аппликации  

Литература

  1. Бубнова Е.В. Забавные зверюшки. -Санкт- Петрбург: “Тригон”, 2007.
  2. Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение, 1999.
  3. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из трав. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Мураева В. А. Технология народных ремесел: программа, разработки занятий. -Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Норенко И. Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Перевертень Г.И. Аппликация из цедры и шелухи лука. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
  7. Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
  8. Чернышов И.В. Поделки из природного материалов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  9. Шатунова О.В., Сергеева А. Б. Программа элективных курсов по технологии: учебно методическое пособие для учителей технологии. -Елабуга: Изда-во ЕГПУ, 2009.
  10. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2006.

Интернет ресурсы.

  1. Аппликация из соломки http://gorodigrushek.ru/2011/09/15/applikaciya-iz-solomki/
  2. Розы из кукурузной шелухиhttp://cluclu.ru/blog/podelki/19.html
  3. Загадки http://folklor.igraemsdetmy.ru/?p=1333
  4. Поделки из природного материала http://www.babylessons.ru/tag/podelki-iz-prirodnyx-materialov/
  5. Аппликация из соломки история http://straw.iatp.by/docs/applikacia/hist.ap.htm
  6. Поделки из шишек http://www.igrushka.kz/vip85/poshi.php
  7. Флористические композиции http://www.gardenia.ru/pages/kompoz002.htm
  8. Елка из шишек http://saychata.ru/say/746/5242
  9. Украшения из шишек для дома http://ledies-first.ru/ukrasheniya-iz-shishek-dlya-doma-487.html
  10. Новогодний декор из шишек http://www.babyblog.ru/community/post/rukodelie/513114
  11. Корзина из шишек http://stranamasterov.ru/node/73583
  12. Картины из круп и семян http://www.ladygid.ru/kartiny-iz-krup-i-semyan
  13. Книга картины из зерен http://samodel.com.ua/interior/kniga-kartiny-iz-zerna/
  14. Словарь терминов http://color.iatp.by/oblslovar.html
  15. Рисование набрызгиванием http://vita-studia.com/?p=994,http://www.mastera-rukodeliya.ru/skrap/1990-aerografiya.html
  16. Стихи и загадки о хлебе http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/
  17. История аппликации из соломки. http://www.rukodelye.ru/info/58.html
  18. Уроки мастерства http://www.art2sarov.ru/index.php?page=lessons&item_id=4