Контрольно-обобщающий урок по теме «Рыбы»

Разделы: Биология


Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать и применить свои знания по теме, смекалку и эрудицию.

По ходу урока учащиеся получают за работу жетоны (фигурки рыб).

Итоги подводятся по сумме жетонов, набранных учащимися.

На данном уроке учитель не выставляет плохие отметки. Дается возможность детям заработать хорошие отметки. Такое условие позволяет включить в игру практически всех детей. А, как известно, по принуждению ни какая игра не получится.

Цели:

  • Образовательные (обучающие) - продолжить формирование творческих способностей и развитие познавательной активности обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей; проверить усвоение материала на основе творческих заданий.
  • Развивающие - продолжить развитие умений и навыков самообразования учащихся.
  • Воспитательные - продолжить воспитание творческой личности, стремящейся к самоорганизации. Вырабатывать дух соревнований, коллективизма, правильность и быстроту ответа, стремление к знаниям.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формировать представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
  • Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
  • Способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательные - учитывая различные способности учащихся (организаторские, художественные, технические и др.),  создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Задания.
  3. Итоги урока.

Разминка.

Вопросы зачитываются учителем. Отвечает ученик, поднявший быстрее карточку (фигурку рыбы, можно и даже желательно разного цвета).

  1. В какой рыбе можно увидеть свое отражение? (Зеркальный карп).
  2. Какая рыба, постарев, становится горбатой? (Горбуша).
  3. Какая рыба самая крупная? (Акула).
  4. Если прочитать название рыбы наоборот, то получится город в Италии. (Налим).
  5. Маленькая рыбка, которая только что вышла из личинки.(Малек)
  6. У какой рыбы человеческое имя? (Карп).
  7. Как звали человека-амфибию? (Ихтиандр).
  8. У какой морской рыбы голова лошади? (Морской конек)
  9. Какие рыбы носят название городов? (Судак,Елец, Калуга).
  10. С помощью какой рыбы можно чистить бутылки? (Ерш).
  11. Самая вооруженная рыба? (Рыба-меч).
  12. Какая рыба исполняет желания человека? (Зототая рыбка, щука).

Конкурс "Чудесная лесенка"

На каждой строке нужно написать названия рыб, начинающихся с одной буквы.

Например с буквы "С" ( Сом, скат, сазан, сельдь, севрюга, стерлядь)

Первые три ученика, закончившие работу, читают варианты ответов. Если нет ошибок - награждаются жетонами.

Конкурс "Бегущая по волнам"

На внимание, скорость выполнения задания, знание особенностей строения рыб

На одну парту каждого ряда кладется чистый лист бумаги, проверяется наличие ручки у каждого ученика.

ЗАДАНИЕ:

Каждый ученик должен написать на листочке один признак - особенность внешнего строения рыб, связанного с водной средой обитания, - и передать листочек сидящему за ним ученику. Как только листочек добирается до последней парты и сидящий там ученик вписывает последний признак, ученик поднимает вверх руку с листочком - сигнал, что команда с заданием справилась.

Команда, первой закончившая работу и написавшая на листочке количество признаков. Соответствующее числу членов команды, поощряется жетонами - каждому члену команды. В случае, если количество признаков будет меньше числа членов команды (при повторах признаков), право прочитать варианты ответов передается команде, второй закончившей работу, и т.д.

Конкурс "Удачливый рыболов" (На знание систематики рыб)

На карточках написаны названия систематических групп рыб:

  • Хрящевые
  • Костно-хрящевые
  • Двоякодышащие
  • Кистепёрые
  • Костистые

Необходимо распределить перечисленных ниже рыб по классам. Рыба считается "пойманной", если правильно определено ее систематическое положение.

  • Австралийский рогозуб
  • Треска
  • Морская лисица
  • Камбала
  • Африканский чешуйчатник
  • Горбуша
  • Латимерия
  • Карась
  • Акула-молот
  • Белуга.

Ответы:

  • (Хрящевые - Морская лисица
  • Костно-хрящевые - Белуга
  • Двоякодышащие - Австралийский рогозуб
  • Кистепёрые - Латимерия
  • Костистые - Треска, Камбала, Горбуша, Карась).

Конкурс "Шифровка".

На карточках написаны слова, но буквы в них перепутаны. Переставь буквы таким образом, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу.

  • ТАПВОЛ (плотва)
  • ДУКСА (судак)
  • СОКРАТ (треска)
  • ЗСААН (сазан)
  • МЛИНА (налим)
  • ТОСЕР (осетр)

 

Головоломка "Своеобразная форма тела".

В горизонтальные ряды впишите названия рыб, имеющих своеобразную форму тела (по 1 баллу за рыбу).

  1. Рыба, название которой сходно с названием насекомоядного млекопитающего.
  2. Название рыбы, сходное с названием органа растения, осуществляющего фотосинтез.
  3. Колючая морская рыба.
  4. Рыбки, пользующиеся большой популярностью у аквариумистов.
  5. Донные рыбы с глазами, расположенными на плоской верхней поверхности головы и направленными вверх.
  6. Довольно редкая хищная рыба из мешкоротообразных.
  7. Крупная рыба со сжатым с боков телом.
  8. Рыба из акулообразных, название которой сходно с названием инструмента для ковки металла.
  9. Рыба, совершающая небольшие перелеты.

Ответы: (1- еж, 2 - лист, 3 - бычок, 4 - петушок, 5 - звездочет, 6 - мешкорот, 7 - луна, 8 - молот, 9 - летучая).

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Выводы.

Источники.

  1. С.С.Молис, С.А.Молис "Активные формы и методы обучения биологии "Животные" Москва, "Просв", 1988
  2. А.Е.Богоявленская "Активные формы и методы обучения биологии "Растения, бактерии, грибы, лишаи" Москва, "Просв", 1996
  3. Игры и развлечения, Москва, 1989, книга 1, изд. "Молодая гвардия"
  4. Друзьям природы, выпуск 1, Тюмень, 1994
  5. Хрестоматия по природоведению, Москва, "Просвещение", 1979
  6. Биология в школе №4, 1991; №2, 1996; №5, 1994
  7. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- М.:Глобус,2008.-208с. (Увлечение с увлечением).
  8. Теремов А.,Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. - 528с.: ил. - (Занимательные уроки).