Экологический проект "Вода в природе. Исследуем, наблюдаем, рассуждаем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта. Систематизация элементарных знаний и представлений о воде, как объекте неживой природы.

Символ проекта. “Капитошка”.

Девиз проекта. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. (Китайская пословица)

Задачи проекта.

  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними.
  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза и классификации в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Формировать умение объяснять наблюдаемое явление, делать выводы и фиксировать результаты доступными методами.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и стремление защищать.
  • Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования и воспитания их детей, привлечь к непосредственному участию в исследовательской деятельности.

Коррекционные задачи.

  • Расширять, пополнять и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
  • Развивать творческое воображение и наглядно-образное мышление, мелкую моторику руки.

Вид проекта.

  • По количеству участников – коллективный.
  • По контингенту участников – дети 5-6 лет их родители и педагоги.
  • По продолжительности – долгосрочный (октябрь – май).

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Методы обеспечения.

Поисково-исследовательские наблюдения; случайные и плановые эксперименты; эксперименты, как ответы на детские вопросы; беседы; игры различного содержания.

Актуальность проекта.

Из своего опыта работы мы пришли к выводу, что эксперименты и наблюдения составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В экспериментировании достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели. Поэтому эта тема является актуальной, особенно в работе с детьми с ОНР, так как пополнение знаний способствует развитию речи.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня любознательности, развитие исследовательских умений и навыков детей;

- речевое развитие (обогащение словарного запаса, умение задавать вопросы и формулировать выводы);

- развитие личностных характеристик (умение сотрудничать друг с другом, потребность отстаивать свою точку зрения);

- бережное отношение к наблюдаемому объекту в природе;

- взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в накоплении экологических знаний детей о неживой природе;

Игровые персонажи для решения проблемных ситуаций: Дед Знай, Почемучка, Капитошка.

План проведения проекта

1 этап подготовительный:

  • составление перспективного плана;
  • составление картотеки опытов и наблюдений;
  • составление алгоритмов проведения опытов
  • создание технической базы для детского экспериментирования (опытно-экспериментальная лаборатория);
  • диагностирование знаний детей о неживой природе.

Взаимосвязь в реализации проекта с родителями:

  • знакомство родителей с проектом;
  • анкетирование родителей о выявлении познавательных интересов детей;
  • “Копилка” - сбор информации и иллюстраций о воде;
  • помощь родителей в оборудовании лаборатории.

Основной этап.

Работа с детьми:

  • серия игр – занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования в образовательной области “Познание”;
  • эксперименты в совместной деятельности и при проведении режимных моментов (запланированные, случайные и поставленные в ответ на вопросы детей);
  • решение экспериментальных задач;
  • сезонные наблюдения за объектом неживой природы – водой в разных состояниях;
  • беседы, способствующие уточнению и обобщению представлений о том, кому нужна вода; как человек использует воду; кто живёт в воде и что в ней растёт;
  • дидактические игры на активизацию, уточнение и пополнение словарного запаса детей по теме;
  • игры с использованием технологии ТРИЗ по ознакомлению с неживой природой.
  • рассматривание и описание картины “Круговорот воды в природе”;
  • оздоровительная работа с использованием художественного слова о воде (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика спины);
  • рассматривание глобуса;
  • чтение художественной литературы по теме проекта.

Работа с родителями:

  • рекомендации для родителей “Исследуем и познаём неживую природу” (возможная опытническая деятельность с водой в домашних условиях);
  • информация о проводимых экспериментах в приёмной для родителей в рубрике “Рады сообщить Вам”;
  • презентация рисунков, газет под девизом “Берегите воду” (совместно с родителями в сопровождении текста);
  • составление природоохранных знаков “Как беречь воду” (совместно с родителями);
  • сказки, придуманные вместе с родителями по теме проекта;
  • презентация фотографий – регистрации экспериментов для родителей на сайте в интернете.

Заключительный этап.

  • Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
  • Оформление “Журнала исследований” (фоторегистрация проводимых экспериментов с характеристикой опыта и выводами).
  • Отражение результатов экспериментов и наблюдений в продуктивной деятельности:

- ведение экологических дневников;

- составление сравнительных и описательных рассказов, рассказов из личного опыта;

- рабочие листы по фиксации экспериментов;

  • Анкетирование родителей “Что нового узнал Ваш ребёнок о воде, как объекте неживой природы.
  • Рекомендации родителям по организации наблюдений в летний период.
  • Конкурс знатоков “Маленькие тайны природы” (совместно с родителями).