Метод проектирования в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта:
Проект носит комплексный характер. Проект включает в себя исследовательскую, творческую, творческую, познавательную, практическую деятельности.

Участники проекта:
Дети старшей группы (5 – 6 лет), родители воспитанников, воспитатель группы, сотрудники ДОУ.

Цель:
Формировать у детей доброжелательное поведение, осознанное отношение к нормам социального поведения.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, добрых поступках.
  • Развивать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества людей.
  • Воспитывать такие качества личности, как доброта, отзывчивость, щедрость.
  • Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, формировать начальные предпосылки поисковой деятельности.

Предполагаемый результат:

  • Дети имеют представление о том, что такое добро, доброта, добрые поступки.
  • Дети разучили стихи, пословицы, считалки, мирилки. Стали охотнее их применять в совместной деятельности. Расширился словарный запас.
  • Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
  • У родителей повысился интерес к жизни группы, детского сада.

Материально - техническое обеспечение:

  • «Письмо о помощи от сказочных героев».
  • Сюжетные картинки - «Правила для добрых детей».
  • Копилка добрых дел - «Дерево доброты».
  • Опросник для гостей и сотрудников детского сада: «Что такое добро?»
  • Художественная  литература для детей:

В. Осеева: «Что легче?»,  «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово»,  Л. Кон – «Друг»,  Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев – «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы».

  • Пословицы и поговорки о доброте.
  • Магнитофон, аудиозапись песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А.,  композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.

Планирование и организация деятельности

Мероприятия

Цель

Ответственный

1 этап. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия в предстоящей деятельности

1

Тест для родителей

Раскрыть картину собственных представлений о нравственных ценностях. Помочь обратить внимание на то главное, что поможет взрослым и их детям стать добрее  отзывчивее к окружающим.

В - ль

2

Беседа с родителями

Познакомить с примерным планом по проекту. Обсудить цели и задачи по созданию условий для реализации проекта. (Приложение 1)

В - ль

3

Игра с детьми «Интервью»

Подготовить ответы детей на вопросы анкеты «Что такое добро?» для использования на родительском собрании. (Приложение 2)

В - ль

4

Рисование и составление рассказов на тему: «Мой любимый добрый сказочный герой»

Развивать умение оценивать поступки литературных героев, отмечать их положительные качества. Формировать мотивы участия в предстоящей проектной деятельности. Обмен впечатлениями.

В - ль

5

Экскурсия по детскому саду (в медицинский кабинет, кухню, прачечную)

Продолжать знакомить детей с теми людьми, которые заботятся о них в детском саду. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать навыки общения.

В - ль

2 этап. Выбор идей, поиск путей решения проблемы

1

Игровая ситуация: «Письмо о помощи то сказочных героев». Освободить их от чар Снежной Королевы сможет только добро. Как мы с вами можем помочь сказочным героям?

Помочь детям определить и сформулировать проблему, создать мотивацию поисковой деятельности.

В - ль

2

Создание команды исследователей. Выбор названия команды: «Доброе сердце», придумывание девиза: «Спешите делать добрые дела!». Составление и обсуждение плана работы над проектом. Подбор и обсуждение вопросов, на которые необходимо ответить:
*Что такое добро?
*Где живёт доброта?
*Что значит добрый человек?
*Легко ли быть добрым?
*Как поделиться добротой?
*Почему добро побеждает зло?
*Как сохранить добро?

Помочь решить детям, где и как добывать интересующую информацию. Вместе с детьми составить план деятельности по достижению намеченной цели.

В - ль

3 этап. Реализация проекта

1

Беседа «Кому и как я могу помочь?»

Обмен впечатлениями. Развивать умение оценивать собственные поступки. Вызвать желание совершать добрые дела.

В - ль

2

«Правила для добрых детей»

Учить планировать своё эмоциональное состояние, познакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

В - ль

3

«Дерево доброты» - «копилка добрых дел»

Стимулировать желание совершать добрые дела.

В - ль

4

Оформить вопросник: «Что такое добро?»

Изучать мнение сотрудников и гостей детского сада о том, что такое добро. Обобщение материала.

В - ль

5

Цикл познавательных занятий на тему «Что такое добро?» (С. И. Семенака «Учим детей доброжелательному поведению»)

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В - ль

6

Чтение художественной литературе:
*В. Осеева – «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово»,
*Л. Кон – «Друг»,
*Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»,
*Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»,
В. А. Сухомлинский – «Скупой»,
*В. Катаев – «Цветик – семицветик»,
*В. Митт – «Шарик в окошке»,
*Е. Кошевая – «Мой сын»,
*С. Маршак – «Ежели вы вежливы»

Познакомить детей с сюжетами художественных произведений. Формировать умение следить за развитием событий, находить в сюжетах интересующие объекты.

В – ль,
род - ли

7

Беседа о Международном дне добра

Познакомить с праздником – Международным днём добра, историей его возникновения, традициями.

В - ль

8

Разучивание считалок, мирилок

Знакомить со способами регулирования взаимоотношений. Развивать навыки социального поведения.

В – ль,
род - ли

9

Разучивание стихов о доброте, щедрости, дружбе.

Активизировать речь детей. Продолжать работу по усвоению нравственных норм бытия.

В – ль,
род - ли

10

Создание альбома с пословицами и поговорками «Народная мудрость»

Обобщение материала

В - ль

11

Этические беседы
*  «Когда у друзей лад, каждый этому рад»

Активизировать в поведении усвоенные этические понятия. Вызвать желание быть доброжелательным. Знакомить со способами взаимоотношений со сверстниками.

В - ль

* «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»

Возбудить презрение к скупости, создать условия для проявления щедрости, сердечности по отношению к окружающим.

* «Где добрые люди, там беды не будет»

 

Побуждать детей к проявлению чуткого, заботливого отношения к сверстникам и взрослым в детском саду.

* «Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не надо рецепта иного»

Продолжать знакомить с правилами этикета. Возбудить желание быть вежливыми с окружающими.

12

Наблюдения за играми детей подготовительной группы

Показать взаимосвязь между взаимоотношениями детей и их настроением. Продолжать знакомить со способами урегулирования взаимоотношений.

В - ль

13

Ручной труд: «Игрушка для малыша»

Вызвать желание заботиться о малышах, приготовить для них сюрприз.

В - ль

14

Целевое посещение детей младшей группы

Подарить малышам приготовленные подарки. Поддерживать желание дарить радость.

В - ль

15

Шефство над малышами

Напомнить, что детский сад – это тоже семья и потому старшие дети должны заботиться о малышах. Поддерживать желание помогать малышам, заботиться о них.

В - ль

16

Создание «Сада доброты»

Предоставить детям возможность самостоятельно размещать творческие работы по теме проекта. Обобщение материала, обмен опытом.

В – ль,
род - ли

17

Составление рассказов:
* «Что такое добро?»
* «Мой любимый добрый сказочный герой»
* «Почему добро побеждает зло?»

Развивать творческую активность в процессе придумывания рассказов. Продолжать работу по усвоению нравственных норм бытия. Активизировать в речи понятия: добрый, заботливый, чуткий, отзывчивый, сердечный.

В – ль,
род - ли

18

Лепка: «Мой любимый добрый сказочный герой»

Развивать творческую активность в процессе лепки. Передавать в работе своё отношение к сказочному герою.

В - ль

19

Рисование: «Кто на свете всех добрее?»,
«Это я. А это все мои друзья»

Закреплять навыки рисования, развивать творчество, фантазию.

В - ль

20

Аппликация: «Чем могу я поделиться»

Воспитывать щедрость, желание делиться.

В - ль

21

Дидактические игры, упражнения: «Хорошо – плохо», «Закончи предложение»,
«Сам себя наказал», «Засели домик щедрости»,
«Чем ты можешь поделиться»,
«Моё – общее»,
«Кто какой?»,
«Хочу – нельзя!»,
«Подскажи словечко», «Палочка – выручалочка»

Развивать познавательную активность. Закреплять представления о нравственных понятиях: дружба, щедрость, отзывчивость.

В - ль

22

Решение проблемных ситуаций

Развивать логическое мышление. Закреплять представления о нравственных понятиях.

В - ль

4 этап. Презентация проекта

1

Развлечение: «Дорогою добра»
(Приложение 3)

Закрепить и обобщить понятия детей о добре и его роли в жизни человека. Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность.

В – ль, дети, родители