Программа кружка "Юный натуралист"

Разделы: Внеклассная работа


  • Программа рассчитана на детей 12-13 лет
  • Срок реализации программы 1 года
  • Программа модифицированная

Пояснительная записка

Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.

Возраст детей – средние школьники 12-13 лет

Количество часов – 144 часа

При изучении следующих тем необходимо соблюдение техники безопасности:

  1. Природа окрестностей школы
  2. Сезонные явления в природе осенью
  3. Плоды и семена
  4. Скатерть-самобранка. Праздник осени.
  5. Зимующие птицы. Праздник
  6. Зима в природе
  7. Растения зимой
  8. Весна в природе
  9. Праздник птиц

Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями

2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой

3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения

4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды

5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе

6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса

Методы работы:

1. Поисково-исследовательский

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках

3. Коллективный подход

Формы и приемы работы:

1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии

2. Изучение научной и художественной литературы

3. Фенологические наблюдения

4. Наблюдение за природными объектами

5. Моделирование экосистем

6. Изучение флоры и фауны родного края

Содержание программы

1. Введение.

2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, техникой безопасности – 2 часа

Тема №1

Возникновение натуралистического движения – 2 часа

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

Тема №2

Природа окрестностей школы - 2 часа. Экскурсия.

Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли. Активизировать деятельность детей по озеленению территории школы, села.

Тема №3

Правила поведения в природе - 2 часа.

Составление правил поведения в природе.

Тема №4

Сезонные явления в природе осенью - 3 часа. Экскурсия.

Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенняя окраска листьев и кустарников.

Тема №5

Лягушки - 2 часа

Познакомить детей с особенностью животного живущего на суше и развивающегося в воде.

Тема №6

Природа в жизни человека - 3 часа.

Книга тревоги. Путешествие по заповедным местам Приамурья.

Тема №7

Красная книга - 2 часа

Знакомство с Красной книгой России, Амурской области.

Тема №8

Книга печали Амурской области - 2 часа.

Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Амурской области.

Тема №9

Зоология в цифрах -2 часа.

Занимательное природоведение

Тема № 10

День игр – 2 часа.

Экологический КВН “Приамурье моё”

Тема № 11

Береза - 2 часа.

Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Традиционные народные промыслы, связанные с березой.

Тема № 12

Лук -2 часа.

“Лук от семи недуг”. Практическая работа.

Тема № 13

Живые синоптики -2 часа.

Тема № 14

Бабочки “Летающие цветы” - 2 часа.

Внешнее строение. Бабочки-путешественники.

Бабочки, занесенные в Красную книгу. Справочное бюро.

Тема № 15

Скатерть-самобранка - 2 часа.

Осень, ты моя подружка. Праздник.

Тема № 16

Синица - 2 часа.

Внешний вид. Птицы-синоптики. Игры.

Тема № 17

Синичкина столовая- 2 часа

Внешний вид. Необычное в обычном. Беседа “Умеют ли птицы считать”. Игры.

Тема № 18

Звёздный час -2 часа

Тема № 19

Зимующие птицы. Праздник - 2 часа.

О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть.

Тема 20

Зима в природе. Экскурсия - 2 часа

Изменение природы зимой. Признаки зимы.

Тема № 21

Растения зимой - 2 часа.

Общий вид деревьев и кустарников зимой. Синквейн.

Тема № 22

Жизнь животных зимой - 2 часа.

Следы на снегу. Праздники, подсказанные природой.

Тема № 23-24

Медведь - 4 часа.

Записки натуралиста. Занесённые в Красную книгу.

Сказки о медведях. Загадки русского народа.

Народные игры.

Тема № 25

Дельфин - 2 часа.

Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Достижения в работе с дельфинами.

Тема № 26

Обезьяна -2 часа.

Познакомить детей с особенностями обитания приматов. Показать более высокую организацию среди других животных.

Тема № 27

Облепиха - 2 часа.

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

Беседа “Какие бывают музеи”.

Тема № 28

Пауки - 2 часа.

Пауки -синоптики. Энтомолог. Их следует охранять. Многообразие и многочисленность. Игры.

Тема № 29

Подсолнечник -2 часа.

Внешнее строение. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

Тема № 30

Пшеница - 2 часа.

Ода пшенице. Война и хлеб. Профессия – хлебороб. Народный промысел.

Тема № 31

Пчела - 2 часа.

Внешний вид. Образ жизни. Мёд – продукт пчелиной деятельности.

Тема № 32

Еж - 2 часа.

Конкурс “Вспомни и назови”. Внешний вид. Сказка “Откуда у ежа иголки”.

Тема №33

Кошки – 2 часа

Судьба кошки во времена прошлые.

Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Выставка. Интересные истории с кошками.

Конкурс “Мисс КисКис”

Тема №34

Рыбы – 2 часа.

Предсказания поданных Нептуна.

Удивительные факты из жизни рыб.

Тема №35

Плоды и семена – 2 часа

Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

Тема №36

Алоэ, агава, амараллис – 2 часа

Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями.

Тема №37

Астра, агерантум, амарант, арктотия – 2 часа.

Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

Тема №38

Семейство лилейных – 2 часа.

Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Амурской области. Использование в дизайнере школьного двора.

Тема №39

Африканская фиалка – 2 часа.

Гостья из далека. Украшение в домашнем интерьере.

Тема №40

Цветы – 2 часа

Как попали комнатные цветы в амурскую область.

Использование сухих цветов в декоративном творчестве.

Тема №41

Фотовыставка - 3 часа.

Природа глазами детей.

Тема №42

Белка – 2 часа.

Описание внешнего вида. Видовое разнообразие.

Тема №43

Бурундук, земляная белка – 2 часа.

Живые синоптики. Бурундук – живой барометр.

Тема №44

Экологическая газета - 2 часа.

Оформление и выпуск газеты.

Тема №45

Записки натуралиста - 4 часа.

Проба пира. Оформление статей в СМИ.

Тема №46

Научно-практическая конференция – 3 часа.

Подготовка и проведение конференции на тему “ Мы выбираем жизнь”.

Тема №47

Юный натуралист – 2 часа.

Устный журнал. По страницам журнала “Натуралист”

Тема №48

Цветочный карнавал – 2 часа.

Презентация о цветах.

Тема №49

Профессии – 2 часа.

Биология и профессия.

Тема №50

Садовый дизайнер – 2 часа

Как украсить школьный двор. Подбор растений.

Тема №51

Проект - 4 часа

Создание проектов. Оформление работ.

Тема №52

Лучший юннат – 2 часа.

Оформление конкурсной работы.

Тема №53

Учебно-опытный участок – 2 часа.

История создания. Перспективы развития.

Тема №54

Зелёная планета – 2 часа.

Проведение игр, викторин, выставки работ.

Тема №55

Определитель - 3 часа.

Познакомить с правилами определения растений.

Тема №56

Грибы - 3 часа.

Познакомить с незелёной группой растений – грибами. Грибы – паразиты. Игра “Поле чудес”. Видовое разнообразие. Правила сбора.

Тема №57

Биология - 2 часа.

Биология в цифрах. Где нужны знания? Молодежный чемпионат.

Тема №58

Дуб - 2 часа.

Им выдана охранная грамота ( о деревьях долгожителях). Дуб в стихах, рассказах, загадках, песнях.

Тема №59

Русская природа в произведения литераторов – 3 часа.

Стихи, проза, песни о природе родного края.

Тема № 60

Поэт земли Амурской - 2 часа.

Конкурс стихов амурских поэтов.

Тема №61

Пётор Комаров - 2 часа.

История людей живших в Амурской области. “Дом творчества”

Тема №62

Растения помощники в геологии - 2 часа.

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

Тема №63

Лекарственные растения - 2 часа.

Помоги себе сам. Лекарственный отдел.

Тема №64

Лишайники – 3 часа.

Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Экскурсия.

Тема №64

Экосистема - 3 часа.

Познакомить с понятием экосистема. Моделирование системы.

Оформление дневников наблюдения.

Тема №65

Рассада - 3 часа.

Посев семян в грунт и парники. Пикировка растений. Оформление клумб “Родина растений”.

Тема №66

Озеленение - 3 часа.

Посадка растений на школьном дендрарии.

Тема №67

Заключительное занятия - 3 часа.

Подведение итогов. Награждение лучших.

Велосипедный поход. Биологические игры.

  Тема занятия часы Вид занятия Теоретические занятия Практические занятия Срок
1 Вводное занятие. Техника безопасности. 2 часа беседа 2 часа   1.10.
2 Возникновение натуралистического движения 2 часа беседа 2 часа   2.10
3 Природа окрестностей школы 2 часа экскурсия 1 час 1 часа 7.10
4 Правила поведения в природе 2часа     2 часа 8.10
5 Сезонные явления в природе осенью 3часа экскурсия   3 часа 14.10
6 Лягушки. Особенности земноводного 2 часа   1 час 1 час 15.11
7 Природа в жизни человека. 2 часа   2 часа   16.11
8 Красная книга Амурской области 2 часа   2 часа   17.11
9 Книга печали Амурской области. 2 часа Практическая работа 1 час 1 час 23.11
10 Зоология в цифрах. 2 часа   2 часа   24.11
11 Экологический КВН 2 часа     2 часа 30.11.
12 Береза 2 часа Утренник 2часа   1 .12
13 ЛУК 2 часа     2 часа 2. 12.
14 Бабочки “ Летающие цветы” 2часа   2 часа   8.12
15 Скатерть-самобранка 2 часа Праздник   2 часа 9.12
16 Синица 2 час   2 час   10.12
17 Синичкина столовая 2 часа Игра конкурс 1 час 1 часа 15.12
18 Звёздный час 2 часа     2 часа 16.12
19 Зимующие птицы 2 часа праздник   2 часа 22.12
20 Зима в природе 2 часа экскурсия   2 часа 23.12
21 Растения зимой 2 часа   1 час 1 часа 4.01
22 Жизнь животных зимой 2 часа   1 час 1 час 5.01

 

Тема занятия Часы Вид занятия Теоретические Практические срок
23-24 Медведь 4 игры 2 2 6.01
25 Дельфин 2 рассказ 2   13.01
26 Обезьяна 2 кинофильм   2 14.01
27 Облепиха 2 Беседа 2   20.01
28 Пауки 2 кинофильм   2 21.01
29 Подсолнечник 2   1 1 27.01
30 Пшеница 2 Занятие - игра   2 28.01
31 Пчела 2 л/р   2 1.02
32 Ёж 2 л/р   2 2.02
33 Кошки 2 конкурс   2 3.02
34 Рыбы 2   2   8.02
35 Плоды и семена 2 л/р   2 9.02
36 Алоэ, агава, амараллис 2   2   15.02
37 Астра, агерантум, амарант 2   2   16.02
38 Семейство лилейных 2 л/р   2 22.02
39 Африканская фиалка 2   2   23.02
40 Цветы 2 презентация   2 25.01
41 Фотовыставка 3     3 26.02
42 Белка 2 рассказ 2   2.03
43 Бурундук, земляная белка 2 рассказ 2   3.03
44 Экологическая газета 2     2 4.03
45 Записки натуралиста 4   1 3 5.03
46 Научно-практическая конференция 3     3 11.03
47 Юный натуралист 2 Устный журнал   2 12.03
48 Цветочный карнавал 2 презентация   2 18.03
49 Садовый дизайнер 2   1 1 19.03
50 Проект 4   1 3 25.03
51 Лучший юннат 2     2 26.03
52 УОУ 2   2   29.03
53 Зелёная планета 2 Выставка, викторина   2 30.03
54 Профессия 2   2   2.04
55 Определитель 3     3 3.04
56 Грибы 3 вечер   3 9.04
57 Биология 2     2 10.04
58 Дуб 2     2 16.04
59 Русская природа в произведениях литераторов 3 Интегрированное занятие   3 17.04
60 Поэт земли Амурской 2     2 23.04
61 Пётор Комаров 2   2   24.04
62 Растения помощники в геологии 2   1 1 25.04
63 Лекарственные растения 2   1 1 26.04
64 Лишайники 3 практическая   3 4.05
64 Экосистема 3     3 5.05
65 Рассада 3   1 2 10.05
66 Озеленение 3     3 12.05
67 Заключительное занятия 3     3 15.05
  Итого: 144        

Ожидаемые результаты

1. Прогнозируемые результаты:

  • умение работать с микроскопом, с временным препаратом, с постоянным препаратом, знание основного химического оборудования.

2.Учащиеся должны знать:

  • строение микроскопа;
  • многообразие растений окрестностей школы;
  • правило поведения в природе и меры по её' охране;
  • способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
  • элементы погоды и климата: температура воздуха, направление ветра,
  • облачность, осадки; примеры растений и животных гор, равнин, водоемов и др. местного природного сообщества;
  • условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;
  • приспособленность к жизни в природном сообществе;
  • значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека.

3. Учащиеся должны уметь:

  • ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
  • давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
  • проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
  • фиксировать результаты наблюдений; пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром)

Система критериев оценки деятельности кружка

  • таблица “ Прогнозируемые результаты”
  • реферат, защита работы
  • участие в работе НОУ
  • участие в НПК в школе
  • анкета
  • вопросник по программе “ Мое отношение к природе”

План воспитательной работы

Мероприятия Место проведения Задачи K-во уч-ся Срок Ответств.
1. Береза 1-4 класс Познакомить с традиционными народными промыслами, связанными с березой. 24 Декабрь Верхотурова, Пермяков.
2. Веселый круговорот 5-7 класс Познакомить с круговоротом веществ в природе 20 Март Верхотурова
3. День птиц 8 класс Познакомить детей с птицамисинопти-ками 10 Апрель Верхотурова
План методической работы
Материал Кол-во Тип Срок
1. Гербарий листьев 6 Раздаточный материал Октябрь
2. Биогеоценоз (2 шт.) 2 демонстрации Октябрь
3. Биогеоценоз (2 шт.) 2 демонстрации Март-апрель
4. Биогеоценоз (2 шт.) 2 демонстрации Июль-август
5. Коллекция гриба-паразита 10 Раздаточный материал Октябрь
6. Спилы деревьев 10 Раздаточный материал Декабрь
7. Коллекция моллюсков 20 Раздаточный материал Май

Литература для педагогов:

  1. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. “Ребенок среди природы”,Минск, 1985 год.
  2. В.В.Балабанова “Биология, экология, ЗОЖ”, Волгоград, 2001 год.
  3. С.П.Кучеренко “Звери у себя дома”
  4. “Красная книга СССР”
  5. “Редкие растения и дикие животные Амурской области”
  6. Верзилин Н.М. “По следам Робинзона”

Литература для учащихся:

  1. Бианки В.В. “Слепой бельчонок”
  2. Юный натуралист
  3. Толстой A.H. “Как волки учат своих детей”
  4. Кучеренко СП. “Звери у себя дома”
  5. Журнал “Цветоводство”

Портфолио

  1. Экологическая игра “Счастливый случай”
  2. Простые опыты по ботанике
  3. Растения-индикаторы
  4. Цветочный этикет
  5. Тайны микроскопа
  6. Школьная викторина “Что? Где? Когда?”
  7. Экскурсия в природу “Лишайники”

Прогнозируемые результата

Критерии 2011 год 2012 год
Работа с микроскопом Работа с постоянным пре. Работа с “ВП” Работа с химическим оборудованием СМИ Конкурс школа Конкурс район Конкурс область
Верхотурова Данил + + + + +     Диплом г.Москва
Пащенко Валентина + + + + +

22.03.

    IIIм. Благовещенск
Исаев Максим + + + + +      
Исаева Диана + + - -        
Верхотуров Женя + +         благодарность  
Ведюлина Валя + + +   22.03.      
Зенин Максим + + +   22.03.      
Задиран Артём + + +   22.03. ЛЮ ЛЮ- 2011г Лидер юннатского движения
Горшков Тимур + + +          
Выходцев Саша + +     22.03.      
Паздникова Таня + + + +        
Кривошеев Слава + + +          

Приложение.

Презентация 1.

Презентация 2.