Книга – великое чудо

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить детей с историей книги, с её развитием;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • вызвать интерес к миру книги;
  • развивать память, внимание, творческие способности;
  • воспитывать интерес к чтению.

Рассказ учителя.

Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя!

- Я загадаю вам загадку, а вы должны, её отгадать и узнать о каком предмете пойдёт речь:

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Правильно – это книга. А для чего нам нужны книги?

(Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учится в школе, чтобы быть грамотными, умными людьми.)

- Известный писатель Максим Горький сказал: “Книга – это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком”.

Как вы думаете, почему он так сказал?

(Потому что книга – это волшебница, которая может рассказать обо всём на свете, научить жить дружно, помогать друг другу.)

- Молодцы! Вы правильно ответили на мой вопрос. За это я вам открою большой секрет. Сегодня к нам в гости пришла книга, она очень хочет познакомиться с вами. А вы хотите с ней познакомиться?

1 слайд (книга) - см.приложение

- Я – книга, пришла к вам из Страны Знаний и хочу пригласить вас в мою страну. Давайте закроем глаза, сосчитаем до 10 и окажемся в Стране Знаний.

2 слайд (Страна Знаний) - см. приложение

Вот чудесная страна,
В ней каждый знает место,
Познакомиться вам с ней
Будет очень интересно.

- А чтобы нам с вами получить ключ от Страны Знаний, мы должны отгадать загадки:

Чёрные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)

Тридцать три сестрички ростом невелички,
Если знаешь наш секрет, мы покажем целый свет. (Алфавит)

Стоит дом,
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (Школа)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт. (Карандаш)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

- Молодцы, ребята! Вот вам ключ от Страны Знаний.

3 слайд (ключик) - см. приложение

- Давайте, скорее, войдём в неё! Как вы думаете, давно появились книги? (очень давно) А из чего делают книги? (из бумаги)

- Правильно, сейчас книги печатают на бумаге. Но всегда ли так было? Оказывается, нет, не всегда.

Давным-давно я в Вавилоне

Придумана была,

Написана на глиняных дощечках,

Попробуй прочитай меня.

4 слайд (глиняная дощечка) - см. приложение

- Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? (нет, неудобно) Каждая плитка - страничка была размером и толщиной с книгу. Они были тяжёлые, листать их было неудобно. Хранили их в деревянных ящиках, и найти нужную книгу было очень трудно.

- Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую верёвку.

5 слайд (бамбуковая пластинка) - см. приложение

- Но это также было неудобно. И китайцы стали писать книги кисточкой и тушью на шёлке.

6 слайд (письмо на шёлке) - см. приложение

- А в Египте писали книги на каменных плитах.

7 слайд (каменные плиты) - см. приложение

- Вы представляете, что у вас дома вместо книжек каменные плиты лежат. Это удобно? Много места занимают, и читать неудобно. Поэтому изобрели папирус, очень похожий на бумагу, но очень тонкий и длинный. Его хранили свёрнутым в свиток. Писали на нём чернилами и краской. Длинную папирусную книгу накручивали на палочку и хранили в кожаном футляре.

8 слайд (свиток) - см. приложение

- В Малой Азии из шкур животных выделывали пергамент. Он был прочнее и удобнее папируса. Кусок пергамента перегибали вчетверо в виде тетради. Затем несколько тетрадей сшивали вместе.

9 слайд (пергамент) - см. приложение

Пергамент был очень дорогой. Целое стадо телят требовалось лишь для одной книги. Такие книги были очень тяжёлыми, их часто украшали драгоценными камнями. Читали такие книги, стоя за стойкой.

10 слайд (книга на стойке) - см. приложение

- А на чём писали наши предки – славяне? (на берёсте) Они писали на берёзовой коре – берёсте. Берестяные книги иначе называют берестяными грамотами.

11 слайд (берестяная грамота) - см. приложение

- Наконец изобрели бумагу, и книги стали писать на бумаге: сначала от руки. Рукописная книга была большой и тяжёлой. Переплёт для неё делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем. Эти книги было запрещено выносить из библиотек.

12 слайд (рукописная книга) - см. приложение

- Затем стали печатать. Первая печатная книга в России появилась в 1564 году. Напечатал её Иван Фёдоров.

13 слайд (Иван Фёдоров, первый печатный станок) - см. приложение

- Печатный станок ускорил изготовление книги, но их всё-таки, не хватало. Обложки у книг были деревянные. Теперь существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплёт, чтобы книга дольше сохранялась. Всеми машинами управляют люди. Но прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить материал. Как вы, думаете, кто готовит материал для книги? (поэты, писатели, художники)

14 слайд (современные машины) - см. приложение

- А вы знаете, как нужно обращаться с книгами?

(Книги нужно беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы. Есть, когда читаешь книгу.)

Физкультпауза. (по выбору)

Ответь на вопросы:

  1. Кто был у нас в гостях на уроке?
  2. Как выглядели первые книги?
  3. Что придумали для письма в Китае?
  4. На чём писали в Египте?
  5. Что использовали для письма в древней Руси?
  6. Что такое пергамент?
  7. Кто напечатал первую книгу в России?
  8. Как печатают книги сейчас?
  9. Какие правила обращения с книгой вы знаете?

Работа с учебником. (Чтение текста детьми)

Творческая работа.

- Давайте каждый из вас сделает обложку для своей любимой книги, а в Стране Знаний для этих обложек напечатают новые книги.

Итог урока.

Показ видеофильма о создании книги.

Домашнее задание. Стр.4-12.