Репертуарные возможности программы по музыке (В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак): конкурс песни "Детство"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Личностные результаты:

  • понять, что такое конкурсная ситуация и испытать себя в конкурентном конкурсном действии
  • формировать личностную способность к самооценке на основе решения новой проблемной ситуации: выбор песни, участие в репетиционном марафоне, создание вокальных групп
  • быть успешным и проявить своё понимание успешности в процессе песенного соревнования
  • осознание духовно-нравственной значимости тематики конкурса песни (мир детства — мир добра, красоты природы, семейных традиций, фантазии, мечты, творчества)
  • реализовать творческий потенциал в процессе музыкальной деятельности (вокально-хоровая деятельность, инструментальная деятельность)
  • развивать умение выразить эстетические чувства во время исполнения песен

Предметные результаты:

  • развивать интерес к музыкально-творческому самовыражению (участие в песенном конкурсе и подготовке музыкального мероприятия: войти в состав жюри, участвовать в создании афиши конкурса, стать ведущим конкурса)
  • развивать интерес к детскому песенному творчеству (просмотреть, пролистать, пропеть песенный репертуар программы по музыке, прослушать домашние записи детских песен, возможно, в электронном варианте, провести самостоятельно домашние песенные репетиции)
  • знать авторов детских песен (песенный репертуар Рабочих тетрадей по музыке 1-х - 4-х классов, Дневника музыкальных наблюдений – 5-го класса, Дневника музыкальных размышлений 6-го класса — в помощники!)
  • ориентироваться в детском песенном репертуаре (помогает содержание песенного репертуара по музыке с 1-го по 6-й классы)
  • реализация навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение песен

Метапредметные результаты:

  • уметь соотнести свои возможности и приоритеты в процессе выполнения задания (подбор конкурсного песенного репертуара в соответствии с Программой по музыке В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
  • уметь находить продуктивное сотрудничество со сверстниками (договориться о создании вокальной группы, согласование времени репетиции, определение песенного репертуара)
  • осознавать социальную значимость проведения конкурсов детской песни как актуализация духовно - нравственного воспитания в детской среде

Программа по музыке обладает разносторонними репертуарными возможностями. Так, в феврале был проведён конкурс патриотической песни “Защитники Отечества”, в апреле — конкурс песни “Детство” (http://www.dnevnik.ru Дневник.ру: Мазурова Татьяна Михайловна (БОУ “Гимназия № 150”, город Омск), далее материалы и новости групп “Клуб любителей искусства” groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=119029 и “Уроки музыки по Программе В.В. Алеева” groups.dnevnik.ru/group.aspx?group=117817 (администратор: Мазурова Т.М.)).

Репертуарное содержание конкурсов было построено на основе песенного репертуара Программы (В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак), представленного в Рабочих тетрадях по музыке с 1-го по 4-е классы, в Дневнике музыкальных наблюдений 5-го класса, в Дневнике музыкальных размышлений 6-го класса. Песенный репертуар 7 - го класса не был реализован в конкурсных ситуациях, так как в Дневнике музыкальных размышлений за 7-й класс не представлен песенный репертуар в нотном и печатно-текстовом вариантах, что составляло определённые трудности в процессе подготовки к конкурсу.

Так, готовясь к песенному конкурсу, участники могли не только пролистать объёмный текстовой песенный репертуар, посмотреть красочные иллюстрации к песням, вновь вспомнить и прочитать текст, вспомнить музыкальные интонации, мелодии, представленные в нотно-графической записи, вспомнить авторов детских песен, но и незатейливо обратиться к повторению музыкальных тем Программы. А самое главное, при выборе “своей” конкурсной песни вновь вспомнить обширный детский песенный репертуар, направленный на проживание добрых чувств, эмоций, настроений.

Этапы подготовки конкурса песни “Детство”:

информациооный

  • создание афиши конкурса (скрипичный ключ с обозначением конкурса песни, его названия, с титульными листами
  • Рабочих тетрадей по музыке с 1-го по 6-й классы с указанием авторов Программы по музыке)
  • ноты — приглашение гимназистов на участие в конкурсе песни, на участие в работе жюри конкурса, на участие в репетиционном марафоне
  • размещение информации о проведении конкурса на (http://www.dnevnik.ru Дневник.ру: Мазурова Татьяна Михайловна (БОУ “Гимназия № 150”, город Омск), далее материалы и новости групп “Клуб любителей искусства” и “Уроки музыки по Программе В.В. Алеева (администратор: Мазурова Т.М.)
  • на уроках музыки звучала информация о проведении конкурса ДЕТСКОЙ песни: исполнение песенного репертуара по Программе музыки В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
  • перед конкурсом - выпуск “скоростных” листовок, указывающих дату и время проведения конкурса и “зазывание” слушателей и зрителей на конкурс

репетиционный

  • выбор песенного конкурсного репертуара конкурсантами
    • Дана информация об особенностях проведения певческих конкурсов: они могут быть различны по тематике (“Детство”, “Защитники Отечества”, “Осенние мелодии”, “Песни из мультипликационных фильмов”, могут быть посвящены музыкальному творчеству композитора), могут быть различны по возрастному составу участников (например, 5-е – 9-е классы)
    • Конкурс имеет свою подготовительную структуру: репетиционный марафон участников конкурса, генеральная репетиция перед конкурсом, определяется программа конкурса – порядок выступления.
    • Певческий ДЕТСКИЙ конкурс, направленный на формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников, опирается на песенный репертуар Программы по музыке, разработанной под руководством В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту
  • определение вокальных групп исполнения (соло, дуэт, трио, квартет)
    • Процесс “рождения” исполнительского состава — творческий процесс. Одну и ту же полюбившуюся песню репетировали разным составом: солистами и вокальными группами. В процессе репетиционного марафона формировался концертный состав исполнителей.
  • участие в репетиционном марафоне
    • Состав участников конкурса был подвижным. Для некоторых конкурсантов репетиционный марафон по разным причинам не был завершен непосредственным участием в конкурсе песни. Остаётся уверенность, что опыт участия подготовки к певческому конкурсу будет востребован в последующих творческих гимназических и внегимназических мероприятиях. Так, пришло понимание, что необходимо принимать и понимать условия конкурса, участвовать в репетиционном процессе, проявлять самостоятельный интерес к информационной части конкурса, учиться видеть не только своё желание что - то и как – то спеть, но и осознавать социальную значимость мероприятия.

технический

  • написание Программы конкурса: обозначение участников конкурса, распределение песенного репертуара, сочинение “мостиков” - переходов к названию песни и исполнителей с учётом возрастной группы слушателей
  • приглашение слушателей на конкурс песни
  • распределение текста среди ведущих конкурса (Шкуренко Ксения (5 класс), Шипунова Ксения (7 класс)
  • подготовка микрофонов, технические мероприятия (Козлихин Александр, 9 класс)

Это мы - участники конкурса песни “Детство”

Программа Конкурса детской песни

Конкурс песни посвящён нашему детству. Самому весёлому и творческому времени.

Мир детства – это игры, танцы, рисование и, конечно же, наши песни. В них поётся о наших фантазиях, мечтах.

1. “Маленький принц”

Александр Козлихин (гитара), 9/1 класс

Салий Евгения (гитара), 9/1 класс

Шипунова Ксения, 7/1 класс

Кто не качался на качелях? А на качелях, у которых выросли самые настоящие крылья? Колода Катя из 5/3 класса споет о “Крылатых качелях”. Послушайте!

2. “Крылатые качели”

Колода Екатерина, 5 класс

Валерия Худорожко знает, что без дружбы нельзя ни учиться, ни путешествовать. Песня ей помогает изучать мир.

3. “Если другом стала песня”

Ходорожко Валерия, 5 класс

 

 Любите путешествовать? Желаете узнать о Неаполе, о море? Вокальная группа 5/3 класса исполнит “Неаполитанскую песенку”, послушайте её и вы узнаете о Неаполе, итальянском городе, о море.

4. “Неаполитанская песенка”

Барышникова Анна

Колода Катя

Корзухина Настя

Худорожко Валерия

Чеснакова Алина,

5 класс

 

Котёнок и щенок остались дома без присмотра. Что же с ними произошло? Вам расскажет песенка в исполнении Бухряковой Валерии и Колода Кати. Послушайте её и никогда не оставляйте своих друзей одних на долгое время.

5. “Котёнок и щенок”

Худорожко Валерия

Колода Катя,

5 класс

Наступила весна. А весной какой мы любим отмечать праздник? Правильно! Мамин день. Корзухина Настя, Худорожко Валерия споют нам о самом дорогом для нас празднике.

6. “Сегодня мамин день”

Корзухина Анастасия

Худорожко Валерия,

5 класс

 

Чтобы научиться рисовать, надо изучать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Костя Чопозов исполнит “Песню о картинах” и мы узнаем, что такое натюрморт, пейзаж, портрет.

7. “Песня о картинах”

Чопозов Константин,

5 класс

 Елагина Ксения очень любит природу. Она её изучает, наблюдает за облаками, солнышком, тучами... А что она увидела, мы узнаем из песни “На лугу за домом”.

8. “На лугу за домом”

Елагина Ксения, 6 класс

Изменения в природе происходят очень часто. А что происходит с человеком? Как ему помогает песня?

9. “Изменения в природе”

Сабира Куандыкова

Евстафьева Мария

Иост-Магние Александр

Самуйлова Кристина,

6 класс

У нас часто меняется и настроение. Сабира Куандыкова уверена, что музыка поможет пережить любую неприятность.

10. “Неприятность эту мы переживём”

Куандыкова Сабира, 6 класс

Детство — это наши фантазии, сказочные истории.

11. “Луч солнца золотого”

Александр Козлихин (гитара), 9 класс

Салий Евгения, 9 класс

Пастернак Виктория, 9 класс

 

Детство — это время, когда мы взрослеем, много задаём вопросов, стараемся на них отвечать.

12. “Ветер перемен”

Самуйлова Кристина, 6 класс

Наши зрители и слушатели.

Завершился конкурс детской песни. Спасибо за внимание.

Наше жюри (Кугаевская Дарья, Усенко Алёна, Чернова Дарья (7 класс),

Азевич Настя (9 класс) приступает к своей работе.

Итак, Конкурс песни завершен. Были награждены Лауреаты конкурса. Все мы в ожидании новых музыкальных концертов и конкурсов, благо что песенный репертуар программы по музыке предоставляет нам широкие возможности для их проведения.

Источники:

1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010.-58, [6] с.

2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-90, [6] с.

3. Алеев В.В. Музыка. 1 кл.: Рабочая тетрадь: Пособие для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2003.-80 с: ил.

4. Алеев В.В. Музыка. 2 кл.: рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2004.-95 с: ил.

5. Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- 9-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2009.-64 с: ил., нот.

6. Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- 8-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2009.-80 с: ил.

7. Песни композиторов Г. Гладкова, М. Дунаевского, Е. Крылотова, Т. Попатенко, Б. Савельева, Г. Струвэ, М. Таривердиева, Ю. Тугаринова, П. Чайковского, А. Филиппенко

8. Тексты песен В. Викторова, Т. Волгиной, Н. Добронравова, Г. Иващенко, Н. Олева, Е. Румянцева, Н. Словьёвой, А. Хайта, Ю. Энтина