Урок-викторина "Знаешь ли ты русский язык?" для учащихся 5-го класса по теме "Словообразование и орфография"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


"То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно".
П. Лаплас

Цели урока: В игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, воспитывать стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка.

Оборудование урока:

  • Стол с расчерченным кругом (5 секторов),

  • Таблица результатов,
  • Конверты с заданиями,
  • Лепестки ромашек для информации результатов,
  • Магнитофон,
  • Кассеты.

Класс разбивается на 3 команды (три ряда). По очереди по одному участнику из каждой команды подходят к штурвальному колесу. Стрелка определяет, на какой вопрос и из какого сектора ребята отвечают. Если представители команд затрудняются в ответе, то ему помогают члены команды. За правильный ответ команда получает два лепестка, за ответ с помощью команды – один. Лепестки приклеиваются на таблице результатов.

1) Вопросы Исторической станции. (Вопросы истории языка изучаются на уроках.)

1. Каково происхождение слова сочетание?

Ответ: Чета - два (слав.), со - вместе

(Понятие словосочетания можно дать при изучении сложносокращенных слов, которые в некоторых случаях образуются из словосочетаний.)

2. Каково значение слова паркет?

Ответ: паркет - слово заимствовано в XVIII веке из французского языка. Parquet - с исходным значением “огороженное место, помост, возвышение”.

3. Каково происхождение слова предмет?

Ответ: предмет словообразовательная калька с латинского языка - objection. Слово появилось в русском литературном языке в первой трети XVIII века.

4. Какова история возникновения слова богатырь?

Ответ: богатырь - древнерусское заимствованное из тюркского языка. Богатырь, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.

5. Какова история происхождения слова вежливость?

Ответ: слово вежливость образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса -ьлив- (совр. - лив-) от неупотребительного сейчас вежа - "знаток".

6. Когда появилось слово учтивый?

Ответ: учтивый - известно в восточно– и южнославянских языках. Образовано с помощью суффикса -ив от несохранившегося учьтити, являющегося производным с префиксом у- от чьтити “почитать”, отмечаемого в памятниках с XIV века.

7. Каково происхождение название месяца август?

Ответ: август - заимствовано из старославянского. Старославянское аугоусть, авъгоусть восходит к греческому augostos, которое, в свою очередь, передает латинское augustus - "священный". Римляне дали название месяцу в честь первого императора Октавиана Августа.

8. Из какого языка заимствовано слово абажур?

Ответ: абажур - заимствовано из французского языка во второй половине XVIII века, первоначально со значением "окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света".

9. Каково историческое значение слова подражать?

Ответ: подражать - заимствовано из старославянского языка. Образовано суффиксально - префиксальным способом от драга - "дорога". Буквально значит "идти той же дорогой, что и кто-либо".

2) Вопросы Практической станции.

  1. Разберите слово застеклить по составу.
  2. Разберите слово прийти по составу
  3. Назовите однокоренные слова к слову растение.
  4. Определите род сложносокращенных слов ПДД (правила дорожного движения), ГЭС, ДЮП (дружина юных пожарных), ЮИД (иные инспекторы движения),
  5. Назовите слова с корнем -кас- и -кос-.
  6. Напишите слова и объясните их правописание: сверхизысканный, безынтересный.
  7. Назовите способ образования слов спецкор, привокзальная.
  8. Подберите синоним к слову бесчувственный.
  9. Подберите антоним к слову безветренный.
  10. Напишите три слова с приставкой при-, обозначающей “неполное действие”.
  11. Напишите предложения и объяснить правописание корня -кас- и -кос-.

Касаюсь стены. Прикосновение опасно.

Объясните правописание слов: загоревший, загар.

3) Вопросы Теоретической станции.

  1. Что такое флексия (окончание слова)?
  2. Что понимается под нулевой флексией (нулевым окончанием)?
  3. Что называется основой слова?
  4. Дайте определение корневой морфемы (корня слова).
  5. Дайте определение постфиксов.
  6. Дайте определение суффикса.
  7. Что называется префиксом (приставкой) слова?
  8. Как называются префиксы и постфиксы вместе?
  9. Сформулируйте правило правописания корня -кас- и -кос-.
  10. Сформулируйте правило правописания корня -гар- и -гор-.
  11. Когда после приставок пишутся буквы Ы и И?
  12. Сформулируйте правила правописания приставок пре- и при-.
  13. Когда в сложных словах пишется соединительная О, когда Е, когда И?
  14. Назовите основные способы образования слов в русском языке и приведите примеры.
  15. Какие вы знаете чисто морфологические способы образования слов? Приведите примеры.
  16. Какие слова называются сложносокращенными.

4) Вопросы сообразительной станции.

1. Какие слова зашифрованы в ребусах?

Ответ: каша, очки, ножка, столица, кит, тень, изба.

2. В каком слове семь букв О?

Ответ: обороноспособность

3. Шарады:

1)

С буквой К бери меня на покос,
А без буквы К ужалю в нос.

Ответ: коса - оса.

2)

Из писка птиц мой первый слог возьмёте.
Второй - с бараньей головы.
Откроете печь и там найдете
То, что не раз едали вы .

Ответ: пи - рог.

3) Что правильно?

Декоративный

  • служащий для украшения,
  • с крапинками, пятнистый,

3) выполненный ручным трудом.

5) Музыкальный сектор.

В заключение викторины подводятся итоги; награждаются победители.

На этой же встрече дается задание к следующей викторине, которая будет посвящена имени существительному.

Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.