Компьютерные технологии в деятельности учителя

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Модернизация  российского образования состоит  в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

Ключевые компетенции рассматриваются,  как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта “Образование” является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке.
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:

1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.

2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется “чистый лист” и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.

По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.   

Урок - игра по теме “Линейная функция и её график”

Урок предназначен для учащихся 7-го класса, которые изучают алгебру по учебнику А.Г.Мордкович. В разработке применяется классическая пятибалльная система. Всем этапам занятия сопутствует компьютерная презентация, помогающая обеспечить урок качественными, быстро сменяющимися иллюстрациями, графиками и таблицами.

Цели урока:

Обучающие цели:

  • обеспечить повторение учащимися изученного материала, наиболее общих и существенных понятий и алгоритмов.
  • предоставить учащимся возможность использовать приобретенные знания при решении задач разного содержания и уровня сложности.
  • обеспечить проверку усвоения учащимися изученного материала.

Воспитательные цели:

  • создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;
  • обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;
  • формировать навыки работы в заданном темпе;
  • способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;

Интеллектуально-развивающие цели:

  • создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания учащихся;
  • способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала;
  • создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения.

План урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. Инструктаж по организации работы на уроке.
  3. Проверка домашнего задания. Выводы о сфере практического применения производной.
  4. Повторение и анализ основных теоретических фактов, ознакомление с историческими событиями, связанными с изучаемой темой.
  5. Проверка знания учащимися основных теоретических фактов. Применение знаний в стандартных или частично измененных ситуациях.
  6. Подведение итогов.
  7. Самооценка. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дежурные собирают домашние работы на проверку. Учитель приветствует учащихся, усаживает, настраивает на работу.

Урок я начну с шуточного стихотворения о линейной функции:

Функция линейная
Совсем не здоровенная
Y = k x + b и все...
И больше ничего.
Но это только кажется,
Что все легко и вяжется,
Ведь главные у функции
Есть два таких числа.
Чтоб мы не заблудились
В координатной плоскости,
Они как два гаишника
Движением рулят.
k смело нам укажет
Что за приключения
Нам с вами предстоят.
Ведь от ее характера
И от ее одежды
Зависит - то ли в горку,
Иль с горки нам бежать.
А b за нас волнуется,
b просто нам подскажет
Как правильно и верно
Дорогу перейти.
И судя по строительству
Графиков линейных,
Сказать мы можем смело,
Что числа те важны!

II. Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся. Инструктаж по организации работы на уроке.

“Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет.”

Условия игры:

  1. Класс разбить на шесть команд.
  2. В каждой команде один участник, один помощник, два-три болельщика.
  3. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
  4. При ошибки помощника команда получает 4 балла.
  5. При ошибки участника команда получает 3 балла.
  6. Болельщики отвечают на каждый вопрос.

Критерий выставления оценок

  • От 80 баллов до 60 баллов - “5”
  • От 59 баллов до 40 баллов - “4”
  • Менее 39 баллов ставится “3”

Первый тур.

  1. График какой функции лишний ?
  2. На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности ?
  3. На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный угловой коэффициент ?
  4. На каком рисунке у графика линейной функции отрицательный коэффициент b ?

Ответы 3. 4. 5. 2.

Второй тур.

  1. Из букв расположенных на звездах составить самое длинное слово по теме урока.

А К Р И Ф Т Г О

Ответ График.

Третий тур.

  1. Какие графики нужно переставить чтобы последовательность изучения функций не нарушилась?

Ответ 1 и 3.

2. На рисунке изображены графики следующих функций: у = 3х; у = - 3 х; у = х – 3.

Под каким номером изображен график функции у=-3х ?

Ответ 3.

3. Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций. На каком рисунке эта ошибка?

Ответ 2.

4. Найдите наибольшее значение функции у=-2х+3 на (-1;1) ?

Ответ 5.

5. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у=-8х+11 и проходит через начало координат?

Ответ у = - 8 х

6. Какие точки принадлежат графику линейной функции у=-0,5х+1 1. (-1;0); 2. (-2;2,5); 3. (-2;0); 4. (0;1).

Ответ 4.

7. При каком значении х значение функции у = - 0,5х+1 равно5?

1. 8; 2. -8; 3. 9; 4. -9.

Ответ 2.

8. Назовите функции, графики которых пересекаются в одной точке?

1. у=-2х-1, у=-2х-3,5, у=-2х+5

2. у=-0,5х , у=0,5х-3, у=1,5х+5

3. у=-3х-4, у=3х-4, у=5х-4

Ответ 3.

Финал.

Составить наибольшее количество слов из букв, образующих слово.

КООРДИНАТА.

Подведём итоги. Сообщение о Рене Декарте.

Рене Декарт (1596–1650)

1) Рене Декарт родился 21 марта 1596 года в маленьком городке Ла-Гэ в Турени. Род Декартов принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Детство Рене провел в Турени, славившейся садами, плодородием и мягкостью климата. В 1612 году Декарт закончил школу. Он провел в ней восемь с половиной лет.

В дневнике Декарта есть заметка: “10 ноября 1619 года я начал понимать основания чудесного открытия”. Не подлежит сомнению, что чудесным открытием, о котором говорит здесь Декарт, было открытие основ аналитической геометрии. Сущность аналитической геометрии состоит в приложении алгебры к геометрии и обратно – геометрии к алгебре. Всякая кривая может быть выражена уравнением между двумя переменными величинами, и обратно – всякое уравнение с двумя переменными может быть выражено кривой. Это открытие имело громадное значение не только для математики, в истории которой оно составило эпоху, но и для естественных наук, и вообще, для все расширяющегося круга знаний, имеющих дело с точными величинами – числом, мерой и весом.

Только в 1644 году Декарт издал более обширное сочинение под названием “Начала философии”. В него, наконец, вошли сочинения Декарта о мире (космосе), которые он намеревался издать еще в 1633 году. В феврале 1650 год Декарт заболевает, и на девятый день болезни 11 февраля умирает.

2) О создании прямоугольной системы координат. Полярная система координат. Вклад Декарта в развитие математики.

Более чем за 100 лет до нашей эры греческий учёный Гиппарх предложил провести на карте Земли параллели и меридианы. Таким образом, возникли хорошо всем известные Географические координаты: широта и долгота, которые обозначаются цифрами. В 14 веке французский учёный Оресле по аналогии с географическими координатами создал координатную плоскость. Он поместил на плоскость прямоугольную сетку и назвал широтой и долготой то, что сейчас мы называем абциссой и ординатой. Термины абцисса и ордината были введены в употребление Лейбницем в 17 веке. Однако основная роль в создании метода координат принадлежит французскому учёному Рене Декарту. Трудно переоценить значение декартовой системы координат для развития математики и её приложений.

Наряду с декартовой системой координат существуют и другие. Например, полярная система координат. Чтобы построить эту систему, необходимо отметить на плоскости некоторую точку О – полюс (отсюда и название – полярная система). Чтобы определить координаты точки, нужно соединить её с точкой О, определить длину отрезка и величину угла между между этим отрезком и полярной осью. Направление полярной оси можно выбрать произвольно. Так, географы за направление полярной оси выбирают направление на Север, а полярный угол называют азимутом. Артиллеристы же отсчитывают азимут от направления на Юг.

Главная заслуга Декарта заключается в том, что он создал аналитическую геометрию, в которой геометрические задачи переводятся на алгебраический язык методом координат. Кроме того, Декарт предложил неизвестные обозначать латинскими буквами x,y,z; коэффициенты – буквами a, b, c; степени – в виде x2, y3, a7 и т.д.

Декарту принадлежит теорема алгебры, формулировка которой имеет вид: “Число корней любого алгебраического уравнения равно его степени”. Эта теорема доказана была лишь в 18 веке математиком Гапсом. Однако интерес Декарта не ограничивался одной математикой, он также занимался механикой, оптикой, анатомией, биологией.

(Презентация учеников. Домашнее задание. )

Оценочный лист
Задания для всего класса Основные виды работ Максимальное кол-во баллов Самооценка

От 80 баллов до 60 баллов - “5”

От 59 баллов до 40 баллов - “4”

Менее 39 баллов ставится “3”

Первый тур 20    
Второй тур 5    
Третий тур 40    
  Финал 5    
  Творческий тур. Подготовка исторической справки. Итого 10

80 баллов