Программа "Моя малая родина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Актуальность программы: в настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей и в работе с родителями.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе создан детско-родительский клуб «Растишка». Целью создания клуба «Растишка» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно– духовного начала.

Мы горим желанием воспитать у детей любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Новизна программы: недостаточное количество образовательных программ для родителей, недостаточное количество тиражей специализированных научно-популярных изданий в г. Макарове создает информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитанников детского сада «Аленький цветочек». В этой ситуации одним из источников педагогических знаний для родителей может стать детско-родительский клуб «Растишка» на базе детского сада. Подобное содержание программы внедряется в детском саду впервые.

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду у воспитанников детского сада.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
  8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Принципы, положенные в основу разработки программы

В соответствии с теорией воспитания детей дошкольного возраста (В.С. Кукушин) в основу разработки программы положены следующие принципы воспитания

  1. Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
  2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  3. Принцип непрерывности способствует формированию у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  4. Принцип целостности
    Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
  5. Принцип научности
    Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
  6. Принцип социальных идей
    Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

Место учебной дисциплины в учебном плане детского сада

Программа «Моя малая Родина» реализуется в течение двух лет на базе детского сада «Аленький цветочек».

Всего часов на программу – 30
В неделю – 50 мин.
Практических занятий – 21.
Теоретических занятий – 51.

  • Расписание занятий по дополнительному образованию составлено с учетом: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91)
  • Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655.
  • Рекомендации базисной программы
  • Соблюдения объема учебной нагрузки на ребенка
  • Ориентированности расписания НОД на динамику работоспособности детей в течение дня, недели
  • Обеспечение взаимосвязи планируемой НОД с повседневной жизнью ребенка в детском саду.

Занятия по дополнительному образованию в старшей группе проводятся во II половине дня два раза в неделю продолжительностью 25 минут.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Конституция Российской Федерации (ст.26, ст.38, ст.58, ст.59, ст.70)
  2. Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
  5. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666.
  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010г. № 91).
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655.
  8. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010г. № 03-248.
  9. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/34-16
  10. Устав ДОУ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5