Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне""

Разделы: Преподавание литературы


Цели рока.

  1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
  2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
  3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?
  4. Прояснить особенности авторской позиции: ”Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё платит сам?
  5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Задачи урока.

  1. Проследить, как в пьесе “На дне” развиваются сюжетные линии.
  2. Путём анализа текста прийти к выводу о художественных особенностях пьесы “На дне”.
  3. Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме;
  4. Соотнести свои выводы с мнением критиков.
  5. Обозначить художественные особенности создания образов Сатина и Луки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Работе над пьесой отводится два академических часа.

Мотивация.

Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

Урок можно провести, опираясь на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.

Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 4 группы персонажей), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Выступления студентов с сообщениями.
  6. Аналитическая работа с текстом.
  7. Обобщение материала.
  8. Домашнее задание.

Содержание анализа текста

1. Сообщение темы и цели урока.

Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

5. Проанализировать роль авторских ремарок: “Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

б) Клещ и Анна; в) Барон и Настя; г) торговка Квашня и полицейский Медведев; д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан!.. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества М.А.Горького. Дома вы прочитали пьесу “На дне”. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

… Свершилось нечто невероятное: четвёртый акт превращается в основной, в нём происходит то, ради чего написана пьеса, а все предшествующие акты оказываются как бы подготовкой к нему.
И.К.Кузьмичёв

Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

1. Работа с текстом.

2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

3. Работа в группах. Мини-сообщения:

- Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

- Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

- Спор о правде и жалости. Кто прав?

- Лука и Сатин: противники или союзники?

4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

Классификация и терминология.

Работа с текстом.

Индивидуальные задания.

Тексты.

Схемы анализа литературного произведения.

Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

Цели.

1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы”?

2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.

3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?

4. Прояснить особенности авторской позиции: “Прав ли Сатин, когда говорит: