Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне""

Разделы: Литература


Цели рока.

  1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
  2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
  3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?
  4. Прояснить особенности авторской позиции: ”Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё платит сам?
  5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Задачи урока.

  1. Проследить, как в пьесе “На дне” развиваются сюжетные линии.
  2. Путём анализа текста прийти к выводу о художественных особенностях пьесы “На дне”.
  3. Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме;
  4. Соотнести свои выводы с мнением критиков.
  5. Обозначить художественные особенности создания образов Сатина и Луки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Работе над пьесой отводится два академических часа.

Мотивация.

Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

Урок можно провести, опираясь на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.

Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 4 группы персонажей), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Тема урока.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Выступления студентов с сообщениями.
  6. Аналитическая работа с текстом.
  7. Обобщение материала.
  8. Домашнее задание.

Содержание анализа текста

1. Сообщение темы и цели урока.

Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

5. Проанализировать роль авторских ремарок: “Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

б) Клещ и Анна; в) Барон и Настя; г) торговка Квашня и полицейский Медведев; д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан!.. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества М.А.Горького. Дома вы прочитали пьесу “На дне”. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

… Свершилось нечто невероятное: четвёртый акт превращается в основной, в нём происходит то, ради чего написана пьеса, а все предшествующие акты оказываются как бы подготовкой к нему.
И.К.Кузьмичёв

Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

1. Работа с текстом.

2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

3. Работа в группах. Мини-сообщения:

- Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

- Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

- Спор о правде и жалости. Кто прав?

- Лука и Сатин: противники или союзники?

4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

Классификация и терминология.

Работа с текстом.

Индивидуальные задания.

Тексты.

Схемы анализа литературного произведения.

Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

Цели.

1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы”?

2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.

3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?

4. Прояснить особенности авторской позиции: “Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё заплатит сам”?

5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Оформление: на доске написать тему урока. “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

-Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

- В чём особенность жанра пьесы?

- Какую роль играют авторские ремарки?

- Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут, люди? Согласен ли с ним Сатин?

- Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

- Что вас привлекает в облике и суждениях Луки?

Чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

- В чём сходство между Лукой и Сатиным?

Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

“ Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности пьесы. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

2. Аналитическая работа с текстом.

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз из текста: развёрнутая ремарка, предваряющая пьесу, рисует подвал, похожий на пещеру, в котором люди вынуждены нести допотопное существование.

Ответить на вопрос: “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык, в первом акте?

Алгоритм работы в группе.

1. Комментированное чтение текста.

2. Ответить на поставленные вопросы.

3. Обсудить и скорректировать собранную информацию.

4. Сделать выводы.

Работа в группах. Мини-сообщения.

Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

(Основные положения фиксируются в тетрадях).

Первая группа

Индивидуальная работа. Мини-сообщение

Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты её обитатели. Здесь тоже имеются свои ”хозяева”, полиция, проявляются те же пороки общества. Жизнь обездолила этих людей, собравшихся в этом аду.

Вторая группа

Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща), на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну), воровство (Пепла), беспробудный запой (Бубнова), проституцию (Настю) Этих изгоев общества, которые так любят и ценят свободу, жизнь, по существу лишили и этого блага.

Третья группа

Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать “дрожжами” для многих. По убеждению Луки человек живёт “для лучшего”. Значит, следует укрепить надежду на спасение, поддержать его мечту. Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Однако сострадание и утешение Лука выражает в своеобразной форме. Он доводит их до лжи (но не в бытовом и сниженном) значении слова. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”.

Четвёртая группа

Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Сатин соглашается со странником, что “люди лучшего ждут “, что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать и принижать его (“Не обижайте человека”). В четвёртом акте Сатин переходит к полемике со стариком. Он исключает жалость к человеку. Решительно отвергает Сатин ложь как “религию рабов и хозяев”, но не приемлет и куцую правду Бубнова и Барона. Сатин не признаёт пассивного гуманизма; обращается к внутренним возможностям человека; он верит в людей сильных, смелых, гордых.

Индивидуальное домашнее задание.

Чтение творческих работ-миниатюр. ”В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

В ней присутствует и трагическое, и комичное. Мы привыкли, что в драматических произведениях каждое действие делится на явления – появление каждого нового

персонажа. Здесь всё не так: герои входят и выходят (некоторые - навсегда), диалоги и монологи совмещаются.

Персонажи думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. Звучит не монолог, не сложный хор, а сама хаотичная, не приглаженная жизнь.

В пьесе нет главных и второстепенных героев, важны все, они становятся участниками многоголосия – полилога пьесы. Каждый, особенно в первом акте, говорит о своём, собеседника не слушает, но каждая реплика внутренне связана с предшествующей и последующей.

Выразительное чтение эпизода из первого акта у постели больной Анны.

Прочитайте эпизод первого акта у постели больной Анны. Как замечание Бубнова о гнилых нитках связано с репликами молодых людей?

(На первый взгляд здесь нет никакой связи, но в этих словах – предостережение Наташе, надеющейся связать свою судьбу с Василием).

Закрепление и применение знаний.

Индивидуальное задание группам. Работа с текстом.

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Опорный конспект. Приложение 4.

Подведение итогов.

Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

Согласны ли вы с утверждением философа В.Розанова: “Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости”?

Согласны ли вы с мнением поэта Владислава Ходасевича о пьесе “На дне”, оцениваемой им как “лучшее из всего, что им “Горьким” написано, и несомненно – центральное в его творчестве”: “Положительный герой “Сатин” менее удался Горькому, нежели отрицательный “Лука”, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям”.

Вывод: Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании? По убеждению Луки, человек живёт “ для лучшего”. Сам Горький исповедовал родственную позицию. Он писал Чехову о встречаемых жалких и нудных людях, но добавлял: “И тем не менее всё – таки жалко людей” Таким состраданием наделяет писатель своего героя, а в соответствии с этим насыщает его речь ласковыми словами и дружелюбными обращениями, делает её образной и певучей.

Автор в ряде моментов мог бы согласиться с Сатиным. Горький замечал, например, в письмах: “Существует только человек, всё же прочее есть мнение”, “Всё в человеке и всё для человека – основа веры моей”.Писатель утверждал: “Смысл жизни – вижу в творчестве”. А его герой возражает: ” Ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Эти расхождения также говорят о неоднозначности позиции Сатина, о противоречивости его монологов и реплик. Но другого героя, который мог бы спорить с Лукой и Бубновым, у Горького не было.

Домашнее задание.

Написать творческую работу (письменно ответить на вопрос)

1 вариант

Прав ли автор пьесы, называвший в своих поздних статьях Луку “жуликом”, “святошей”, “пройдохой”? Аргументируйте свою точку зрения. Что вы думаете о результатах утешения Луки?

2 вариант

Как действующие лица отвечают на вопрос Сатина: “Что такое правда?”. Как толкует эту тему сам Сатин?

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5