Урок литературы по повести Василия Быкова "Альпийская баллада". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • формирование навыков самоконтроля;
  • совершенствование умений организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • развитие умений оперировать языковым материалом;
  • воспитывать ответственность за результат работы;
  • воспитывать чувство слова.

Оформление:

  • презентация;
  • словарь:

Гефтлинг – заключённый,

Клумпес(ы) – деревянная обувь (колодки),

Триест – провинция в Италии; порт на берегу Адриатического моря.

1. Вступительное слово учителя.

Более полувека назад фашистская Германия начала захватническую войну против СССР. Эта война, продемонстрировавшая, с одной стороны, массовый патриотизм, героизм, великую жертвенность нашего народа, с другой стороны, принесла Отечеству неисчислимые беды и страдания.

Задача.

- Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого духа, проявляющихся на войне по повести В. Быкова “Альпийская баллада”.

- Работать вам предстоит в группах (их пять: библиографы, литературоведы, лингвисты, критики и художники). Несмотря на то, что каждая группа проводила небольшую исследовательскую работу, мы попытаемся вместе вслед за писателем ответить на вопросы, поставленные в повести:

- Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?

- На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?

2. Работа на развитие ассоциативного мышления.

Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ?

(Учащиеся называют ассоциации)

Учитель: Возможно, ассоциации усилятся, когда вы посмотрите слайды, а, главное, прослушаете цитаты Гитлера из его книги “Майн кампф” и слова других идеологов третьего рейха.

Приложение "Альпийская баллада"

(Показ слайдов с фотографиями фашистских концлагерей и саморазоблачительными высказываниями вождей и идеологов третьего рейха из книг Гитлера “Майн кампф”, Отто Штрассера “Гитлер и я”, Раушнинга “Гитлер мне говорил”)

1. “В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна стать Германия… Все остальные нации – ублюдки…”.

Гитлер

2. “Всё, что не принадлежит к хорошей расе, является отбросами”.

Гитлер

3. “Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь”.

Геринг

4. “Народ, который считает Льва Толстого великим писателем, не может претендовать на самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских держав”.

Гитлер

5. “Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать собственную государственность, собственную культуру”.

Гитлер

6.“Национальный империализм связан с кровью и в ней находит своё оправдание. Кровь – это формирующий историю импульс”.

Розенберг

7. “Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте … убивайте!!!”.

Геринг

8. “Кто нас не любит, тот должен нас, по крайней мере, бояться, чтобы он не осмелился поднять на нас руку”.

Геббельс

9. “Малообразованный, но физически здоровый человек… полезнее для общества, чем умственно развитый человек”.

Гитлер

10. “Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого”.

Гитлер

11. “Мне нужны люди с крепким кулаком, которых не останавливают принципы, когда надо укокошить кого-нибудь… Мир может управляться лишь путём страха”.

Гитлер

Учитель:

И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50 миллионов человек.

Нельзя позволить вновь разрастись фашистской идеологии, нельзя позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждает нас всем своим творчеством белорусский писатель Василь Быков.

3. Слово о писателе - библиографам.

- Слайды (“Писатели, разделяя бремя войн со своими народами, приобрели право говорить о войне от имени этих народов”, - С. Наровчатов. – цитата для слайда)

- В.Быков был верен одной теме – теме Великой Отечественной войны. Кто-то из исследователей его творчества заметил, что в сердце писателя “стучал пепел сожжённых белорусских деревень”.

(Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186 деревень, где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей смерти; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой многострадальной страны.)

- Белоруссия - родина В.Быкова. Он родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области, в обычной крестьянской семье.

Он увлекался творчеством белорусского писателя Якуба Коласа; из русских выделял Толстого, отмечая его “способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их сложностями и противоречиями”; Достоевского, поразившего Быкова “необычайной углублённостью в человека, в его внутренний мир”. “Моей писательской природе близка также проза Пушкина”, - говорил Быков.

- Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища.

- Когда началась война Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на Юго-Западном фронте; после окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова воевал: в Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.

- В.Быков – признанный мастер; лауреат Государственной и Ленинской премий, Народный писатель Белоруссии прожил нелёгкую жизнь. Начиная с середины 90-х годов, ему пришлось пережить и травлю в государственной прессе, и запрещение произведений. Уже тяжело больным писатель вынужден был покинуть родину и жить за границей: в Финляндии, в Германии; в Чехии он перенёс сложнейшую операцию. В 2003 году писатель вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символической стала дата смерти человека, верного своей теме в литературе и в судьбе – 22 июня 2003 года.

4. О повести “Альпийская баллада”

Учитель:

Зная войну не понаслышке, Быков счёл себя обязанным рассказать правду о ней – не только от лица тех, кто выжил, но и тех, кто остался на полях сражений. Каждое произведение Быкова становилось событием. Повесть “Альпийская баллада” появилась в 1964г. и имела огромный успех.

- Расскажите предысторию создания повести.

Василь Быков вспоминал:

“Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.

Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.

Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке.

И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.

- Кто есть Иван?- спрашивала она.

Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.

Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.

Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”.

5. Читательское восприятие.

- А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления?

(Повесть читается на одном дыхании. Этому способствуют и напряжённый сюжет, и контраст между светлым чувством любви и той трагической ситуацией, в которой двое молодых людей оказались).

Учитель:Автор заставляет читателей не отрываясь следить за развитием событий, переживать вместе с героями и сочувствовать им.

- Расскажите кратко о героях. Кто они?

(В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.

Волею случая Иван оказался в плену у немцев. Эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу, т.е. изменить Родине. Должен застрелиться, но не позволить врагу захватить тебя живым). Недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме. “Нельзя срывать злость на пленных, - с горечью думает Иван, - плен – не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое”.

Джулия Новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии Новелли автор заставляет своего героя пройти проверку любовью).

- Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега?

- Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? (Процитируйте)

(Ему приходится терпеть физическую усталость, голод, холод, нравственные муки: вспомним эпизод с “гефтлингом” - немцем, тоже сбежавшим из лагеря и грозящим Ивану гестапо (дать или не дать ему хлеба – и всё же дать), или эпизод с австрийцем, у которого Иван в силу обстоятельств отбирает буханку хлеба и тужурку. Нравственное чувство человека, привыкшего трудиться, а не разбойничать, мешает Ивану успокоить свою совесть. Писатель подчёркивает, что в сердце героя, несмотря на жесточайшие условия, в которые он попал, живо милосердие и сострадание, даже к животному, с которым пришлось Ивану сразиться).

- Какие художественные средства помогают писателю сопоставить собаку и человека?

- Чем закончилась схватка человека с собакой?

Глаголы:

Собака Человек
Царапнула хрястнуло

Взвизгнула рванулся

Дёрнулся выскользнул

Дышала бросился

Выгнул скулил

Приподнялся подвинулся

Не вскакивал завизжала

Проползла остановилась

Выпал покатился

Не устоял успел схватить

Поймал выбросил

Стараясь подмять начал душить

Двинул затянул

Сжался трепетала

Опасался схватил

Ударить раздумал

Эпитеты

Собака Человек
Точный сильный

Сильно чертовски силён

Резко отчаянно

Часто сильно

Злобно судорожно

Беспомощно тихо

бессильный

Сильно последним усилием

Жгуче дрожащие

Дикими осторожных

Устало медленно

(Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если он не победить пса, то ему придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы, обозначающие не просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие повторяются как по отношению к собаке, так и по отношению к человеку) помогают передать динамику боя, увидеть огромную жажду к жизни… Это заметно и на фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация: звуки [с]-[з]; [ж]-[ш]; [р] (эти звуки передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары…) Невольно вспоминаются строки из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (эпизод “Бой с барсом”):

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков…

Как и герой Лермонтова, Иван побеждает. Не только в физическом смысле, но и в нравственном. “Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но раздумал…”)

- Как вёл себя Иван в плену? Смирился ли, сдался?

Плен изменил Ивана, никогда не считавшего себя “ смельчаком”, укрепил его дух, воспитал характер. “В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали “За отвагу” и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство”.

- В какой сцене особенно ярко проявляется дух непокорства?

(Столкновение героя с командофюрером Зандлером. Зандлер приказывает Ивану начистить ботинки. И тот смиряется, потому что готовит себя в данную минуту к совершенно другому. Ивану приходится терпеть даже то, что офицер стряхивает ему на голову пепел со своей сигареты. Только когда Иван видит презрение к себе в глазах пленных женщин, он уже не в силах сдержать свой гнев – бьёт офицера по лицу… От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, заодно прихватив пистолет Зандлера.)

6. Смысл названия повести.

Учитель: Важным моментом в изучении произведения является смысл его названия.

- Как вы объясните смысловое название повести?

(Баллада – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер;

- стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, для баллады характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог;

- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом. Главная тем баллады – столкновение с судьбой, роком.)

- Какие черты жанра баллады мы находим в повести В. Быкова?

(В произведении Быкова присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии о его родине, о деревне, о колхозах…

И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть).

7. Тема любви в произведении .

- Какое развитие получает в повести традиционная для русской литературы тема любви?

(Любовный сюжет в “Альпийской балладе” обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.)

- Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?”.

- Согласны ли вы с мнением критика?

(Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе.

Сама жизнь - борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой мерки, но у подлинного счастья иная мера.)

- Из 24 глав повести 6 посвящены любви Ивана и Джулии. Что поражает вас при чтении этих глав?

(На время мы забываем о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев. Во всём мире, среди “дремучей первозданности гор” - только они двое и их любовь, и словно отступает тревога и ощущение опасности.)

- Как меняется лексика в главах, посвящённых любви Ивана и Джулии?

(“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть счастливым.)

- Найдите символические детали. Объясните их смысл.

(Мак:

- на Украине этот цветок считали символом красоты и молодости;

- в Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье;

- у немцев он считается символом плодородия; ещё в Германии существует поверье, будто мак растёт всегда в изобилии на полях битв. Народ говорит: “Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается к нам из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит нас молиться об упокоении их душ”.

Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога, Провидения, силы, которая управляет миром. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. С небом связаны море и реки, берущие начало на небе, а также горы. Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман. Если вспомнить героев Толстого (князя Андрея и Пьера), небо – помощник их и собеседник. В романе Толстого мотив тумана и облака сопровождает описание и Аустерлицкого и Бородинского сражений. Недаром облака явились князю Андрею именно над полем битвы. Согласно поверьям у многих народов мифические существа, управляющие небом, уносят павших на поле боя в небесный мир. И нашего героя Ивана преследует образ неба (и в последние секунды своей жизни он видит небо).

Цитаты:

Иван: “Он долго смотрел в небо – один на один с вселенной, с сотней звёзд, больших и едва заметных, с серебристой тропой Млечного Пути через всё небо, - и тревожное беспокойство всё настойчивее вторгалось в его душу”.

Князь Андрей: “Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками… Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба…”.

- Считаете ли вы символичными имена героев?

(Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”)

Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения).

8. Кульминация произведения.

- Какой эпизод является кульминационным?

- Эпизод из фильма (учащиеся просматривают эпизод)

Учитель: Посмотрите фрагмент из фильма и подумайте:

Приложение Фильм

- Какие чувства испытывает Иван в эти минуты?

(Преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное ущелье, “затуманенная бездна”. Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае – смерть. И Иван совершает невозможное).

Учитель: Режиссёру удалось передать остроту этого момента. Но фильм снят по книге. А когда мы берём в руки книгу, первое, что бросается нам в глаза – это обложка. Слово группе художников.

8. Творческое задание по повести.

- Продумать обложку(и). Прокомментировать содержание обложки.

- Иллюстрации к произведению. К каким эпизодам. Почему?

Учитель: Повесть Быкова заканчивается эпилогом, точнее письмом Джулии Новели, которое она написала в белорусскую деревню Терешки.

- Прочитайте ключевые слова эпилога.

Цитата: “Конечно, вы не забыли то страшное время в мире – чёрную ночь человечества, когда с отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, - это давало им силы достойно встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали, удивляя даже врагов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения – столь относительной была их победа”.

- Каково значение эпилога?

(Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата).

Учитель: Мы знаем, что у Ивана это был четвёртый побег из лагеря. Число 4 символизирует крест, а значит распятие и воскрешение. Иван принял мученическую смерть, и поэтому мы не вправе забывать тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье, за любовь и покой, тех, у которых мы можем и должны перенять НАУКУ ПОБЕЖДАТЬ.

- Познакомьтесь с высказываниями.

Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

Сенека Младший

Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти.

М. Горький

Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших.

Ю. Нагибин

- Какое из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над повестью В. Быкова “Альпийская баллада”?

9. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение, прокомментировав слова Ю.Нагибина:

“Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших…”.