Урок окружающего мира "Правила безопасного поведения на дорогах". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: обобщения и систематизации знаний по теме “Правила безопасного поведения на дорогах”.

Форма: игра-КВН.

Используется презентация в Power Point, смена слайдов и эффектов анимации происходит по щелчку мыши.

Цели использования медиапрезентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации школьников, оптимизировать учебный процесс через использование ИКТ.

Цели и задачи урока:

- обобщить знания учащихся об изученных правилах дорожного движения, о дорожных знаках;

- воспитывать навыки правильного поведения на улице, осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни;

- формировать навык сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения;

- готовить детей к правильным действиям в сложившейся на дороге ситуации;

- воспитывать у детей дисциплинированность, ответственность за свое поведение в процессе дорожного движения.

Технологии: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные, игровые, групповой деятельности, поисковые, здоровьесберегающие.

Участники: дети 9-10 лет.

Место проведения: классный кабинет.

Продолжительность: 40-45 минут.

Правила: принимают участие 3 команды. По ходу игры команды собирают жетоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество жетонов.

Ход урока

(Входит Кошечка, здоровается.)

Ведущий: Кто ты?

Кошечка: Я – Кошечка.

Ведущий: А ты знаешь ПДД?

Кошечка: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.

Ведущий: Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?

Кошечка: Как? На четырёх лапах.

Ведущий: Ребята, правильно Кошечка ответила?

Ведущий: А вот и второй вопрос тебе, Кошечка: как следует себя вести, если ты вышла из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?

Кошечка: Очень просто – надо пролезть между колёсами.

Ведущий: А мне кажется, ты совсем запуталась. Как вы думаете, ребята?

Ведущий: Теперь, Кошечка, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?

Кошечка: Смотря во что. В шахматы нельзя.

Ведущий: Почему?

Кошечка: Машины мне фигуры посбивают. А вот в мячик можно. На дороге места много!

Ведущий: А вы, ребята, согласны с Кошечкой?

Ведущий: Если честно, Кошечка, ты не очень хорошо знаешь ПДД.

Ведущий: А вы, ребята, знаете правила дорожного движения? Все ли правила вам хорошо известны? А всегда ли вы выполняете их? А если честно?

Согласитесь, что иногда бывают ситуации, когда нет рядом родителей или учителя, не видит вас работник ГИБДД, и вы перебегаете дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора. В таком случае вы вступаете в сделку со своей совестью.

Сегодня мы с вами отправляемся (Слайд 1) на урок в Академию дорожных наук. Кошечка, хочешь побывать там вместе с нами и познакомиться с ПДД?

Кошечка: С удовольствием.

Ведущий: Тогда садись вместе с ребятами. Сейчас мы проверим, как вы знаете ПДД. У нас 3 команды. За каждый правильный ответ – жетон. В конце игры подсчитаем, сколько жетонов набрала команда, и выявим победителей.

Улица Сказочных загадок

Я загадываю по одной загадке каждой команде по очереди. Отвечать может только та команда, которая получила загадку. Другие команды не подсказывают. (Слайд 2)

Куда идём мы с Пятачком?

Винни-Пух и Пятачок отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Пятачок увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где остановились на ночлег.

Что за дорожный знак увидел Пятачок?

Колобок на дороге.

По проселочной дороге катится Колобок, а навстречу ему Волк: “Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку. Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, полицейский свистит.

Как ты думаешь, почему он меня остановил?”

Три поросёнка

Три поросенка: Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф отправились на день рождения к своему другу. Когда они дошли до перекрестка, на светофоре горел зеленый мигающий сигнал. Наф-Наф побежал через дорогу бегом, Ниф-Ниф пошел шагом, а Нуф-Нуф остался стоять на тротуаре.

Кто из героев поступил правильно и почему?

Автостоянка

Я загадываю по одной загадке каждой команде по очереди. Отвечать может только та команда, которая получила загадку. Другие команды не подсказывают. Если команда не может дать ответ, загадка переходит к другой команде. Все загадки связаны с транспортом. (Слайд 3)

Бежит, гудит, в два глаза глядит.
А станет – ярко-красный глазок глянет. (автомобиль)

Многолюден, шумен, молод под землёй грохочет город.
А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (метро)

Дом чудесный – бегунок на своей восьмёрке ног
Бегает аллейкой по стальным двум змейкам. (трамвай)

Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками! (троллейбус)

Бегу при помощи двух ног, пока сидит на мне ездок.
Мои рога в его руках, а быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу, стоять секунды не могу. (велосипед)

Загудел глазастый жук, обогнул зелёный луг,
У дороги смял ковыль и ушёл, оставив пыль. (мотоцикл)

Что за синий дом? Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (автобус)

Дорожная математика

Вам необходимо решить задачи по ПДД. Отвечать может только та команда, которая получила вопрос. Другие команды не подсказывают. (Слайд 4)

Задача 1. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступило правильно? (Ни одного, играть на проезжей части запрещено).

Задача 2. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным – 15. Сколько ребят не нарушили ПДД? (Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет).

Задача 3. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке. Сколько человек поступило правильно? (Двое. Правильнее подождать, пока автобус отъедет от остановки)

Грамотный пешеход

Вам необходимо ответить на вопросы по ПДД. Отвечать может только та команда, которая получила вопрос. Другие команды не подсказывают. Если команда не может дать ответ, вопрос переходит к другой команде. (Слайд 5)

- Кого называют пешеходом? (Человек вне транспорта, находящийся на дороге, но не работающий на ней)

- Как пешеходы должны ходить по тротуару? (Придерживаясь правой стороны)

- Где везти детскую коляску или санки: по дороге или по тротуару? (По тротуару, его правой стороне)

- Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (По левой обочине, навстречу движению транспорта)

- Как правильно обойти автобус или троллейбус?

- Как вы должны поступить, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти? (Остановиться на осевой линии и дождаться зелёного сигнала)

Дорожные ситуации

Каждая команда получит рисунок, рассмотрит его, объяснит, какие ПДД нарушены. (Слайды 6, 7, 8)

Остановка “Отгадай кроссворд”

Каждая команда получает кроссворд (Приложение 1). За каждый правильный ответ – 1 жетон. Максимум 9 жетонов. За быстроту – дополнительно 1 жетон. (Слайд 9)

Физкультминутка (игра “Да – Нет”)

Дорожные знаки состоят из различных символов: цифр, букв, животных. Учитель называет какой-либо символ дорожных знаков, а дети должны жестом ответить: есть такой (руки в стороны) или нет (присесть). (Слайд 10)

Паровоз (да), трамвай (да), велосипед (да), мотоцикл (да), подъемный кран (нет), буква “Р” (да), буква “С” (нет), корова (да), лошадь (да), лев (нет), тигр (нет), олень (да), вопросительный знак ( нет), восклицательный знак (да), елка (да), вилка (да), ложка (нет), телефонная трубка (да), душ (да), диван (нет), кровать (да), грабли (нет), лопата (да), очки (да), светофор (да).

Парк дорожных знаков

Все вы должны знать основные дорожные знаки, понимать, о чём они говорят, выполнять их указания.

А) - Как называются знаки, заключённые в красный круг? (Запрещающие)

- В красный треугольник? (Предупреждающие)

- В синий квадрат? (Информационно-указательные)

Б) По прочитанному стихотворению команда должна узнать, какой это знак, найти его среди других знаков на экране (Слайд 11) и правильно назвать.

1) Боре горе и снится,
Он по скользким листьям мчится.
Знак повешен не напрасно:
“Осторожно! Здесь опасно!” (“Прочие опасности”)

2) Тихо! Слушайте, друзья –
Здесь сигнал давать нельзя!
Тут нужна, тут нужна
Тишина… Тишина… (“Запрещается подавать звуковые сигналы”)

3) Видишь знак? Его значенье –
Двух дорог пересеченье.
Равнозначны две подружки,
Две дороженьки-резвушки. (“Пересечение равнозначных дорог”)

4) Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Телефон к твоим услугам. (“Телефон”)

5) Маша с куколкой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко! Доктор рядом! (“Пункт первой медицинской помощи”)

6) Я приятель пешехода, я водителей гроза.
Я стою у перехода – нажимай на тормоза. (“Пешеходный переход”)

В) Прослушайте шуточное стихотворение и определите, о каком оно знаке.

а) Я хочу спросить про знак, нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит: “Это значит – путь закрыт,
Там спортсмены впереди с номерами на груди.
На дороге эстафета. Надо ж детям бегать где-то”.
Но боюсь, однако, смысл другой у знака. (“Дети”)

б) Это что за знак такой? Встала круча над рекой,
И с обрыва вниз, в пучину, лихо прыгает машина.
Захотелось ей нырнуть, окунуться, освежиться
И на пляже отдохнуть. Как в пути не запылиться?
Всем машинам надо мыться.
Знак машинам говорит: “Вот и мойтесь – путь открыт”.
Подтвердите, так ли это? С нетерпеньем жду ответа. (“Выезд на набережную”)

в) Машины мчат во весь опор, и вдруг навстречу знак:
Изображён на нём забор. Я тру глаза, гляжу в упор –
Шоссе закрыто на запор. Нет, что-то здесь не так…
Заборы строить на пути кому на ум взбредёт?
И, как баранку не крути, тут нет пути в обход.
Загадка? Очень хорошо! Разгадку мигом я нашёл.
Решил художник пошутить: знак говорит, что надо
Машинам всем притормозить и лезть через ограду.
Возможно, знака смысл иной. Но кто подскажет мне, какой? (“Железнодорожный переезд со шлагбаумом)

(Слайд 12)

Весёлый перекрёсток

Каждая команда получает рисунок, на котором изображён перекрёсток. На улицах расположены дорожные знаки. Сейчас эти треугольники и квадраты пусты. Какая команда быстрее и правильнее расставит в них нужные знаки? Сделайте это схематически с помощью простого карандаша, красного и синего фломастеров.

(Слайд 13)

Станция “Музыкальная”

Сейчас мы с вами выучим песенку о том, что необходимо помнить Правила дорожного движения. Петь будем на мотив песенки Крокодила Гены “Пусть бегут неуклюже...” (Приложение 2). За хорошее исполнение получаете жетон. (Слайд 14)

В заключение дети поют “Безопасные” частушки (Приложение 3, Приложение 5)

В это время жюри проводит подсчёт жетонов.

Ведущий:

Итак, наш конкурс подошёл к концу (Слайд 15). Скажите, пожалуйста, когда нужно выполнять правила дорожного движения? А если вас никто не видит, можно ли их нарушать? Почему?

Правильно, никогда не нужно вступать в сделку со своей совестью. Иначе не миновать беды!

Каждому из вас в память о том, что не нужно забывать правила дорожного движения, я подарю “Памятку юного пешехода и пассажира”. (Приложение 4)

Рефлексия. (Слайд 16)

Домашнее задание: участие в городских конкурсах рисунков “Дорога глазами детей” и фотографий “Фотофакт”, которые проводит ГИБДД.

Подведение итогов, награждение победителей.

Список литературы

  1. Бабина Р.П. Уроки светофора. М.,1996.
  2. Калейдоскоп увлекательных мероприятий/ авт.- сост. Е.М.Елизарова, Г.Н.Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М., 2004.
  4. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М., 2003.
  5. Новиков С. Безопасный путь в школу. М., 1996.
  6. Сборник материалов и методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. Киров, 2008.
  7. Светофор (рассказы, стихи, сказки, очерки). Составитель Г.Юрмин. М. - Детская литература, 1976.