Проект "Современный консультационный пункт"

Разделы: Работа с дошкольниками


Структура проекта

  • По классификации - монопроект
  • По типу - социальный
  • По виду - медико-психолого-педагогический
  • По длительности - среднесрочный
  • По форме - совместный

Участники проекта

  • Администрация
  • Специалисты
  • Воспитатели
  • Родители
  • Дети

Сроки реализации проекта- 2011- 2014 учебный год.

Аннотация проекта

Проект направлен на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста. Работа консультативного пункта поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов. Данный проект может быть использован коллективом, где имеется полный штат специалистов. Специалисты, работающие в консультативном пункте, способны помочь родителям грамотно оценить развитие ребенка.

Актуальность проекта

   Еще педагоги и общественные деятели XIX в., отмечали, что основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей. Поэтому мы решили создать консультативный пункт для родителей и детей в возрасте от 1,6 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

С 1 октября 2011 года на базе нашего детского сада осуществляется реализация проекта “Современный консультативный пункт”.

Основная задача проекта – создание оптимальных условий для оказания психолого-педагогической помощи родителям в консультативном пункте. Психолого-педагогическая помощь семьям осуществляется бесплатно на основе договора о сотрудничестве.

Для работы консультативного пункта используется штат работников детского сада, реализующего общеобразовательную программу воспитания и развития детей в детском саду “Детство” В.И.Логиновой.

Для обеспечения деятельности КП был разработан перечень документов:

  • Положение о Консультативном пункте;
  • Годовой план работы консультативного пункта на 2012 – 2013учебный год;
  • Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;
  • анкета для родителей;
  • карта индивидуального развития ребенка 1,6-3 лет;
  • журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
  • график работы специалистов.

Цель проекта. Обеспечение доступности дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в школу, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.

Задачи проекта

(представлены на экране и соответствуют созданию модели современного Консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи родителям

(законным представителям).

  • оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
  • диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Рекомендации по результатам диагностики для родителей и направление детей в соответствующие выявленным проблемам учреждения.
  • оказание содействия в социализации детей;
  • информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

Механизм реализации проекта

1 этап: Подготовительный. Сбор информации. Определение цели и задач проекта. Разработка диагностик. 1.10.2011-31.05.2012 год.

2. этап: Основной. 1.09.2012-31.12. 2013 год - этап практический. На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями.

КП ДОУ “ Золушка”

  1. индивидуальные и групповые консультации для родителей, обучающие игровые сеансы;
  2. анкетирование родителей (определение индивидуальных потребностей);
  3. разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
  4. организация “Дней открытых дверей” для родителей;
  5. проведение мастер-классов для родителей, семинаров-практикумов, тренингов специалистами;
  6. проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
  7. формирование библиотеки и видеотеки для семейного самообразования;
  8. организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;
  9. организация "телефона доверия”.

Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

Открытию КП предшествовала предварительная работа: мониторинг семей микрорайона, имеющих детей, не посещающих детский сад, с целью выявления психолого-педагогических проблем; составление списков желающих посещать занятия в КП; персональные приглашения на первое установочное собрание "Будем знакомы”. Сформированные списки желающих посещать КП  позволили определить возрастной диапазон детей – 1,6- 7 лет и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

Творческим коллективом консультативного пункта был составлен годовой план на 2012-2013 учебный год.

Кроме этого специалистами ведется работа

  • по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада.
  • по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями.
  • по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
  • по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения мастер-классов и семинаров-практикумов.

 План работы консультативного пункта на 2012-2013 учебный год

Тема Форма проведения Время проведения Специалисты
“Рады познакомиться”. Особенности развития детей третьего года жизни Беседа Сентябрь Зам.зав по ВМР

Педагог-психолог

“Это интересно” Экскурсия по детскому саду Октябрь Заведующая

Зам.зав по ВМР

Режим дня в жизни ребенка Круглый стол Ноябрь Старшая медсестра
Игрушка в жизни ребенка Семинар практикум Декабрь Зам.зав по ВМР

Педагог-психолог

Воспитатель

Организация рационального питания в семье и МДОУ Круглый стол Январь Старшая медсестра
Похвала и порицание ребенка Тренинг Февраль Зам.зав по ВМР

Педагог-психолог

“Ум на кончиках пальцев”.

Развитие мелкой моторики

Семинар-практикум Март Муз.руководитель

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Физическая активность и здоровье Семинар с элементами деловой игры Апрель Воспитатель

Инструктор по физическому воспитанию

Как подготовить ребенка к детскому саду рекомендации Май Зам.зав по ВМР

Педагог-психолог

Посетив наш консультативный пункт, родители смогут получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердиться или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на дошкольников. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь должна быть связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

3 этап: Аналитический. 1.01 2014-31.05.2014 год.

Итоговая диагностика. Сравнительный анализ ожидаемых результатов. Определение финансовой стороны проекта и сметы расходов.

Условия реализации проекта

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

Проект современного Консультативного пункта будет успешно реализован при соблюдении следующих условий:

1. Тесное сотрудничество всех специалистов.

2. Привлечение спонсорских средств для реализации проекта;

3. Заинтересованность в реализации проекта всех участников.

Для функционирования КП был составлен режим работы.

Режим работы консультативного пункта

Дни недели Запись на консультирование Заведующий
ДОУ
Зам.зав по ВМР Педагог-
психолог
Учитель-
логопед
Музыкальный руководитель Инструктор по ФИЗО Старшая медсестра Врач-
фтизиатр
Воспитатель
Понедельник   8.00-9.00   8.00 –9.00 16.45-17.30     7.00 –8.00   13.00-14.00
Вторник     17.00 –18.00         7.00 –8.00 8.00 – 11.00  
Среда   8.00-9.00     16.45-17.30     7.00 –8.00   13.00-14.00
Четверг     17.00 –18.00 17.00-18.00   17.00-17.30 17.15 -18.00 7.00 –8.00    
Пятница 17.30-18.30           10.30 –11.30 7.00 –8.00    

Записаться на консультацию можно позвонив в часы записи по телефону 55-2-66

Дополнительно могут быть внесены изменения в режим работы консультативного пункта, исходя из запросов родителей (законных представителей).

Основные блоки и содержание КП

1. Психолого-педагогическая помощь семьям в подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.

2. Консультативная помощь родителям по вопросам воспитания, развития детей раннего возраста при адаптации к ДОУ.

3. Помощь семьям в вопросах социализации детей.

4. Профилактика различных отклонений в развитии ребёнка.

5. Психолого-педагогическая помощь родителям по подготовке детей к школе.

6. Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешной реализации проекта необходимы денежные средства. Нами была составлена смета расходов.

№ п/п Оборудование Количество Стоимость
1 Компьютер 1 шт 30000
2 Мебель   10000
3 Музыкальный центр 1 шт. 10000
4 Принтер 1 шт 7000
5 Медеатека   5000
6 Диктофон 1 шт 3000
7 Мягкий модуль “Бревно” 1 шт 4500
8 Тренажеры 3 шт 30000
9 Термометр электронный 2 шт 1500
10 Тонометр электронный автом 1 шт 3500
11 Секундомер 1 шт 400
12 Интерактивная доска 1 шт 20000
13 Ламинатор 1 шт 4000
14 Брошюрователь 1 шт 3000
  Итого:   132000

Ожидаемый результат:

Мы думаем, что благодаря работе консультативного пункта произойдет:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

Развитие проекта после реализации.

Планируется создание подпроектов кабинетов педагога-психолога и учителя-логопеда.

Презентация.