Исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми на базе лицейского музея "Москва литературная"

Разделы: Внеклассная работа


Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность с одарёнными детьми представлено в виде системы по организации исследовательской деятельности на базе лицейского музея «Москва литературная», который создаёт все условия для раскрытия творческого потенциала учащегося.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

В работе по организации исследовательской деятельности одарённых детей большую помощь оказывает лицейский музей «Москва литературная», созданный в 2002 году под руководством Габуевой З.У., учителя русского языка и литературы, учащимися гуманитарного класса и их родителями.

Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что это музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории и имеет ярко выраженную образовательную и воспитательную направленность.

Среди ряда задач, поставленных в работе с одарёнными детьми на базе музея, главными являются следующие:

  • активизация познавательной и творчески продуктивной деятельности одарённых детей;
  • формирование навыков проектной и исследовательской деятельности одарённых детей;
  • формирование устойчивых мотивов одаренных детей, связанных с работой в музее, расширением знаний, стремлением выйти за рамки программы;
  • участие одарённых детей во всевозможных конкурсах проектно-исследовательских работ, а также в научно-практических конференциях.

Однако, привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и продолжается на факультативных занятиях. И каким бы ни был ребёнок одарённым, ему необходимы знания. Только при наличии определённой базы знаний исследовательский процесс будет успешным.
Как сделать процесс исследования успешным? Недостаточно просто найти подходящую к теме информацию. Для этого нужно владеть технологией исследовательского поиска.

Ребёнок встаёт перед решением проблемы: как выбрать тему исследования? Как составить и реализовать план исследовательской работы? Как представить разработки в выигрышном свете?

На эти и другие вопросы ответит спецкурс «Организация исследовательской деятельности учащихся» (на базе лицейского музея «Москва литературная»), который способствует развитию исследовательской компетентности одарённых детей посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Программа спецкурса, автором которой являюсь я, рассчитана на 34 часа, проводится в 1-м полугодии по 2 часа в неделю, так как все конференции и конкурсы исследовательских работ учащихся проводятся с января. В программу вошли разделы о видах и особенностях исследовательских работ, методологии научного творчества, этапах работы в рамках научного исследования, правилах оформления исследовательской работы и представления её результатов к защите.

I . Основная цель спецкурса: обучение одарённых учащихся умениям и навыкам исследовательской работы.

II. Основные задачи:

  • Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
  • Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
  • Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
  • Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы.

III. Формы проведения занятий: лекция, практические занятия (работа с раритетными экспонатами музея), работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе (медиа-центре).

IV. Методическое обеспечение спецкурса

Занятия по спецкурсу «Организация исследовательской деятельности учащихся» (на базе лицейского музея «Москва литературная») предполагают сочетание двух основных форм работы: лекционную и семинарскую. Семинарская часть занятия включает в себя различные технологии критического мышления, технологии, связанные с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.
Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы за учебным исследованием.

V. Структура спецкурса «Организация исследовательской деятельности учащихся» (на базе лицейского музея «Москва литературная»).

Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделён на шесть частей.

  • Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.
  • Вторая часть является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, методов поиска информации.
  • В третьей части Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея.
  • В четвёртой части рассматриваются этапы работы в рамках исследования.
  • Пятая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
  • В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры её защиты.

Организация исследовательской деятельности в музее «Москва литературная» широко используется как действенный способ включения одарённых детей в процесс повышения уровня знаний и эрудиции, формирования культуры научного исследования. Особенность исследовательской работы на базе лицейского музея «Москва литературная» заключается в том, что она имеет надпредметный характер, позволяет одаренным детям приобрести не только интеллектуально-теоретический, но и непосредственный личностный контакт с изучаемым материалом, имеет важную социальную значимость.
Курс читается только для заинтересованных учеников, с мотивацией на исследовательскую деятельность. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями. Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий.

Далее приводятся примеры исследовательских работ, выполненных одарёнными детьми и ставших победителями и призёрами в конкурсах разных уровней.

1. Исследовательская работа « Грани «Чайки» – Глазков И., 10 кл.

Цель исследовательской работы: выяснить, какой художественный образ видят постановщики различных версий пьесы «Чайка», какой смысл и какую идею стараются раскрыть; сравнить театральные постановки «Чайки» с точки зрения рецензента.
В начале работы пьеса «Чайка» рассматривается как один из шедевров русской драматургии, в которое А.П.Чехов вложил все свои знания и опыт, осветил все разнообразие жизненных проблем. В главной части представлены рецензии на четыре различные театральные постановки «Чайки», в которых эти версии сравниваются между собой и оцениваются с критической точки зрения. Результаты сравнения обобщаются в таблице, в которой показано, какие темы из означенных в части анализа раскрываются в различных версиях. Из таблицы видно, что поднятые в пьесе темы – темы вечные, непреходящие, а значит, и сама «Чайка» – пьеса легко адаптируемая.
Работа стала победителем в Окружном конкурсе «Лидер» (1 место), в городском конкурсе «Отечество» (1 место), во Всероссийском конкурсе «Первые шаги» (1 место), во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» – 1 место)

2. Исследовательская работа «Доктор Чехов и его герои – врачи» – Мурадян Е., 10 кл.

Цель работы:

  • Определить степень влияния медицины на становление Чехова как писателя.
  • Сопоставить образы чеховских героев-врачей с самим автором.
  • Найти в описаниях жизни героев-врачей факты биографии А.П.Чехова.
  • Пополнить экспозицию школьного музея материалами по этой теме, сделать презентацию и создать выставку.

Метод проведения исследования: аналитический – изучение литературного и документального материалов; анализ художественных произведений.

Гипотеза: Если глубоко вникнуть в жизнь А.П.Чехова-врача, проанализировать его человеческие качества, а затем изучить произведения Чехова, где героями являются врачи, то можно убедиться, что и в образе их жизни, и в характерах героев прослеживается образ жизни самого писателя.
Анализ жизни А.П.Чехова-врача, анализ его произведений, где героями являются врачи, позволит убедиться в том, что и в образе их жизни, и в характерах героев прослеживается образ жизни самого писателя.

Аннотация

Во вступлении речь идёт о том, как происходило становление Чехова как врача. В главной части работы автор сопоставил доктора Чехова с героями-врачами в его произведениях. В ходе исследования автор работы выяснил, что так же, как доктор Чехов, доктор Дымов служил в земской больнице, так же принимал больных, дежурил около постели больного. Автор приходит к выводу, что доктор Дымов, как и доктор Чехов, был простым, доброжелательным, открытым человеком, готовым прийти на помощь кому бы то ни было в любую минуту. В докторе Астрове нашли отражение такие качества А.П., как трудолюбие, ответственность, любовь к искусству. В заключение автор подводит итог своим исследованиям и приходит к выводу, что А.П.Чехов как врач был трудолюбивым, терпеливым и ответственным человеком. Автор отразил в своих героях черты самого себя, представил их положительные и отрицательные стороны.
Работа – победитель Окружного конкурса «Лидер» (1 место), городского конкурса «Отечество» (2 место), Всероссийского конкурса «Первые шаги» (2 место)

3. Исследовательская работа «Костюм как художественная деталь в произведениях Н.В.Гоголя» – Волкова С., 9 кл.

Цель: выяснить на примере произведений Н.В. Гоголя, какое значение имеет костюм с точки зрения художественных средств выразительности в литературе и каким образом с помощью костюма персонажа раскрывается его характер.

Аннотация

Работа состоит из 3 частей. Во вступлении речь идёт о том, как одевался сам Гоголь, как он относился к моде своего времени, какое впечатление производил его внешний вид на современников и какую роль играет описание костюма в произведениях писателя. В главной части рассматривается описание костюма в произведениях «Мертвые души» и «Шинель», сравниваются костюмы персонажей с модой 19-го века. В заключительной части работы автор приходит к выводу: чем сильнее страсть к наживе, тем больше намотано на шее.
Работа сопровождается выставкой кукол – героев поэмы Гоголя «Мёртвые души», которых ученица сделала своими руками.
Работа стала победителем в Окружном конкурсе «Лидер» (1 место), в городском конкурсе «Отечество» (2 место), во Всероссийском конкурсе «Первые шаги» (1 место), во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России» – (2 место).
За последние 3 года на базе музея «Москва литературная» было написано более 30 исследовательских работ, многие из которых стали победителями и призёрами в конкурсах всех уровней.
Научно-исследовательская работа, проводимая на базе лицейского музея дает основание утверждать, что лицейский музей «Москва литературная» предоставляет все возможности для претворения новых педагогических идей и методик. Исследовательская деятельность формирует у одарённых учащихся умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Музей стал нравственно-воспитательным звеном, активно влияющим на цели и смысл ученической деятельности.

Список использованных источников

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001
2. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. – Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Отв. редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2003
3. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. – 2002, №1
4. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. – 2004, №5
5. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002. выпуск 2// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Отв. редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2002.
6. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81, – Введ. 01.01.82. – М., 1981.
7. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – Народное образование, 2001.