Урок литературного чтения по теме "И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек""

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (471 кБ)


Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением “Листопадничек”. Формировать навыки осмысленного выразительного чтения. Учить умению высказывать свои мысли. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать речь, мышление, творческую активность. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать интерес к произведениям о природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

  • учебник "Литературное чтение" 3 класс, часть 2, Сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. - М.: Просвещение, 2011.
  • компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”. Слайд №1

2. Работа над темой урока.

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

Слайд №2

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Загадка

У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода - кора.

Как называют зайцев, родившихся осенью?

Слайд №3

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат

- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек".

Хотите узнать подробнее об авторе? Слайд №4

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

3. Речевая разминка. Слайд №5

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

1) Прочитаем глазками.

2) Прочитаем скороговорку вместе.

3) Прочитайте с веселой интонацией.

4) Прочитайте с ускорением.

5) Прочитайте очень быстро.

Словарная работа. Слайд №6

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

4. Первичное чтение учителем и учащимися.

5. Физминутка

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.

(Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

6. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Так к какому литературному жанру это произведение относится ? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся листопадничек?

- Расскажите как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

7. Закрепление изученного

Выборочное чтение. Слайд №7

С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

Почему зайчонок остался у бобров?

Работа в парах. Слайд №8

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

Составление синквейна о зайчике. Слайд №9

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

8. Итог урока. Рефлексия. Слайд №10

Я узнал на уроке ... .

Мне было интересно потому, что ... .

Меня удивило ...

Я бы хотел(а) ….

Я сделал(а) вывод, что…

9. Домашнее задание. Слайд №11

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

Слайд №12