Проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Доказано, что опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Именно этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача окружающих его взрослых.

Такая помощь должна основываться на понимании причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей.

Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками, приводя к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных переживаний человека.

Рассматривая проблемные формы межличностных отношений детей, не следует забывать об их возрасте, особенностях развития в конкретный возрастной период.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6–7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.

I. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым, чем сверстнику). Все это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, “смотрясь в сверстника”, как бы оценивает себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.

II. Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В 4–5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. Возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого уже становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это говорит о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику, где дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой дошкольник становится предметом постоянного сравнения с собой. И это сравнение уже направлено на противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего, изменения в самосознании ребенка. В его я, уже выделяются отдельные умения, навыки и качества. Но выделяются и осознаются они не сами по себе, а в сравнении с другим сверстником. Только через это сравнение можно оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого. Этим другим для 4–5 летнего ребенка является сверстник. Это и порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

III. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. 6-летние дети могут объединиться с товарищем в своем противостоянии взрослому. Все это свидетельствует, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

В этом возрасте возникает непосредственное и бескорыстное желание многих детей помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкуренция уже проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Постепенно он становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений. Это говорит о том, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому.

Однако нужно учитывать, что эта возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте не всегда реализуется. Множество причин и факторов влияют на это: и индивидуальные особенности ребенка, и его отношения в семье, и отношение к нему других детей. Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений детей.

Рассмотрим наиболее типичные варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам. Среди них повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников.

Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Сделав анализ литературы, мы полагаем, что уже в дошкольном возрасте скалываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, дети склонные к насилию существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Для выявления отличительных особенностями агрессивных детей необходимо сопоставить их с теми же характеристиками дошкольников, не проявляющих склонности к агрессии.

Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать разнообразные формы агрессивного поведения, рассмотрим наиболее часто встречающиеся:

– Вербальная агрессия. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.
– Физическая агрессия. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Прямая физическая агрессия – непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения.

Явление обиды возникает уже у детей 3–4-х лет, из-за отрицательной оценке взрослого, требования внимания к себе. Феномен обиды во всей своей силе начинает проявляться после 5 лет, что связано в проявлении в этом возрасте потребности в признании и уважении. Чаще всего обида выражается, когда ребенок остро переживает ущемленноть своего я. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей “обиженности”, всем своим поведением показывать обидчику, что он виноват. Приписывания другим неуважительного отношения к себе, видя то, чего нет на самом деле, проявление адекватного и неадекватного повода проявления обиды.

Установка и оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных отношениях к сверстникам. Вывить обидчивого ребенка можно по: характеру восприятия сверстников, где другой ребенок выступает в исключительно как носитель определенного отношения к сверстнику. Особенности самооценки, проявляется явное ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств, собственной отверженности. Особенности понимания и различения конфликтных ситуаций со сверстниками, чаще всего обидчивые дети не предлагают никакого выхода из проблемной ситуации. Напряженно-оценочное отношение к себе и оценке себя является характерной особенностью личности обидчивых детей.

У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки к оценке взрослого. Зачастую не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к усилению своего я самыми разнообразными способами. Застенчивый ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче, он не забывает об оценке даже тогда, когда она в явном виде не сопровождает его деятельность. Застенчивый ребенок, с одной стороны, имеет высокую самооценку, считая себя самым лучшим, а с другой – сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности. Повышенная тревога о своем я часто заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои переживания.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Эти дети очень ориентированы на оценке окружающих, особенно взрослых; нередко самоутверждение достигается путем обесценивания другого; характерна высокая нормативность поведения. Демонстративное поведение этих детей отражает особенности его личности: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действие сверстника достаточно высока, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Характер участия в действиях сверстника также окрашен яркой демонстративностью, стараются обесценить деятельность сверстника. Особенности сопереживания сверстнику носят негативный характер. Степень проявления просоциальных форм поведения носит формально-провакационную помощь, такой вариант помощи можно назвать прагматическим (без ущерба для себя). Характер восприятия ребенком сверстника определяется как носителя определенного отношения. У этих ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя.

Вывод: важно как можно раньше выявить внутриличностные качества ребенка, т.к. множество негативных проявлений и деструктивных явлений среди молодежи имеют свои истоки в дошкольном детстве.