Подготовка к сочинению по статье (отрывок из статьи Ю.А. Шрейдера "Основы этики")

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (479 кБ)


Технологическая карта урока

Предмет,  класс Русский язык, 11 класс
Тема урока

Дата

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту Ю.А. Шрейдера. (Задание “С” ЕГЭ)

20.03.2012 г.

Оборудование, использование ИКТ, источники информации. Мультимедийный проектор, ПК, компьютерная презентация, дидактический раздаточный материал.

1. Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части “С” по новым критериям. www.gramma.ru

2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. “Русский язык” - приложение к газете “1 сентября”, 2006, № 12.

3. Е.В. Никитина. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.

4. О.В. Груздева. Использование инновационных технологий в деятельностном и практико-ориентированном подходе к анализу текста. Журнал “Русский язык. Все для учителя”, 2011, №6.

5.Е. С. Симакова. Русский язык “Сочинение”. Задания с развернутым ответом. Часть “С”. – М.: АСТ. Астрель. Полиграфиздат, 2010.

Цель урока Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту Ю.А. Шрейдера.
Задачи урока:

1) обучающая

1. Практиковаться в определении темы и проблемы текста.

2. Учиться комментировать проблему и авторскую позицию.

3.Познакомить с понятиями: мораль, моральные запреты, добро, зло, этически напряженная ситуация, моральный выбор.

4.Организовать самостоятельную и творческую работу учащихся.

2) развивающая 1. Развить умение анализировать, делать вывод, аргументировать свое мнение.

2. Развить мышление и грамотную речь учащихся.

3) воспитывающая 1.Формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

2. На примере литературных произведений и материалов СМИ способствовать формированию моральных запретов.

Методы и приемы обучения Устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, подготовка информационной справки, презентация, “инсёрт”, кластер, частично-поисковая деятельность.
Формы Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный устный опрос, индивидуальная.
Основные понятия и термины урока Мораль, нравственность, этически напряженная ситуация, моральный запрет, убеждение, зло, добро, добродетель.
Предварительная подготовка к уроку Напечатать индивидуальную карту урока для учащихся (карта прилагается).

Индивидуальные задания учащимся:

  1. Используя электронные словари, найти определения понятий: мораль, нравственность, этически напряженная ситуация, моральный запрет, убеждение, зло, добро, добродетель – и оформить слайд к презентации (№7, 14).
  2. Найти в интернете информацию о Ю.А. Шрейдере и оформить слайд к презентации (№4).
  3. Найти в СМИ, произведениях художественной литературы примеры морального выбора, моральных запретов.
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Слайды
1.Организационный момент. (Презентация, слайд 1) 1. П риветствие.

2. У.: Запишите дату и тему урока. Прочитаем высказывание М. Горького. Какие цели и задачи ставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

№1
2. Постановка целей урока, вступительное слово учителя. (Презентация, слайд 2) 1. У.: Итак, цель урока… (См. слайд)

2. У.: Вспомните основные элементы структуры сочинения. (Ответы учащихся)

№2
3. Актуализация знаний учащихся. (Презентация, слайд 3) 1.У.: Просмотрите ещё раз алгоритм выполнения работы. №3
4. Реализация инд. домашнего задания.

Информационная справка об авторе. (Презентация, слайд 4)

1. У.: Сегодня мы будем работать с текстом, который является отрывком из лекции по этике. Автор – Юлий Анатольевич Шрейдер. Это имя знакомо вам?

2. Краткая информационная справка об авторе, подготовленная учащимся в виде слайда и включенная в презентацию урока.

№4
5. Чтение и анализ текста. (Презентация, слайд 5,6) 1.У.: Читаю текст вслух, а вы читаете внимательно текст в карте урока (Приложение 1) способом “инсёрт”:

во время чтения делайте пометки на полях (“v” - знаю, “+” - новое, “-” - думал иначе, “?” - не понял, есть вопросы) и подчеркните слова, которые вы считаете ключевыми. (Слайд 5)

2.У.: - Посмотрите на ключевые моменты текста. (Слайд 6) Что подчеркнули вы? Есть ли то, что вы не поняли? (Слово, предложение, какая-то мысль). (Обсуждение)

№5

№6

6. Реализация инд. домашнего задания. Работа с ключевыми понятииями. (Презентация, слайд 7) 1. Ответ учащегося (подготовленный в виде слайда и включенный в презентацию урока словарь ключевых понятий и словарь сочетаний).

2. У.: Значения слов вы уточнили. Какие сочетания вы еще можете предложить? (Ответы учащихся)

Эти сочетания вы можете использовать при написании сочинения.

3. У.: Что такое тема текста и проблема текста? Чем они отличаются? (Ответы учащихся)

№7
7. Определение темы и проблемы исходного текста. (Презентация, слайд 8) 1. У.: Вспомним теорию… (Слайд 8) Какова тема текста? О чем здесь говорится? (~ Ответы учащихся: широкая тема - мораль, узкая – моральные запреты)

2. У.: - Сформулируйте проблему текста, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.)

№8
8. Комментарий сформулированной проблемы. (Презентация, слайд 9) 1. У.: Вспомним теорию…. (Слайд 9)

2. У.: Прокомментируйте проблему текста, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.)

№9
9. Выделение смысловых единиц текста (кластер) (Презентация, слайд 10,11) 1. У.: Для того чтобы определить правильно позицию автора по проблеме, можно использовать кластер. При повторном чтении выделяете смысловые единицы текста (Слайд 10) и графически их оформляете в виде грозди (Слайд 11). В центре – тема, проблема, вокруг неё крупные смысловые единицы. №10

№11

10. Определение позиции автора. (Презентация, слайд 12) 1. У.: Вспомним теорию… Ответьте на эти вопросы. (Слайд 12)

2. У.: Сформулируйте позицию автора, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.)

№12
11. Высказывание собственного мнения и его аргументация. Реализация инд. домашнего задания. (Презентация, слайд 13, 14, 15) 1. У.: Мы подошли к самой главной части вашего сочинения. Вспомним теорию…. Начните свое высказывание, используя следующие обороты… (Слайд 13)

2. Презентация учащимся слайда с афоризмами и пословицами на тему морали. Объяснение высказываний. (Слайд 14)

4. У.: Назовите, пожалуйста, примеры морального выбора, моральных запретов, которые вы нашли в СМИ, произведениях художественной литературы. (Ответы учащихся). Вот еще несколько примеров из произведений художественной литературы. (Слайд 15).

№13

№14

№15

12. Оформление заключения работы. (Презентация, слайд 16) 1. У.: Вспомним теорию… (Слайд 16)

2. У.: Сформулируйте заключение, используя один из оборотов, и запишите. Что получилось? (Учащиеся называют несколько вариантов. Некоторые корректируются.)

№16
13. Подведение итога урока. Домашнее задание. (Презентация, слайд 17, 18) 1. У.: Подведем итог урока… Было что-то непонятно?.. (Слайд 17).

2. У.: Когда работа будет готова, проверьте её внимательно, проследите следующие моменты:.. (Слайд 18).

№17

№18

Литература

1. Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части “С” по новым критериям. www.gramma.ru

2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. “Русский язык” - приложение к газете “1 сентября”, 2006, № 12.

3. Е.В. Никитина Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.

4. О.В. Груздева. Использование инновационных технологий в деятельностном и практико-ориентированном подходе к анализу текста. Журнал “Русский язык. Все для учителя”, 2011, №6.

5. Е. С. Симакова. Русский язык “Сочинение”. Задания с развернутым ответом. Часть “С”. – М.: АСТ. Астрель. Полиграфиздат, 2010.