Занятие по ПДД в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Способствовать развитию осторожности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточённость.

Оформление зала: На центральной стене – панно «Вид улицы», под ним, на полу, изображён перекрёсток, обозначены пешеходные дорожки, островок безопасности; на небольшом возвышении стоит регулировщик (макет).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы живём в красивом городе с зелёными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие правила для водителей машин и пешеходов.

(В зал заходит Дядя Стёпа)

Дядя Стёпа: Здравствуйте, ребята!

Сорока: Ужас! Кошмар! Безобразие!

Воспитатель: Что случилось?

Сорока: Беда! В стране Светофории заколдованы все знаки! Пропал светофор! Сплошной беспорядок! Помогите! Скорей!

Воспитатель: Пропали все знаки! Непорядок! Без них нельзя. Надо срочно принять меры! Дети, вы согласны прийти на выручку? Не боитесь трудностей?

Дядя Стёпа: У меня есть волшебный свисток: если что, он поможет. Не будем терять ни минуты! Но прежде чем отправиться в путь мы должны повторить правила дорожного движения.

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы все вместе дружно отвечайте:  разрешается или запрещается. Итак, думаем, вспоминаем, быстро отвечаем!

  • Идти толпой по тротуару…   – запрещается!
  • Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…  – запрещается!
  • Переходить улицу на красный свет светофора… – запрещается!
  • Помогать старикам и старушкам переходить улицу…  – разрешается!

Дядя Стёпа: Молодцы! Ну а теперь в путь с весёлой песней!

(Звучит «Песенка дружных ребят»)

Дядя Стёпа: Кажется прибыли.

Воспитатель: Что же здесь произошло? Слышите, кто-то плачет?

Здравствуй! Ты кто? Почему ты плачешь?

Дорожный знак: Я – дорожный знак. Меня заколдовали.

Воспитатель: Какой ты дорожный знак?

Дорожный знак: Не зна-а-а-аю.

Воспитатель: Это невозможно! Ты должен знать, как называешься!

Дорожный знак: Раньше знал, а теперь не знаю. Ребята, помогите вспомнить!

Воспитатель: Что мы должны для этого сделать?

Дорожный знак: Отгадайте загадку:

С двух сторон дороги, стройный и красивый,
Вырос треугольник с зеброй в середине.
Где машины движутся так, что не пройти,
Людям помогаю я дорогу перейти.

Дети: Пешеходный переход.

Дорожный знак: Вспомнил! Вспомнил! Меня зовут… Пешеходный переход! Спасибо вам ребята!  (переворачивает планшет на груди с изображением перехода)

Дядя Стёпа: Для чего нужен пешеходный переход?. Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный).

Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним правила перехода улицы.

1 ребёнок:

Через улицу, дружок,
Не беги наискосок,
А без риска и хлопот
Шествуй там, где переход.

Дядя Стёпа: Чтобы лучше запомнить это правило, поиграем.

(Проводится игра «Весёлый жезл»)

Воспитатель: Уважаемый знак, скажи нам, кто так зло подшутил?

Дорожный знак: Я не знаю. Только «оно» как прыгнет, как схватит и … бежать.

Воспитатель: Интересно, кто тут чудит?  (входит Бука-Злюка)

Бука-Злюка: Ха – ха – ха!  Ну, как я тут всё запутала? Там знаки заколдовала, тут светофор украла! А в результате аварии и беспорядки! Сколько мальчиков и девочек попало в больницу!  Смех, да и только! Прямо животики надорвёшь! Ха – ха – ха!

Дядя Стёпа: Так это твоих рук дело? Ты кто такая?

Бука-Злюка: Я – Бука-Злюка! Я злая, вредная. Я люблю делать всякие пакости всем назло! Ха – ха – ха!

Дядя Стёпа: Ах, так? Но мы с ребятами этого, ни за что не допустим! Правда?

Бука-Злюка: Ой, не смешите!

Воспитатель: Бука-Злюка, немедленно расколдуй дорожные знаки!!!

Бука-Злюка: Как бы не так! Вы сначала меня развлеките, повеселите, потом и поговорим.

Воспитатель: Развеселить тебя пустяк, станцуйте, дети,  «краковяк».

(Дети танцуют «Детский краковяк»)

Дядя Стёпа: Ну, что, Бука-Злюка, расколдуешь знаки?

Бука-Злюка: И не подумаю.

Дядя Стёпа: Ах, так! Вот я тебе сейчас покажу! (свистит в свисток)

Бука-Злюка: Ой – ой – ой, не надо, не надо! Расколдую, если вы мои загадки отгадаете. А их ещё никто не отгадывал, ха – ха – ха!

Воспитатель: Хватит хихикать, давай свои загадки.

Бука-Злюка: Слушайте, ребятки, трудные загадки:

Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.

Дети: Велосипед.

Бука-Злюка: Отгадали! Рано радуетесь! Сейчас я вам самую трудную загадку загадаю:

Вот стоит на улице
В чёрном сапоге –
Чучело трёхглазое
На одной ноге.

Дети: Светофор.

Бука-Злюка: Опять отгадали! Бедная я, бедная! У – у – у… (плачет)

Воспитатель: Да ты никак плачешь?

Бука-Злюка: Я?! И не подумаю! Слушайте, ребятки, последнюю загадку:

Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.

Дети: Регулировщик.

Бука-Злюка: Пропала я, пропала! (Выходят дети дорожные знаки).

Дорожные знаки (поочерёдно): Спасибо вам, ребята, что вы спасли всех нас.

Мы важные знаки,
Дорожные знаки –
На страже порядка стоим.

Воспитатель: Дети, давайте скажем как эти знаки называются и что обозначают? (ответ)

Дорожные знаки:

Знаки мы дорожные
И совсем не сложные.
Ты, дружок, нас уважай,
Правил ты не нарушай!

Бука-Злюка: А мне знаки не почём, поиграю я с мячом. Кто со мной? Выходи скорей на тротуар! Здесь так хорошо, лучше места не сыщешь! (начинает играть с мячом бросает его детям).

Дядя Стёпа: (свистит) Гражданка, вы нарушили правила поведения на улице. Ребята, можно ли играть мячом на тротуаре? Почему? (Ответы). Правильно играть на тротуаре нельзя. Это очень опасно! На улице игра не доводит до добра.

Мальчик:

Гляньте, что за чудеса –
Два подвижных колеса!

Бука-Злюка: Какой хороший мальчик! Смелый, ловкий, настоящий нарушитель! Я таких уважаю! Молодец! Хорошо катаешься!

Мальчик:

Я ещё вот так могу!
Ай, ай, ай моя нога! Помогите!

Дядя Стёпа: Мальчик разве ты не знаешь правил дорожного движения?

Мальчик: Да, знаю, просто во всём виноват этот велосипед!

Воспитатель: Нет, не велосипед, а ты сам. Вот послушай, что тебе скажут дети.

2-ой ребёнок:

Тебе четырнадцати нет –
Запомни правило одно,
По улицам велосипед
Тебе водить запрещено!

Воспитатель: Ездить можно только там, где есть специальный разрешающий знак. Посмотри на него внимательно и запомни.

3-й ребёнок: (со знаком разрешающим велосипедное движение)

Можно ехать мне и Феде
Тут лишь на велосипеде…
Хорошо, что не купили
Мамы нам автомобили.

Бука-Злюка: Не слушай ты их! Пойдём лучше со мной вместе. Со мной не соскучишься.

Мальчик: С вами? И так из-за вас чуть в аварию не попал.

Бука-Злюка: Струсил! Я думала, ты смелый! Хотела с тобой познакомиться поближе, а ты…

Дядя Стёпа: Замолчи, Бука-Злюка, лучше верни нам светофор!

Бука-Злюка: Ой, милые, сил у меня нет, мне бы отдохнуть немного…

Дядя Стёпа: Опять за своё?! (берёт свисток)

Бука-Злюка: Ну ладно, ладно, так уж и быть. А зачем вам светофор? Вы же всё равно не умеете переходить дорогу.

Воспитатель: Вот и неправда! Дети, расскажите Буке-Злюке, что вы знаете про светофор.

Дети (поочерёдно):

Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут  и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет «Нет!»
Сдержанно и строго.
Жёлтый цвет даёт совет
Подождать немного.
А зелёный свет горит.
«Проходите», – говорит.

Бука-Злюка: Ваши головы забиты настоящей ерундой.

Вы про правила забудьте, вот вам мой совет простой.

Воспитатель: Ну, это уж слишком! Не слушайте её, ребята. Давайте споём песню про светофор.

(Исполняется «Песня о светофоре»)

Бука-Злюка: Я сейчас вас испытаю. Скажите, где находится красный свет светофора?

Дети: Вверху.

Бука-Злюка: Поднимите руки вверх, заодно я проверю, кто из вас не мыл ладошки. А жёлтый сигнал светофора, где расположен?

Дети: В середине.

Бука-Злюка: Согните руки на уровне плеч. (Выполняют). А на какой сигнал можно  переходить улицу? (На зелёный). Где он находится? Покажите. (Опускают руки вниз). А сейчас я буду называть сигнал светофора, а вы показывайте,  где они расположены.

Бука-Злюка называет цвета, а руками показывает неправильные движения. Например, назвав «жёлтый», поднимают руки вверх и т. д. Дети не должны поддаваться на провокацию.

Дядя Стёпа: Не запутать тебе нас, как не старайся. Дети отлично знаю все сигналы светофора, и мы это ещё раз докажем в игре.

(Проводится игра «Перейти улицу», затем игра «Будь внимательный»)

Воспитатель: Ну что, Бука-Злюка, вернёшь нам светофор?

Бука-Злюка: Так и быть! Ваша взяла! Возвращаю вам светофор. (Отдаёт) А скажите, что это за секрет такой, что вы все мои задания выполнили?

Воспитатель: Секрет простой. Нам помогла дружба. Дружба творит настоящие чудеса!

Бука-Злюка: И я хочу подружиться с вами, я не буду больше делать пакости, возьмите меня к себе.

Воспитатель: Дети, возьмём? (Ответы) Что ж, Бука-Злюка, вставай с нами  в дружный хоровод!

(Проводится игра-хоровод «Дружат дети всей земли»)

Воспитатель: Хорошо идти по улице, когда горит зелёный глаз светофора, и смотреть на свой родной город! Самый яркий свет…

Дети: Зелёный!

Воспитатель: Самый добрый свет…

Дети: Зелёный!

Воспитатель: Можно ехать и идти…

Дети: Всем счастливого пути!

(Звучит фонограмма «Вместе весело шагать»)