Сон как художественный прием в русской литературе XIX в.

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с поэтическим миром снов, различными точками зрения на  природу их возникновения.
  2. Выделить символическое значение сна для раскрытия идеи произведения.
  3. Развивать навыки анализа текста.
  4. Развивать речь учащихся.
  5. Расширить представление об иносказании.

Методы и приемы:

  • репродуктивный (слово учителя);
  • эвристическая беседа;
  • исследовательский (анализ произведения с целью выявления роли «сна» как художественного приема);
  • творческое чтение (умение «расшифровывать» иносказание);
  • пропедевтический метод (индивидуальные задания для учащихся).

Оборудование:

Роман А.С. Пушкина «Евгений  Онегин», роман И.А. Гончарова «Обломов»;
запись фрагмента оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;
иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»: художник И.В. Волков «Сон Татьяны» (1891 г); Ю. Звирбулис «Сон Татьяны» (1974г.); иллюстрации к роману И. А. Гончарова «Обломов»: С. Шор «В гостиной перед ужином» (1936 г.); Чемберс-Билибина «Двор в Обломовке» (1908 г.), «Илюша и няня» (1908 г.);  В. Табурин «Илюша у оврага» (1898г.)

ХОД УРОКА

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

У. Шекспир «Буря» (Акт IY, сцена I)

I. Сообщение темы, целей урока; запись темы, эпиграфа в тетрадь.

1. Вступительное слово.

- Ребята, думаю,  для вас не секрет, что сон для человека всегда был таинственной загадкой. Как всякая тайна, он чрезвычайно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и даже колдовство… Безусловно, интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Например, Никита Ильич Толстой (1923-1996), выдающийся советский и российский исследователь славянской мифологии и этнолингвистики, изучая славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, установил, что «сон-это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования и пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». К постижению феномена сна стремится и наука, недаром  изучением природы сна в настоящее время занимаются специализированные научно-исследовательские институты большинства стран мира. Некоторые из этих институтов так и называются: «Институт сна», «Лаборатория сна», «Институт изучения сна» или же «Клиника нарушений сна». Такой ажиотаж вокруг сна среди ученых связан в первую очередь с тем, что науке о сне не более ста лет. А Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель – продолжением деятельности.  Например, Менделеев открыл свою таблицу во сне. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было использовано литературой. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает его чувства и переживания.

- Ребята, может быть, вы вспомните стихотворения и их авторов, в названиях которых встречается слово «сон»?

- На память приходят такие названия стихотворений, как «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день…»)1830-31г, «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)1841г. М.Ю.Лермонтова; «Сновидение» 1817г. А.С. Пушкина; «Сон на море» 1830г. Ф.И. Тютчева; «Сны раздумий небывалых…» 1902г. А.А. Блока и т.д. Список может быть длинным. Мы ограничим нашу тему именами двух великих русских писателей   (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов») и попытаемся выяснить, какую функцию выполняет сон в произведениях разных жанров. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из шекспировской пьесы «Буря» 1609г.

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

Писатели часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить желаемое своих героев, а порой через них и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного. Давайте вспомним святочную неделю, в течение которой русская традиция по гаданиям и снам предлагает угадывать будущее.  Есть поговорка по такому случаю: «Сон – совет, а ясный день – ответ». И вот именно такой сон, роль которого нам нужно выяснить, мы увидим у А.С. Пушкина в его гениальном романе «Евгений Онегин».

II. Чтение, обсуждение и анализ эпизодов.

 1. А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

- Ребята, сон Татьяны - это одно из самых поэтических и таинственных мест романа. Это очень своеобразный, тонкий поэтический прием.

- Вспомним, как А.С. Пушкин объясняет те особенности характера Татьяны, которые не понял Онегин и за которые любит ее Повествователь?
(«Татьяна русская душою…» (гл. 5, ст.IY))
- А теперь прослушаем запись из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
- Как эта запись перекликается с текстом романа?

   (И в опере сатирически изображаются образы гостей, которых она ждет на свои именины, они особенно неприятны ей теперь, после того, как она узнала Онегина)

- Произведем сравнительный  анализ: «За столом сидят чудовища кругом…» (гл.5,ст. XY)
Гости на именинах (гл.5,ст. XXY)
(С помощью сна перед нами выстраивается галерея карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным).
- Прошло полгода со времени объяснения Татьяны и Онегина, но он по-прежнему продолжает жить в ее воображении, за эти полгода он ни разу у Лариных не был, поэтому появление его на именинах будет воспринято Татьяной как неожиданность.

Сообщение, подготовленное заранее учащимся «Традиционные мистические элементы сна Татьяны» (Зверь, петух и свинья, медведь, козел, река)

(«Пошли приветы… (гл.5,ст. XXXIY)

- Кто помешал во сне счастью быть вместе с Онегиным? (Ольга и Ленский)
«Вдруг Ольга входит…» (гл.5, ст.XX)

- Ребята, как вы думаете, для чего Пушкин в реалистическом произведении вводит элементы мистики?

(Сон Татьяны - это своеобразное отражение ее будущих отношений с Онегиным,  которые  будут развиваться по линии неожиданностей. Сон предупреждает Татьяну о мертвенности духовного мира ее избранника,  поэтому счастье между ними невозможно).

-Чем реален этот сон?
(Он предсказывает реальное событие – гибель Ленского, разрыв Татьяны и Онегина).

- Какова художественная роль сна Татьяны в романе?

(Пророческий)

- Как вы понимаете значение слова «пророческий»?

(Сон-предсказание,  предупреждение).

- Обратимся к иллюстрациям русских художников. Удалось ли передать им замысел автора?

Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:

  1. любя свою героиню, А.С. Пушкин дарит ей пророческий сон-предупреждение, желая оградить ее от грядущих мук;
  2. сон Татьяны важен и с точки зрения композиции: на нем кончается привычное течение любовного романа.

2. И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ».
- Известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «…постепенно в истории культуры…сон-предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется сном как пути внутрь себя». Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и, естественно наяву. И такой сон, показывающий лучшие качества личности, которые читатель не сразу видит при описании обыденной жизни героя, мы наблюдаем в романе Гончарова «Обломов».

- Вспомним содержание главы «Сон Обломова».

Звучит художественный пересказ главы в исполнении учащегося с использованием иллюстраций к роману.

- Ребята, может быть, сон Обломова – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? Что такое Обломовка? Может, это образ прекрасной, но недостижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия?

(Да, это утопия для Обломова, но не для автора)

- Вспомним, что такое утопия-антиутопия.

(Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития).

- С помощью сна мы  обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей. Это мы слышим из уст Штольца.

- Что он говорит в конце романа об Обломове?

(«А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и – пропал!»
ч. IY, гл. XI?)

-  И Ольга Ильинская вторит Штольцу. Обратимся к тексту.

(«Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь!» ч. III, гл.XI)

- Чувствовал ли сам Обломов, что с ним происходит?

(«Отчего же я такой?» ч.1, гл.8)

- Что же объясняет сон Обломова?

(Сон объясняет, почему хорошие, светлые начала души героя все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный).

- Какую композиционную роль выполняет сон в романе? Что отделяет? Почему?

(Сон отделяет Обломова от визитеров и Штольца. Герой не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления)

Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:

  1. Обломовка – символ. Она убила в юной душе стремление к действию.
  2. Сон - это объяснение: почему Обломов стал таким и в чем его трагедия.

- Гончаров, показывая Обломова, его сон, использует ярчайшую художественную особенность в этом эпизоде романа. Сказки В. Жуковского «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина говорили о том, что чудесный сон – избавление от смерти: придет любимый с поцелуем и исчезнут чары. Любовь вернет к жизни, разбудит от сна. Гончаров же, чтобы показать трагедию личности своего героя, подчеркивает, что сон Обломова продолжается всю жизнь, даже любовь Ольги не заставила его жить.

III. Подведение итогов урока.

- На основании своих записей в тетради, сделайте вывод: какова композиционная  роль снов как художественного приема в литературе.
Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.

(Русские писатели, используя сон как художественный прием, помогают читателю глубже понять не только суть личности героев, но и идейное своеобразие всего произведения).

IY.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Сны Раскольникова как отражение его психологического состояния. (Для сильных учащихся)
  2. Прочитать и подготовить художественный пересказ и сравнительный анализ снов Раскольникова («Сон об убийстве лошади» и «Сон о моровой язве»)
  3. Творческое задание. Проанализировать слова Ф. Шиллера: «Сон – это голос подавленной совести человека,  его скрытый внутренний судья…»