Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • повысить познавательный интерес учащихся к истории Древней Руси;
  • расширить знания учащихся о жизни и культуре древних славян;
  • развить познавательную активность, речь учащихся, умение анализировать исторические ситуации с опорой на ранее изученный материал;
  • сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе славянских традиций;
  • воспитать уважительное отношение учащихся к истории наших предков.

Оформление: выставка детских рисунков на тему “Восточные славяне”.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение), экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями для каждой группы, сценарии славянских праздников, старославянские тексты, тексты исторических источников.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Сегодня наше мероприятие посвящено Древней Руси. Вы расширите свои знания о наших предках – славянах, их образе жизни, быте, традициях. Классный час будет проходить в необычной форме – в форме фольклорно-интеллектуальной игры между двумя командами, которые уже заранее были определены. Как вам известно, наши предки – славяне – были язычниками. Языческие традиции славян полностью не исчезли, а продолжают жить в сознании людей, народной памяти (в приметах, суевериях, сказках, песнях и т.д.). Так языческая религиозная обрядность сохранилась в системе русских календарных праздников. Это Купала, Коляда, Масленица, Зелёные Святки, Ярилин день и другие. Наша языческая мифология сохранилась в наших волшебных сказках. Русская хороводная культура и ряд детских игр имеют славянские корни. Таким образом, традиционная народная память помнит верования, которым многие тысячи лет.

Итак, мы начинаем путешествие в мир наших далеких предков.

II. Проведение игры.

Участники делятся на 2 команды, каждая из которых выполняет предложенные задания, набирая определенное количество баллов. Оценивает команды жюри из учителей и учащихся. Победителем считается тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Задание 1 (см. слайд 3, 4)

Славянские названия месяцев.

Соотнести славянские и современные названия месяцев. Дать объяснение каждому названию. (Приложение 1)

Максимальный балл – 36 б. (По 3 б. за каждый правильный ответ)

Задание 2 (см. слайд 5)

Инсценировка славянских праздников.

Команды должны показать сцену празднования одного из славянских праздников – Коляда или Иван Купала (учитель заранее раздает сценарий праздника, дети самостоятельно его инсценируют). После того как одна из команд выступит, другая команда должна рассказать подробно об этом празднике (когда отмечался, какие традиции и приметы этого праздника сохранились до наших дней). (Приложение 2)

Максимальный балл – 7 б.

Переменка.

Пока жюри подводит итоги, у нас – “Переменка”. Мы с вами попытаемся вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая “продержалась” дольше всех, получает дополнительно 3 балла.

Задание 3 (см. слайд 6)

Древнерусские крылатые выражения.

Командам предоставляется список древнерусских крылатых выражений и примет. Задача участников - объяснить их значение. (Приложение 3)

Максимальный балл – 12 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)

Задание 4. (см. слайды 7-11)

Перевод старославянского текста на современный русский язык.

Командам предлагается текст, написанный кириллицей, и список основных букв кириллицы (Приложение 4). Команды должны попытаться перевести этот текст на современный язык, или хотя бы передать основной смысл данного текста. (Приложение 5)

Максимальный балл – 10 б.

Задание 5. (см. слайд 12)

Расшифровка волшебного квадрата.

В этом волшебном квадрате много разных букв. На первый взгляд, кажется, что все они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться более внимательно, то можно найти названия славянских племен и богов. Читать слова можно по вертикали и по горизонтали. (Приложение 6)

Максимальный балл – 22 б. (По 2 б. за каждый правильный ответ)

Задание 6. (см. слайд 13)

Работа с историческим источником.

Команды должны прочитать отрывки из книги Николая Ивановича Костомаров “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”, определить, о ком идет речь, назвать ключевые фразы, по которым они это определили. (Приложение 7)

Максимальный балл – 5 б.

Задание 7. (см. слайд 14,15)

Работа с иллюстрациями на историческую тему.

Определите, какое событие изображено на картинке, кто является ее автором. Дайте краткую историческую справку данного события. (Приложение 8)

Максимальный балл – 9 б.

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

Пока жюри подводит итоги игры, можно провести “Переменку”. Участникам необходимо дать современное значение устаревших слов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • “чело” (Лоб)
  • “кудесник” (Волшебник, колдун)
  • “курган” (Холм над могилой знатного воина)
  • “жребий” (Судьба, участь)
  • “отрок” (Младший воин в дружине)
  • “сеча” (Битва с врагом)
  • “волхв” (Языческий жрец, служитель богов)
  • “око” (Глаз)
  • “недуг” (Болезнь)
  • “броня” (одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от ударов меча, копья)
  • “витязь” (храбрый воин, богатырь)
  • “оброк” (дань)
  • “чадо” (сын или дочь до 12 лет)
  • “супостат” (противник, враг)

Заключительное слово учителя.

Наше мероприятие заканчивается. Но, не смотря на это, славянские традиции и обычаи останутся надолго в вашей памяти благодаря этой игре. Мы с вами окунулись в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей в виде славянских обрядов, традиций, примет, суеверий и т.д. Мы не должны терять наши исторические корни, чтить и помнить обычаи и традиции наших предков.

Интернет-ресурсы.

  1. http://slovar.kakras.ru/
  2. http://www.booksite.ru/enciklopedia/index.htm
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://slavyans.narod.ru/holidays/kolyada.html
  5. http://rujaz.narod.ru/kuvalina/Kuvalina.Starosl.2006.pdf