Авторская программа спецкурса "Игрушка-сувенир"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (607 кБ)


При составлении авторской программы спецкурса «Игрушка-сувенир» стоял вопрос, что включить в программу спецкурса? Что будет интересно учащимся 2-3-х классов?

Считаю, что спецкурс для начального звена должен быть:

  • должен быть интересным для данного возраста;
  • доступным по используемым материалам и инструментам;
  • доступным по способу выполнения;

Спецкурс должен быть экономичным с точки зрения затрат, то есть лучше всего, если во время проведения занятий будут использоваться те материалы, которые есть в доме почти у каждого. И в то же время спецкурс должен быть связан с каким-либо традиционным видом отделки или декоративно-прикладного искусства.

Я всегда вспоминаю свою бабушку: никакой даже маленький лоскуточек не лежал без дела, остатки пряжи, пряжа, бывшая, всегда находили применение, не выбрасывалось ничего. Конечно, сейчас жизнь сильно изменилась, видимо нас приучили относиться к вещам и предметам настолько бережно, что до сих пор, прежде чем избавиться от чего-то ненужного, подумаешь, а действительно это уже нельзя использовать нигде? Сейчас к вещам относятся намного проще, но считаю по-прежнему необходимым, приучать детей бережно и экономно относиться к вещам, материалам и предметам, всегда находить возможности применения.

Обучающихся начальных классов привлекает возможность создания своими руками различных поделок, игрушек, сувениров. В этом возрасте дети очень любознательны и активны.

Программа спецкурса построена таким образом, чтобы ученик сначала осваивал простые действия, по мере освоения - более сложные:

  • заготовка шаблонов, материалов, технологии изготовления помпона, техника безопасности, организация рабочего места;
  • простые игрушки из одного помпона;
  • игрушки из ниток усложнённой формы, состоящие из нескольких помпонов;
  • игрушки-помощницы из текстильных материалов;
  • объёмные игрушки.

Спецкурс составлен в соответствии со школьной программой. Первая часть программы связана с выполнением игрушек из помпонов, где не требуются навыки шитья. Навыки шитья дети получают во второй половине учебного года. Тогда по плану включено выполнение игрушки из текстильных материалов, где как раз требуются навыки шитья. Конечно способности у всех детей разные, у кого-то получается всё с первого раза, кому-то требуется больше помощи со стороны учителя, чтобы ребёнок ощутил свой первый результат, мог порадоваться, почувствовал важность своей работы, почувствовал себя успешным. Наблюдая за работой детей уже много лет, приходишь к выводу, насколько важно развитие мелкой моторики. Когда у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, сразу бросается в глаза, насколько аккуратно выполнена его работа, аккуратно вырезаны детали, насколько слажены движения рук и пальцев. Сложнее приходиться тем детям, у которых моторика развита недостаточно, но ведь мы и даём возможность при выполнении мелких работ, при отработке движений развивать эти навыки, что важно для ребёнка. При выполнении такого рода движений так же развивается чёткость и правильность движений, глазомер, сейчас каждый родитель знает о важности этих качеств.

Спецкурс также даёт возможность напрямую обратиться к народным традициям, развить творческие способности обучающихся. Учителя технологии всегда используют возможность почерпнуть что-то из традиционного, и применении этого традиционного в новых условиях. Изготовление игрушек из помпонов это как раз связь традиций и привлечение нового. Наши бабушки всегда знали, как применить остатки пряжи: изготавливали помпоны для варежек, шапочек. Мы связали это с возможностью создания игрушки, и помогла нам в этом замечательная книга Катрин Ривуар: «Помпоны». При выполнении таких работ у ребёнка есть возможность проявить свою фантазию. В программе спецкурса предусматривается выполнение творческой работы, которую мы назвали: «Придумай игрушку сам».

Приложение 1.