Главный подход к обучению иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Коммуникативный подход в обучении языку начинается с теории языка как средства коммуникации. Целью обучения языку является развитие коммуникативной компетенции. На уровне теории, коммуникативное обучение языку, имеет богатую теоретическую базу – некоторые характеристики этого коммуникативного взгляда на язык следующие:

1. Язык это система выражения значений.

2. Начальная функция языка - это общение и взаимодействие.

3. Структура языка отражает его функциональное и коммуникативное использование.

4. Основа языка это не только грамматические и структурные характеристики, но и категории функционального и коммуникативного значения.

Типы обучающих и изучающих видов деятельности.

Многообразие упражнений и видов деятельности с коммуникативным подходом неограниченно, что обеспечивает учащимся возможность добиваться коммуникативных целей, воодушевлять учащихся к общению, и требовать использование подобных коммуникативных процессов как в обмене информацией, так и в общении. Виды деятельности в классе часто разработаны, чтобы сконцентрироваться на выполнении заданий, которые являются связующим звеном в обмене информацией.

Эти виды деятельности включают много форм: показ слайдов, которые учащиеся пробуют определить; обеспечение незаконченными планами и диаграммами, которые учащиеся должны заполнить, запрашивая информацию; прослушивание отрывков, записанных на диске, после чего учащиеся должны передать содержание другим учащимся в классе. Подобные технологии обеспечивают информацией одного или нескольких учащихся, не предоставляя эту информацию остальным.

Хотелось бы разграничить функциональную коммуникативную деятельность и социальное общение, как главные виды деятельности в обучении коммуникативному языку.

Функциональная коммуникативная деятельность включает такие задания как сравнение учащимися ряда картинок, отмечая их схожесть и отличия; вырабатывание цепочки вероятных событий из данных картинок; обнаружение не хватающих деталей в карте или картинке; один учащийся взаимодействует за препятствием с другим учащимся и дает инструкции, как нарисовать картину или форму, или как закончить карту, а другой, следуя инструкциям и решая проблемы из данных ключей, выполняет задание.

Социальное общение включает беседы и обсуждения, диалоги и ролевые ситуации, импровизации, споры и шутки.

Роль учителя

Учитель берет на себя две главные роли. Первая роль – это облегчать процесс общения между учащимися в классе, а также быть посредником между учащимися и различными видами деятельности и текстами.

Вторая роль – это играть роль независимого участника внутри группы. Последняя роль тесно относится к первой и выходит из нее. Эти роли предполагают ряд последующих ролей для учителя, во-первых, как организатора ресурсов, так и ресурс сам по себе, во- вторых, как ведущего в классе в проведении видов деятельности.

Третья роль – это роль исследователя и изучающего, обладающего знаниями и способностями, чтобы наблюдать за процессом естественного обучения и направлять его в нужное русло.

Учитель, использующий коммуникативный подход, берет на себя ответственность за определение и оказание помощи учащимся. Это может быть сделано неформально и лично через беседу один на один, в которой учитель обсуждает такие вопросы, как понимание учащегося основных задач и стиля обучения, а также средств обучения. Это может быть сделано и официально, где необходимо попробовать определить индивидуальную мотивацию учащегося в изучении языка. Например, учащиеся могут ответить по 5-бальной шкале (от полного согласия до полного несогласия) на следующие утверждения:

I want to study English because...

1. I think it will someday be useful in getting a good job.

2. It will help me better understand English-speaking people in their way of life.

3. One needs a good knowledge of English to gain other people respect.

4. It will allow me to meet and converse with interesting people.

5. I need it for my job,

6. It will enable me to think and behave like English-speaking people.

На основе подобного опроса, учитель может планировать работу в группах и индивидуально, чтобы отвечать потребностям учащихся.

Управляющий групповой работой

Коммуникативный подход в обучении часто требует от учителя овладения умениями управления классом. Это ответственность учителя за организацию класса, как места общения и коммуникативной деятельности. Основные принципы практической работы в классе предполагают, что учитель следит, воодушевляет и сдерживает отклонения от беседы, чтобы восстановить пропуски в лексике и грамматике, и записывает подобные пропуски для последующих комментариев и разговорной практики.

Концентрация на беглости речи и вразумительности в коммуникативном подходе в обучении может вызвать тревогу у учителей, привыкших к концентрации на ошибках и исправлении их незамедлительно, видящих в этом их основную задачу. Подобное поведение учителя может оказывать вред на парную и групповую работу.

Материалы

Существует большое количество учебников, созданных, чтобы направлять и поддерживать коммуникативный подход в обучении. Например, учебник Hutchinson's Communicate (1985) не содержит обычных диалогов, упражнений по грамматике, а содержит видео эпизоды, аудио задания, фотографии и картинки, части предложений инициирующие беседу, обсуждение. Важно находить упражнения, помогающие работать в данном направлении. Например, есть два разных текста для парной работы, в каждом содержится разная информация, необходимая для ролевой ситуации.

Если тема урока: Передача информации, а задача: научиться понимать сообщение, спрашивать вопросы, чтобы получить пояснения, запросить больше информации, записать сообщение и представить информацию, то можно описать следующую ситуацию:

A caller asks to see your manager. He doesn’t have an appointment. Gather the necessary information from him and relay the message to your manager. Начало ситуации в офисе можно дать послушать на диске, после чего задать вопросы на понимание (e.g. Why is the caller in the office?).

Разнообразные игры, ролевые игры, задания для общения должны быть приготовлены учителем для подобных уроков. Разнообразные раздаточные материалы потребуются для вовлечения учащихся, такие как карточки, статьи, заголовки, реклама, графики билеты, буклеты и т.д. Особое внимание следует уделить видео компоненту урока, использованию компьютера и интернета. Важно, чтобы материал был интересен учащимся, мог мотивировать их на обсуждение.

Необходимо помнить и о возрастных особенностях и уровне учащихся.

Предлагаю возможный план обучения функции “ making a suggestion” для уровня (beginner) начинающие.

1. Презентация короткого диалога или нескольких мини-диалогов, предшествующего мотивацией и обсуждением функции и ситуации – люди, роли, место, тема, неформальный или формальный язык должен использоваться в соответствии с ситуацией.

2. Устная практика каждого выражения диалога, представленного на данном уроке (весь класс повторяет, половина класса повторяет, группа учащихся повторяет, учащиеся выборочно).

3. Вопросы и ответы, по теме диалога и самой ситуации.

4. Вопросы и ответы, основанные на личном опыте учащихся, но относящиеся к теме диалога.

5. Изучение одного из основных выражений в диалоге. Вы можете дать несколько дополнительных выражений на основе знакомой лексики.

6. Изучение общего правила, лежащего в основе выражения или структуры, которое должно включать в себя как устные, так и письменные формы. (e.g. How about +verb + ing?).

7. Устное узнавание, пояснение.

8. Составление собственного диалога, с использованием подобных структур на данную тему.

9. Проверка изученных структур. How would you ask your friend to...? And how would you ask me to ...?

Заключение

Некоторые авторы учебников отвергают утверждение, что учащиеся должны сначала овладеть индивидуальными навыками (произношением, грамматикой, лексикой), а потом уже применять их в коммуникативных заданиях, они пропагандируют только инструкции на уроках. Но при коммуникативном подходе к обучению языку, одних инструкций мало, это должно быть повседневное общение с учащимися разного уровня, на разные темы, с разным лексическим запасом и грамматической компетентностью. И только в результате этого возможен рост коммуникативной компетентности учащихся без чего невозможно овладение языком.

Коммуникативный подход к обучению языку предназначен для тех, кто ищет более человеческий подход к обучению, для тех, кто готов к общению на разном уровне. Этот подход поддерживают ведущие британские лингвисты, филологи и психологи.