"Образ художественной культуры Японии. Японский журавлик". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

  1. Научить сочувствовать страдающим, научить сопереживать чужому горю, чужому страданию.
  2. Научить выполнять фигурку японского журавлика в технике оригами.

Задачи:

  1. Дать первичные представления о богатстве и разнообразии художественной культуры Японии.
  2. Освоить основы художественной обработки бумаги путем складывания оригами.

Материалы: лист белой бумаги, ножницы, большой лист бумаги голубого цвета для панно.

Зрительный ряд: образец журавлика, презентация по теме.

Музыкальный ряд: песня «Японский журавлик»

Словарик урока: оригами, Хиросима, Нагасаки, Садако Сасаки, сэнсей.

Оформление доски: схема «Журавлик» (оригами).

Форма урока: комбинированный.

Форма организации детей: индивидуальная.

Ход урока

I. Оргмомент.

Проверка подготовки к уроку.

II. Беседа.

Продолжая знакомство с Японией, мы уделим внимание ещё одной страничке из истории этой страны, которая тесно связана с культурой народа и её традициями. Речь пойдёт о японском журавлике. Вы что-нибудь слышали о нём? (Слайд 1)

"Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают – покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? Секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!"

Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение. Большая беда, обрушившаяся на этот народ, вызывает чувства сопереживания, сочувствия страданиям людей. Речь идёт об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года, соответственно). Это единственные в истории человечества два примера боевого использования ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны. (Слайд 2)

Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки. Общее количество погибших составило от 240 тысяч человек в Хиросиме и 80 тысяч человек – в Нагасаки.

Рассмотрим хронологию этого ужасного события.

Около семи часов утра сеть японских радаров раннего предупреждения зафиксировала приближение нескольких американских самолётов, направлявшихся к южной части Японии. Была объявлена воздушная тревога и остановлено радиовещание во многих городах, включая Хиросиму.

Примерно в 08:00 оператор радара в Хиросиме определил, что количество приближавшихся самолётов было очень малым – возможно, не более трёх, – и воздушная тревога была отменена. Небольшие группы американских бомбардировщиков, в целях экономии горючего и самолётов, японцы не перехватывали. По радио было передано стандартное сообщение, что будет разумно отправиться в бомбоубежища, если B-29 будут в самом деле замечены, и что ожидается не налёт, а всего лишь какая-то разновидность разведки.

В 08:15 местного времени В-29, находясь на высоте свыше 9 км, произвёл сброс атомной бомбы на центр Хиросимы. Взрыватель был установлен на высоту 600 метров над поверхностью; взрыв, эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, произошёл через 45 секунд после сброса. (Слайд 3)

В Хиросиме было спокойное и солнечное утро понедельника. После отмены воздушной тревоги, к 8:15 город вернулся к обычной жизни – солдаты выполняли утреннюю гимнастику, улицы были заполнены пешеходами и велосипедистами. (Слайд 4)

Находившиеся ближе всего к эпицентру взрыва умерли мгновенно, их тела обратились в уголь. Пролетавшие мимо птицы сгорали в воздухе, а сухие, возгорающиеся материалы, такие как бумага, воспламенялись на расстоянии до 2 км от эпицентра. Световое излучение вжигало тёмный рисунок одежды в кожу и оставляло силуэты человеческих тел на стенах. Находившиеся вне домов люди описывали ослепляющую вспышку света, с которой одновременно приходила волна удушающего жара. Взрывная волна, для всех находившихся рядом с эпицентром, следовала почти немедленно, часто сбивая с ног. Находившиеся в зданиях, как правило, избегали воздействия светового излучения от взрыва, но не взрывной волны – осколки стекла поражали большинство комнат, а все здания, кроме самых прочных, обрушивались... Одного подростка взрывной волной выбросило из его дома через всю улицу, в то время как дом обрушился за его спиной. В течение нескольких минут 90 % людей, находившихся на расстоянии 800 метров и меньше от эпицентра, умерли. (Слайд 5)

Взрывной волной были выбиты стёкла на расстоянии до 19 км. Многочисленные небольшие пожары, которые одновременно возникли в городе, вскоре объединились в один большой огненный смерч, создавший сильный ветер (скоростью 50–60 км/час[) направленный к центру огня. (Слайд 6). Огненный смерч захватил свыше 11 км² города, убив всех, кто не успел выбраться в течение первых нескольких минут после взрыва.

Несколько дней спустя после взрыва среди выживших медики стали отмечать первые симптомы облучения. Вскоре количество смертей среди выживших снова начало расти, так как пациенты, которые, казалось, начали выздоравливать, начали страдать от этой новой странной болезни. Смерти от лучевой болезни достигли пика через 3–4 недели после взрыва и начали снижаться только через 7–8 недель. Долгосрочные эффекты для здоровья, связанные с лучевой болезнью, такие, как повышенный риск рака, преследовали выживших в течение всей оставшейся жизни, так же, как и психологический шок от пережитого во время взрыва. (Слайд 7)

В 1950-х получила широкую известность история японской девочки из Хиросимы Садако Сасаки, умершей в 1955 году от последствий облучения (лейкемии). Уже находясь в больнице, Садако узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Желая выздороветь и молясь о мире на земле, Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги и успела сложить только 644 журавлика, после чего, в октябре 1955 года, она умерла. Её подруги закончили остальные фигурки. Девочке поставили памятник: на раскрытых ладонях Садако держит журавлика, устремляющегося в небо. Каждый год возле памятника в день гибели девочки собираются тысячи детей со всей Японии и приносят с собой бумажных журавликов в память о девочке и всех жертвах Хиросимы и Нагасаки. Этой традиции уже более 60 лет.

В Хиросиме этой сказке верят:
Выживает из больных людей
Тот, кто вырежет по крайней мере,
Тысячу бумажных журавлей.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях,
Не погибни, словно та японка,
С предпоследним журавлём в руках. (Расул Гамзатов)

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки. Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме. (Слайд 8)

Устали сидеть? Давайте немного отдохнем.

Физминутка ХУДОЖНИКИ

Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Руки вниз, руки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг,
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги (Слайд 9). Этим занятием увлечены все японцы: и дети, и взрослые. Самая известная поделка из бумаги, журавлик, по праву считается символом оригами. Одна из первых фигур, которую стали складывать более тысячи лет назад в Японии, не теряет популярности и сегодня.

Итак, кто поможет мне определить цель сегодняшнего урока?

Ребята, в знак солидарности с теми, кто пострадал от ядерных взрывов, с теми, кто борется за то, чтобы это никогда не повторилось, пусть каждый из вас сделает бумажного журавлика и приклеит на плакат на доске, символизирующий небо. И пускай наши журавлики летят и призывают людей всех стран к протесту против ядерной войны.

III. Практическая работа.

Задание: сложить фигурку журавлика.

Схема очень простая, и начинающему не составит труда сложить эту фигурку из бумаги. В помощниках у меня сегодня несколько сэнсеев (наставников), которые помогут вам овладеть искусством оригами.

Классические фигурки оригами делаются из квадратного листа бумаги, без надрезов и клея. Сначала нам предстоит сложить базовые формы "квадрат" и "птица", из которых мы и сложим журавлика.

Приложение: <Рисунок 1>

(В процессе работы исполняется песня)

Обо всей этой истории была сложена песня, которая так и называется «Песня о японском журавлике». (Слайд 10). Желающие подпевают.

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Японского журавлика товарищ мне привез.
И с этим журавлёночком история одна –
Про девочку, которая была облучена.

Припев:
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.

“Когда увижу солнышко?” – спросила у врача
(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
И врач ответил девочке: “Когда пройдет зима,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама”.

Припев.

Но девочка не выжила и вскоре умерла,
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавленочек упал из детских рук –
И девочка не выжила, как тысячи вокруг

Припев.

IV. Итог урока.

Я думаю, что тема нашего урока не оставила вас равнодушными. Что вы из этого урока взяли для себя?

Как домашнее задание я предлагаю вам сложить ещё фигурки журавлика и подарить окружающим и получить в ответ улыбку или завести нового друга. Можете загадать желание и сложить тысячу таких журавликов и раздарить их. А можете в октябре месяце, когда проходит акция «Волна мира» запустить своего журавлика в небо как символ протеста против войны.

Я благодарю вас всех за участие в уроке и желаю мира и добра. Спасибо!