Ярмарка «Дела давно минувших дней…»

Разделы: Внеклассная работа


Трудно переоценить важность математики, математической образованности и математической культуры в современном мире. Математика - это феномен общемировой культуры, в ней отражена история развития человеческой мысли.

В любом случае математика является фундаментом общего образования, что должно определять её место и роль в современной школе. Одним из средств развития интересов и творческих способностей является внеклассное мероприятие по математике.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки учащегося нового типа, грамотного, образованного, не только знающего, но и умеющего. С целью реализации этой задачи в нашей школе ежегодно проводится “Неделя математики”. В этом году она прошла под девизом “Кто не знает прошлого - не имеет будущего!”. Так появилась идея проведения ярмарки “Дела давно минувших дней...” - мероприятия, сочетающего в себе элементы народного фольклора и математические знания.

Мероприятие предусматривает приобщение обучающихся к культурным, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, формирует целостную образовательную среду, включающую и урочную и внеурочную деятельность ,формирует у обучающихся активную жизненную позицию, способствует освоению универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

При подготовке и проведении данного внеклассного мероприятия были соблюдены определенные педагогические требования, необходимые для достижения поставленных целей.

1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

2. Стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: “игра должна закончится чуть раньше, чем она надоест”.

4. Учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для школьников 4-6 классов характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы.

5. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

6. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, “которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком”.   Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

7. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в рамках предметной недели является их тесная связь с задачей приобщения к математике. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, “рекламу“ математики и математических знаний.

При подборе и подготовке заданий мною учитывалось то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретённые заранее, способствовать активизации творческих способностей. Поэтому основная задача состояла в том, чтобы подобрать задания, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания

не должны были быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Задания были познавательными, творческими, интеллектуальными, исследовательскими и имели различные цели:

  •   Испытать сообразительность (задачки).
  • Выбрать требуемую информацию из предложенной.
  • Систематизировать/ объединить.
  • Сравнить.
  • Составить план действий.
  • Инсценировать.
  • Проанализировать текст.
  • Узнать что-либо.

Место проведения: актовый зал (большая классная комната).

Участники ярмарки: обучающиеся 4-6 классов.

Ярмарка “Дела давно минувших дней…..”

Оборудование:

1) Таблица старинных мер. Приложение 1

2) Палатки. Приложение 2

3) Прейскурант цен (в палатке “Самообслуживание”). Приложение 3

4) В каждой палатке товар, необходимый для покупки (по тексту задачи).

5) Текст задачи, отпечатанный для каждого ученика.

6) Прейскурант цен для палатки “Самообслуживание”, написанный для группы ребят.

7) Игра “Квартет” (для групп ребят, 5 экземпляров).

а) Старинные меры веса: на жёлтой бумаге в форме квадрата. На каждом квадрате отдельно слова: кадь, безмен, ласт, пуд, килограмм.

б) Старинные меры длины: на голубой бумаге в форме равнобедренного треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: аршин, верста, миля, дюйм, метр.

в) Старинные деньги: на розовой бумаге в форме разностороннего треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: полушка, копейка, полтина, алтын, грош.

г) Метрическая система мер: на зелёной бумаге в форме прямоугольника. На каждом прямоугольнике отдельно слова: миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр.

д) Метрическая система мер веса :на белой бумаге в форме ромба. На каждом ромбе отдельно слова: фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.

8) Старинный сундук.

9) Объявление о ярмарке. Приложение 4

Место проведения: актовый зал (или большая классная комната).

Ребята разбиты на 4 группы (в каждой группе ребята из разных классов) по 6 человек. Вдоль одной из стен – палатки.

Участники ярмарки:

- ведущий (учитель или ученица(к) старших классов)

- ученики 4-6 классов в костюмах крестьянских детей конца 19 - начала 20 веков (цветные кофты, рубашки, у девочек - ленты, на ногах онучи с лаптями или сапожки);

- два купца (в сапогах, жилетках, часы на цепочке) (ученики старших классов);

- три дочери первого купца (в сарафанах, на плечах платки с кистями, на голове ленты, на шее бусы) (ученицы старших классов);

- четыре торговца (за стойками палаток, в цветных рубахах, на голове кепки (с цветами), в сапогах, в палатках “Мясо-рыба” и “Овощи-фрукты” и в белых фартуках) (ученики старших классов);

Ход ярмарки

Ведущий(ая):

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

Ямрмарка - ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).

Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда в самых неудобных местах — на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка!

Скоморохи и шуты потешали публику. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая и ходя колесом, нахваливали их товар. То были первые, живые рекламные ролики.

Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих, покупающих и праздношатающихся. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты. (2 мин.)

Инсценировка.

Ярмарка прошлого века

Стук в дверь. Входят купцы и три дочери первого купца.

Купцы (вместе): Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

1-й купец: Сегодня мы проводим в нашей Покровской губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение быстро считать, быстроту мышления.

2-й купец: Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам!

Ведущий(ая):Но простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.

1-й купец: А поможет вам в этом волшебный сундук!

2-й купец: И мои дочери, которые получили хорошее образование.

Ведущий(ая): Ну что ж, ребята, откроем сундук. Что же там?

Ведущий приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц мер длины, веса, денег.

Ведущий: Ребята, эти таблицы (называет и показывает их) помогут нам переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер.

Купцы помогают ведущему разместить плакаты на сцене (или классной доске, если есть возможность, то проектируется на экран) и раздать таблички по группам.

Выступают дочери 1-го купца.

Старшая дочь:

Что мешает запомнить нам:
Тысяча килограммов – тонна.
Вес ее точный помнить буду,
Равен шестидесяти одному пуду.
Крестьянин, тонну запомнишь недаром:
На тонны счет заграничным товарам.

Рассказывает о старинных мерах длины, поясняя таблицу.

Средняя дочь:

Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.

И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.

Рассказывает о старинных мерах длины, поясняя таблицу.

Младшая дочь:

Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно.
К сожалению, без них мы не можем существовать.
Без денег не купить одежду, продукты,
Невозможно путешествовать, отдыхать….

Рассказывает о старинных денежных единицах, поясняя таблицу.

Ведущий(ая): Итак, вы ознакомились с таблицами мер веса, длины и денег. Давайте посмотрим, а сможем ли мы правильно вычислять, ведь все меры даны в десятичных дробях. Что же делать? (Пример с тканью: На платье нужно 2 аршина ткани. Сколько это в сантиметрах?).

Дети: Округлить данные значения всех мер до целых!

Ведущий: Молодцы! Округляем! (Купцы и дочери 1-го купца напоминают участникам в каждой группе правило округления десятичных дробей). Какая же ярмарка без шутки, веселья, песен?!

Каждая группа участников представляет номер художественной самодеятельности. (Песня, частушки и т.д.)

1-й торговец (палатка “Овощи-фрукты”):

Добры молодцы, красны девицы,
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли.
Вы нам деньги принесли,
А мы товару припасли.
Покупая наш товар, знай:
Там задача ждёт тебя. Да!

Ведущий(ая): Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, старинные меры массы в граммы пользуясь таблицами.

2-й торговец: (палатка “Самообслуживание”). Продаётся зоосад: 2 цыплёнка, 5 гусят.

Дети решают. Покупка достаётся той группе, которая быстрее всех и правильно решает задачу.

2-й торговец: (Проверяет решения). Продано!

1-й торговец: В нашем краю, словно в раю: рябину, грибы корзиной бери… Кладу на весы 2 фунта еды. (Сколько это граммов?) Покупай грибы! За фунт плати полтину. (Команды обдумывают ответы и один из команды совершает покупку)

3-й торговец (палатка “Ткани-одежда”): Продаётся модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

4-й торговец (палатка “Рыба-мясо”). Продаётся чебак (Чебак (уст. и обл.) - название частиковых рыб: плотвы, язя, леща и др.) на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника, за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар? (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

2-й торговец: Продаётся в лесопарке два мышонка , два крота. Налетай, покупай! (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

1-й торговец: Капуста не пуста, сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину. Команды выполняют вычисления и совершают покупку). (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

1-й торговец: На прилавке остался лишь кочан весом 5 кг, да и цена 1 кг выше на алтын с 4 грошами. Придётся тебе покупать этот качан!

3-й торговец: Папаха боярская с сапогами изношенными. Вместе стоят без четырёх грошей 6 рублей с полтиной. Покупай! Могу обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги - 3.

(Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

4-й торговец: Продаётся курица 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. Сом в 2 фунта, не простой - учёный. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

2-й продавец: В клетке 2 ежа, мышки две и два ужа. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

1-й торговец: В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половине – по полтине за фунт. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

3-й торговец: Продаю хвост лисий. Отдам за две полтины с пятиалтынным или за два хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

4-й торговец: Продаётся налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя алтынами, а макса - 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса – 2 фунта. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

2-й торговец: В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

1-й торговец: Дневной рацион для поросёнка: картофель 10 фунтов, свёкла - 2 фунта. Закупай овощи на три дня, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свёклы - алтын. (Команды выполняют вычисления и совершают покупку)

Все торговцы: Товар продан! Ярмарка закрывается! (20 мин.)

2-й купец: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваши родители могут смело доверять вам деньги и отпускать на ярмарки!

Ведущий(ая): Ребята, где вы побывали? Каковы особенности русской ярмарки?

Удобна ли была старинная система мер?

А сейчас мы выясним, хорошо ли вы её узнали. Поиграем в игру “Квартет”. Вам необходимо узнать и назвать данную систему мер, а также назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему.

Выполнившим первыми задания - петушки на палочке, остальным конфеты. (5-7 мин.)

Ведущий(ая): Ярмарка удалась! Покупки у всех славные! Деньги потрачены не зря! А теперь попьём чаю с бубликами, баранками и сладостями!